Физическое воспитание в рамках Типовой образовательной программы ДОУ От рождения до школы Круглый стол для воспитателей.
КРУГЛЫЙ СТОЛ.
Физическое воспитание в рамках Типовой образовательной программы ДОУ "От рождения до школы"
В условиях реализации новой Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендовано поэтапное создание авторских адаптированных образовательных программ как программ психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка, которыми определяется объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Содержание программного документа должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать приоритетные направления развития и обучения детей при реализации базовых образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Раздел "Физическое воспитание" состоит из трех частей:
1. Физкультурно-оздоровительная работа.
2. Физическая культура.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки. Программа ориентирует на создание условий, способствующей формированию навыков личной гигиены; способствует умению осознавать ценности здорового образа жизни, содействует воспитанию у детей потребности бережно относиться к своему здоровью, способствует ознакомлению с элементарными правилами безопасного поведения.
В процессе физического воспитания и обучения применяются дидактические педагогические принципы: систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования.
1. Принцип системности - является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим закаливания, формирование двигательных навыков). Вся эта система заключает в себя взаимосвязанные части: последовательность, периодичность, ритмичность, а также повторение вырабатываемых двигательных навыков.
2. Принцип сознательности и активности - в процессе физического воспитания и обучения важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо представить, что и как надо выполнять - собственная мысль о том, как выполнено движение, или слово, произнесенное вслух. В результате у ребенка возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически.
3. Принцип наглядности - формирование движений, их изучение осуществляется с помощью органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, мышц, суставов, связок. Если вначале при демонстрации нового упражнения главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется.
4. Принцип доступности и индивидуализации - оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей ребенка и степенью трудности заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействия и структурной общности, а также соблюдение постепенности при переходе к более трудным задачам.
Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий.
5. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований) - условия этого принципа.
заключается в постановке и выполнении более новых трудных заданий и в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя
достичь широкого круга жизненно важных умений навыков. По мере обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся.
В связи с экологической обстановкой в стране, неправильным питанием, нездоровым образом жизни некоторых родителей - дети дошкольного возраста часто болеют. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро. Словосочетания "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового образа жизни" заняли прочное место в беседах с родителями и детьми. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самих ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным-давно еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своим наблюдением:
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям, также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься". Сегодня, очень важно, нам взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и актуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель физкультурно-оздоровительной работы:
- способствовать укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать вырабатыванию правильной осанки, совершенствованию культурно-гигиенических навыков, пространственных ориентировок.
2. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
3. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.
Оздоровительные задачи.
1. Способствовать осуществлению под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
2. Содействовать обучению детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.
3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-7 минут.
4. Способствовать обучению детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Исходя из поставленных задач раздела, физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающей ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Она имеет оздоровительное и организующее значение. Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы. Гибкость, подвижность суставов, влияет на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и лёгкие, приучая их к относительной выносливости. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе даёт наиболее оздоровительный результат. Закаливание (солнце, воздух, вода) - укрепляет и закаляет организм, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, лёгкости, радости. Опыт работы подтверждает результат систематических оздоровительных мероприятий: укрепляется здоровье, организм закаляется, вырабатывается выносливость, снижаются простудные и инфекционные заболевания.
Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей.
Система знаний при освоении раздела.
Используемые методы: наглядный, словесный, практический.
1. Наглядно-методический прием- показ, зрительный ориентир, наглядные пособия, помощь воспитателя, слуховая наглядность.
2. Словесный прием- беседа, вопросы, команды, сигналы, сюжетный рассказ, объяснение, пояснение, указание, похвала.
3. Практический прием - наглядный, словесный, игровой, задания, элементы соревнования.
Формы организации.
1. Физкультурные занятия.
Во второй младшей группе важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Мы учим слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить свое место в групповых построениях. В соответствии с "Программой" физкультурные занятия проводится три раза в неделю. В занятии участвуют все дети. Третье занятие проводится на воздухе. Во второй младшей группе приходят дети, не посещавшие дошкольное учреждение, поэтому в первом квартале необходимо повторять материал предыдущего года: это даст новичкам возможность овладеть нужными навыками. Упражнения, уже освоенные детьми (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения ) могут сопровождаться музыкой. Ведущими способами организации детей при выполнении основных движений остаются фронтальный и поточный, при обучении наиболее сложным движениям (метание в вертикальную цель, лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, длину) используется индивидуальный способ.
Во втором полугодии (3 квартал) упражнять в основных видах движений можно по подгруппам: при этом воспитатель должен видеть всех детей, но основное внимание уделять тем, кто выполняет новое для него или наиболее трудное движение, требующее страховки. Например, одна подгруппа прокатывает мяч друг другу, другая под руководством воспитателя упражняется в прыжках в длину с места. На данном возрастном этапе в обучении в обучении детей применяются игровые приемы, выполнение упражнений педагогом вместе с детьми (показ, сопровождаемый объяснением). Большое значение имеет многократное активное повторение движений. Оценка деятельности детей преимущественно направлена на анализ их активности, умение действовать сообща, а также на правильность выполнения движений. В содержание занятий включается 5 - 6 общеразвивающих упражнений, которое выполняется в разных исходных положениях и повторяется 4 - 6 раз, темп выполнения средний. Для разучивания новых упражнений их сначала показываем и объясняем последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами: «Высоко поднимаем флажок, помашем им. Отпустим руки вниз». Широко используются игровой прием, зрительные ориентиры, предметы (погремушки, кубики, султанчики и т. п.).
Подвижная игра - проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Для поддержания интереса детей, воспитатель вносит изменения и дополнения (в сюжете, атрибутах, правилах, движениях). Способствовать обучению детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.
Утренняя гимнастика - продолжительность 5 - 6 минут, входят 5 - 6 общеразвивающих упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения на внимание, танцевальные движения, повторять их 5 - 6 раз. Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, используя показ, объяснения, напоминание, имитацию, что улучшает качество выполнения движений.
Подвижные игры вне занятий - проводятся ежедневно и в группе и на прогулке. Участие в играх воспитателя повышает интерес к ним, способствует развитию дружеских взаимоотношений. Для развития активности и самостоятельности роль ведущего поручают кому-нибудь из детей. Особое внимание уделять выполнению действий по сигналу ("Беги","Лови" и т.д.) и правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занять свое место при построении и т.д.). Подвижные игры включают: хороводы, игры с музыкальным сопровождением, песнями, рифмованными текстами. С расширением кругозора ребенка и его двигательного опыта становятся разнообразными. Основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей ("Кот и мыши", "Поезд", "Наседка и цыплята" и др.). В играх появляются задания, связанные с узнаванием и заполнением предметов, форм (кубы, кружки, квадраты) с различием основных цветов ("Найди свой цвет"), звуков ("Угадай, кто кричит"). Необходимо, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей - это повышает их активность, придает детям яркую, эмоциональную окраску.
Самостоятельная деятельность-воспитатель продумывает и рационально размещает оборудование, которое побуждает к их движениям. Приемы - личный пример поощрения детей за самостоятельность выполнения упражнений, помощь воспитателя ребенку, подсказка, своевременная подсказка, смена видов деятельности.
Физкультурные досуги - проводятся раз в месяц. Включают знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, игры - забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ребенку радость от ощущения красоты собственных движений в играх, забавах, аттракционах, танцах, хороводах, играх с пением.
Содержание досуга:
1. красочное оформление помещения;
2. подбор ярких игрушек, пособий;
3. выразительные костюмы персонажей;
4. со вкусом подобранная и исполненная музыка;
5. не следует перегружать восприятие детей чрезмерным насыщенным содержанием досуга, слишком ярким оформлением;
Физкультминутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Цель проведения - повысить или удержать умственную работоспособность на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха; мышцы туловища, спины, кисти руки. Выполняется она в течении 1,5 - 2 минуты.
Гимнастика после сна - проводится во второй половине дня в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопие. Длительность проведения 7 - 15 минут
1 ч. Разминка в постели - упражнения на дыхание, самомассаж, корректирующие движения в положении лежа, сидя.
2 ч. Ходьба по ребристой дорожке (профилактика плоскостопия, полоса препятствий), 5 - 6 упражнений общеразвивающего игрового характера, имитация движений птиц, животных и т.д.
3 ч. Произвольная ритмическая гимнастика и игра малой подвижности (на внимание, осанку, дыхание).
Пальчиковая гимнастика - проводится для развития мелкой моторики рук.
Создание условий для реализации раздела программы.
Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой и творческой личности.