Отчёт по результатам работы на педсовете школы по теме Активизация творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования
Отчёт по результатам работы на педагогическом совете школы по теме
«Активизация творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования».
Школа села Широкий Лог расположена в таёжном уголке Амурской области, в 70-ти километрах от районного центра, где не каждый день бывает телефонная связь, практически отсутствует сотовая связь, нет радио, и не все могут позволить себе спутниковое телевидение, когда жителям приходится только мечтать об использовании сети Интернет.
Численность обучающихся в школе с каждым годом уменьшается. Большинство школьников из малообеспеченных и неблагополучных семей, на первом месте у которых: «Что я сегодня буду кушать…».
Результаты исследования показали, что в силу социальных причин познавательный интерес, качество знаний снижается. Страх ситуации проверки знаний присутствовал у 28% школьников, страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 39% обучающихся.
Какие качества следует воспитывать, а с какими бороться? Несмотря на позитивные сдвиги в образовании, положение дел оставляет желать лучшего. Настало время когда в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в современном, высокотехнологичном, конкуретном мире.
И главная задача школы, в том числе и моя, найти такие методы и приёмы обучения, которые смогут и слабому ученику почувствовать себя успешным, стать счастливым, найти своё место в жизни, адаптироваться к любым ситуациям. Как мне представляется активизировать творческий потенциал обучающихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: адаптивной системы обучения, информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии личностно-развивающего обучения.
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования, была сформулирована тема педагогической системы: «Активизация творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования».
Цель: Создание условий для активизации творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний.
Адаптивная система обучения – это образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
Актуальность заключается в том, что такая система работы позволят создавать между педагогом и обучающимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю самоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности, а главное воспитывать веру в себя и в успех.
Теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта позволили исследовать творческий потенциал личности, разработать систему его формирования в учебном процессе, а также установить связь между активизацией творческого потенциала и повышением качества образования.
Данная тема является ключевой в приоритетных направлениях нашей школы в программе развития школы на 2013-2018 годы, так как миссия школы – формирование , нравственной личности как субъекта образовательного процесса и Российской культуры.
Анализ педагогической литературы позволил мне сформулировать основные формы работы:
Проектная деятельность.
Её сущность состоит в том, что старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной, творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Опыт работы даёт основание утверждать, что проектная деятельность способствует более успешному усвоению обучающимися нового материала, повышению учебной мотивации, формированию навыков поведения в коллективе. Персональный проект – это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносится с деятельным подходом. Проекты требуют знаний из разных областей науки. Когда проект написан, то автор его защищает на школьных конференциях, муниципальных и региональных конкурсах.
Обучающиеся подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Перечислю лишь некоторые из них:
«Восстановление лесов на гарях» (муниципальный, региональный конкурс – 1-ые места, всероссийский конкурс – лауреаты).
«Школьный дендропарк» (региональный конкурс – 2 мсто).
«Достойный пейзаж» (муниципальный и региональный конкурс – 1 –ые места).
«Чистое село» (школьный – 1 место).
«Мы ждём вас, птицы» (школьный – 2 место).
«Зелёные зоны села» (школьный – 1 место).
«Детская площадка в школе» (муниципальный 2 место).
Демографический прогноз на основе последней переписи населения села Широкий Лог» ( 1 место на школьной конференции).
«Экологические последствия золотодобывающей промышленности Амурской области» ( 2 – ое место в школе).
«Наш школьный двор» (2-ое место в муниципальном конкурсе).
Работы оказались интересными и заинтересовали работников лесничества, администрацию школы. Эти проекты были реализованы. В школьном дворе силами обучающихся, их родителей, педагогов школы была построена игровая площадка, разбиты новые клумбы и рабатки, выгоревшая территория леса засажена молодыми сосёнками.
Лабораторный практикум и опыты.
Программа школьного курса географии предусматривает проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом. На уроках географии и внеклассных занятиях я провожу практические работы, отражающие актуальные показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню сложности, соответствующие базовым курсам географии и доступные для выполнения обучающимися.
Работы построены по принципу научности, методической достаточности, широты оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и дидактической насыщенности изложения.
В кабинете географии есть две мини – экспресслаборатории «Пчёлка». Практические работы с использованием этого технического средства можно проводить на разнообразных уроках. Например при изучении темы «Почва» география 8 класс, провожу работы «Кислотность и засолённость почв Широкого Лога»; «Антропогенные нарушения почв», «Польза и вред полиэтилена». По теме «Климат» в 6, 7,8 классах: «Изучение запылённости воздуха», «Наблюдение за составом атмосферных осадков», «Определение содержания в воздухе углекислого газа». Тема «Гидросфера»: «Органолептические показатели воды», «Влияние синтетических моющих средств на зелёные водные растения» и другие.
Личностно ориентированное обучение.
Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса, так назрела необходимость создания программы «Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания». Цель программы – это создание условий для успешной самореализации и развития ребёнка». Для выявления мотивов и познавательных интересов обучающихся использовалось анкетирование, в котором приняли участие ученики 8-10 классов. Результаты анкетирования позволили сделать выводы, важные для реализации на практике личностной направленности в обучении. Наибольший интерес был к вопросам экологического характера, а также вопрос трудовых вакансий в связи с развитием хозяйства района.
Несомненно, эти показатели отражают ценностные ориентации обучаемых, а одна из главных ценностей нашего современного общества – это чувство патриотизма – любовь к своей стране и своему краю, а это, несомненно, - прерогатива географии. Так как я веду уроки географии и руковожу школьным лесничеством у меня имеются большие возможности открыть для ребят значение своей «малой Родины».
При изучении темы «Понятие хозяйство. Его структура» - 9 класс, знакомя обучающихся с хозяйством Амурской области, привожу примеры воздействия промышленности и сельского хозяйства на состояние природы Амурской области. Тема «ТЭК» - обращаю внимание на сложную проблему, возникшую в связи с развёртыванием стройки на Ерковецком угольном месторождении. Урок «История освоения, заселения и исследования Амурской области» провожу в школьном краеведческом музее. Этот урок создаёт определённый эмоциональный настрой, прививает любовь к природе, людям, проживающим в нашей местности, вызывает интерес к прошлому своей области, района, села. При изучении темы «Природа амурской области провожу интегрированные уроки географии и экологии, используя методики исследовательских работ. В 8 классе изучаем и исследуем почвы Широкого Лога, при изучении темы «Лесные ресурсы» , занимаемся описанием древостоя широкологских лесов, исследуем повреждения древесных пород, выявляем редкие и исчезающие растения своего района и изучаем антропогенное влияние на природу.
Тема «Климат» - даю задания, требующие собственных оценок: заполните таблицу «Особенности климата Амурской области».
Благоприятные Неблагоприятные
Ответьте на вопрос: «Какой общий вывод можно сделать о климате и его значении в жизни населения?»
Личностно ориентированные уроки предполагают не только обучение основным предметным знаниям, умениям и навыкам, но и выявление способов овладения тем или иным навыком каждым учеником, раскрытие процесса, технологии усвоения.
Использование на уроке фольклора делает урок более ярким, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности, такие уроки я называю Урок – мудрости. Творческий потенциал развивает уроки на игровой, состязательной основе: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра и другие.
Можно отнести сюда и уроки – имитации современных телевизионных игр, развивающие интерес к географии.
Уроки - походы, экскурсии, организация внеклассной работы по географии, проведение выставок географических открытий – это лишь небольшой пример уроков, развивающих творчество обучающихся.
На графике показана динамика качества знаний обучающихся, с которыми проводилась работа с использованием данной технологии. Для сравнения приведены данные качества знаний классов до её использования.
Взяты результаты за 2007- 2009 годы и 2011 – 2013 учебные годы.
Применение информационных технологий на уроках географии.
Основные направления применения электронных учебников и интернет ресурсов в обучении географии.
Проверка результатов обучения (тесты, творческие и практические работы)
Принципы педагогической техники.
Принцип свободы выбора.
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора.
Свобода – безоговорочная для всех ценность. Никто, а особенно, дети, не любит навязчивых действий, чуждых решений, отсутствие выбора. В рамках любой системы обучения можно реализовать этот принцип. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за выбор.
Принцип открытости.
Формулировка: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Ученик должен осознавать, что есть информация, которой он ещё не знает. «Я знаю, чего я ещё не знаю». Сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Главное достояние школьника – жадность к познанию и саморазвитию.
Принцип деятельности.
Формулировка: освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи.
Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности.
Формулировка: максимально использовать возможности, знания и интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация обучающихся, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то тогда они сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.
Примеры интереса к учебному материалу:
Привлекательная цель (принцип обратной связи и идеальности).
Перед обучающимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Например: география 5 класс при изучении темы «Солнечная система»: На какой планете вы бы хотели жить? 8 класс тема «Россия на карте часовых поясов»: Где вы можете 2 раза отметить свой день рождение или встретить Новый год?
Отсроченная отгадка (принцип деятельности и идеальности). В начале урока загадываю загадку или сообщаю удивительный факт, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Например: 8 класс тема «Природные зоны» - может ли гриб быть выше дерева? 6 класс тема «Атмосфера» - могут ли капли дождя не долетать до поверхности земли?
Фантастическая добавка (принцип обратной связи, деятельности, открытости). На уроке реальную ситуацию добавляю фантастикой. Например: география 5 класс тема «Вселенная» можно предложить такую ситуацию: «Что бы вы делали, если присутствовали на Земле в тот момент, когда наступило резкое похолодание?». 7 класс при изучении материков «Представьте, что вы оказались в Африке (в Австралии, в Америке) с первооткрывателями материков, как вы будите объясняться с коренными жителями материка? Как узнаете об их обычаях, расскажите о себе?».
Пресс – конференция (принцип открытости, идеальности, деятельности, обратной связи). При изучении нового материала намеренно неполно раскрываю тему, предложив обучающимся задать дораскрывающие её вопросы. Когда вопросы заданы, можно разделить их на группы: вопросы, на которые можно ответить сейчас и на которые можно найти ответ в дополнительной литературе, на которые ответ, возможно не знает никто.
Вопрос к тексту (принцип деятельности, открытости, идеальности, обратной связи). Перед чтением и изучением нового текста ставится задача: составить список вопрос к тексту.
Своя опора (принцип деятельности, открытости, свободы выбора).
Обучающиеся составляют собственный опорный конспект по новому материалу.
Здоровьесберегающие технологии.
Что может сделать педагог для сохранения здоровья обучающихся?
Обеспечить в кабинете соблюдение гигиенических требований.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при планировании и проведении уроков.
Создавать благоприятный психологический климат урока.
Чередовать различные виды деятельности на уроке, темп, использовать различные методы.
Соблюдать динамическую организацию урока (физкультпаузы, гимнастику для глаз и т.д.) Физкультпаузы можно подбирать так, чтобы они способствовали снятию усталости и одновременно закрепляли географические понятия. Например при изучении сторон горизонта можно задействовать обе руки, сопровождая движения стихотворением:
Север, запад, юг, восток-
Компас очень нам помог!
При изучении отличий «молодых» гор от «старых» обучающиеся неплохо воспринимают такую рифмованную информацию, которую сопровождают жестами:
Горы молоды, когда?
Когда у них большая высота,
Острые верхушки и белые макушки!
При оценке опыта всегда возникает вопрос: а каковы же результаты?
Для проверки результативности моей педагогической системы были определены следующие показатели:
- качество знаний обучающихся;
- участие в конкурсах;
- интерес обучающихся к урокам географии.
Материалы первого этапа создания педагогической системы.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образование. Современный выпускник совсем не такой, как 10 лет назад. Пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.
При обобщении опыта была поставлена цель - создать условия для активизации творческого потенциала учащихся и повышение качества знаний на уроках географии, основанные на современных технологиях, состоящие из конкретных приемов и форм работы, чтобы впоследствии при экономной затрате сил и времени достигать максимального результата.
В настоящее время ведущей идеей стратегии модернизации образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Школьная география ответственна за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине. Этот предмет формирует в сознании школьников географическую картину - целостный образ современного мира. Задача учителя географии состоит в том, чтобы выявить в содержании практически каждого урока ведущие гуманитарные идеи, обладающие развивающей силой и формирующие личностное отношение каждого школьника к изучаемому материалу.
Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
Среди главных отличий можно назвать следующие:
содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий географической картины мира;
выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;
большое внимание уделено внеклассной работе по предмету.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Школьная география, особенно география России - предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии - осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеклассная работа по предмету.
Внеклассная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования - создание условий для активизации творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы обучающихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам.Условием появления у обучающихся способности принимать решения и отвечать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участия школьника в реализации программы внеклассной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт - проект, исследование, презентация, практическая деятельность, когда виден продукт своей деятельности.
Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеклассной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России.
Организация в школе внеклассной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
В 2012 году была проведена психологическая диагностика учащихся 5-11 классов. Основными целями были следующие:
• Определить мотивационные сферы обучающихся;
• Помочь дезадаптированным детям сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного функционирования ребёнка в школьной среде.
Исследование проводилось с использованием разнообразных диагностических методик (наблюдение за учащимися в учебно- воспитательном процессе, беседы с учителями, родителями, детьми, анкетирование, тестирование детей и родителей).
По итогам проведённой диагностики был определён уровень сформированности социально-адаптированных качеств личности ребёнка, что позволило наблюдать за изменениями в развитии обучающихся и вовремя прийти на помощь, если показатели этого требовали.
По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:
Число детей с негативным отношением к школе (дезадаптированными) невелико - 4%.
Степень сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень- 15%
Средняя норма - 39%
Внешние мотивы - 28%
Низкая мотивация - 14%
Негативное отношение к школе - 4%.
Данные диагностики, после применения инновационных технологий:
Высокий уровень- 25%
Средняя норма - 49%
Низкая мотивация - 4%
Негативное отношение к школе - 1%.
Сфомированность социальной адаптированности учащихся:
Критерий оценки Достаточно
хорошо Несколько хуже Недостаточно
развито
Любознательность 60% 27% 13%
Коммуникативность71% 22% 7%
Готовность принятия социальных ролей 63% 24% 13%
Способность к самооценке 57% 20% 23%
Социальная
активность 65% 30% 5%
Сформированность эмоционально- ценностного отношения к миру 50% 34% 16%
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы, что учащиеся имеют:
Позитивный уровень возрастного и личностного общения;
Общаются со сверстниками и взрослыми легко при любых обстоятельствах;
Наблюдается рост самооценки;
Осознают затруднения, умеют их преодолевать, а следовательно, научены самоизменяться;
Наблюдается рост интеллектуальной работоспособности;
Растёт качество творческих работ.
Изучение мотивов учебной деятельности показало, что среди подростков (6-7 класс) преобладают такие мотивы, как интерес к содержанию материала, ожидание нового, нестандартные приемы при проведении занятий, личностные качества самого учителя, психологическая поддержка педагога во время занятий. А среди старшеклассников (9-11 класс) 71% от общего количества опрошенных имеют такой мотив, как стремление к успеху, что обусловлено дальнейшим выбором профессии и поступлением в высшие учебные заведения.
Анализ уровня развития мотивов по различным видам учебной деятельности показал, что на конец 2012-2013 учебного года:
на 15 % повысилась мотивация преобразовательной деятельности (с 56% до 71% в)
на 18% увеличился уровень мотивации оценочной деятельности (с 50% до 68%)
на 15% вырос уровень мотивации коммуникативной деятельности (с 55% до 70%)
Материалы второго этапа создания педагогической системы.
Многие ученые ставят перед собой задачу — помочь учителю так организовать образовательный процесс, чтобы эффективно научить учащихся осознавать затруднения, возникшие перед ними, научиться их преодолевать, а следовательно, самоизменяться. Для этого создаются адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т. д. Перед автором встала проблема выбора инструментария для организации такого образовательного процесса. Нужно было сориентироваться в море обучающих ресурсов. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты», - писал Ж.-Ж. Руссо. Были изучены следующие современные технологии:
1.Концептуальные положения проблемы реализации творческого потенциала на основе деятельного подхода (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов B.C. Ильин);2. Теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).
3. Теории применения инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (И.С. Якиманская);4.Теории развивающего обучения (JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин);5. Приёмы педагогической техники А.А.Гина.
Согласно психолого-педагогическим основам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина:
Процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной, личной деятельности, опосредствованной его отношениями с воспитателями, педагогами.
Деятельность выступает субстанцией личностного развития. Между обучением и психическим, личностным развитием человека стоит активная деятельность.
Внешние мотивы - это мотивы долга, обязанности, страха наказания. Внутренние мотивы, возникают самопроизвольно, без всяких усилий со стороны ученика, вследствие интереса решать проблему.
Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.
Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Все это обязывает в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса. Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Данная система позволяет решить следующие задачи:
Сформировать устойчивый интерес к географии с помощью адаптивной системы образования, на основе личностно-ориентированного обучения развивать память, внимание, логическое мышление.
Активизировать творческий потенциал учащихся при широком использовании в преподавание географии информационнокоммуникационных технологий.
Создать условия для проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями. На основе системы, по которой я работаю, была разработаны и внедрена в учебный процесс программа по реализации поставленных задач «Программа по активизации творческого потенциала учащихся и повышение качества знаний по географии». Данная программа была утверждена на методическом объединении учителей в 2013 году.
Материалы третьего этапа создания программы.
Адаптивная система образования даёт возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движении с учётом своих возможностей и способностей.
Основные направления деятельности по реализации цели:
Отработка механизма использования новых технологий, средств обучения.
Создание авторских программ.
Активизация творческой деятельности обучающихся с учётом
дифференциации и индивидуализации личностного подхода.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Особенностью базисного учебного плана является то, что учебный предмет «География» в 6 классе сокращен на 1 час в неделю за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание», но основные географические понятия закладываются именно в 6 классе, поэтому в шестом классе я дополнительно веду 1 час краеведения. Краеведческий подход при обучении географии позволил, сформировать положительный образ территории, способствовал развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю. В 9 классе дополнительно проводится факультатив «Лесное хозяйство Амурской области». Главное отличие — обязательное включение внеклассной работы по предмету. Разработана и апробирована программа школьного лесничества, которая включает практическую и исследовательскую работу на краеведческом материале. С целью повышения качества знаний внедрена программа дифференциации и индивидуализации в процессе обучения географии и экологии. Данная программа не только отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников, но и представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы степень самостоятельности школьников со временем возрастала, доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера - именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.
Заключение.
Таким образом, разработанная мною система активизации творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования по географии дала положительные результаты по первому показателю – качество знаний. Важным показателем работы считаю и участие в конкурсах, конференциях.
Предложенная система позволила повысить творческий потенциал обучающихся, качество знаний по географии, поэтому можно сделать следующие выводы:
Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии для стимулирования творческой активности к предмету.
Разработанная система позволяет повысить качество знаний, увеличить количество детей увлекающихся географией, создать положительную устойчивую мотивацию к географии.
Данная система работы мною апробирована, обоснована и защищена перед педагогами школы. Элементы системы представлены в виде мастер классов для педагогов района.