Урок окружающего мира в 3 классе Экосистема озера


Тема: Экосистема озера.

Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала, включающий этап нового материала и этап закрепления.

Цель: Знакомство с растениями и животными озер, их «профессиями» в экосистеме

Задачи: Познакомить учащихся с экосистемой озера и особенностями круговорота веществ в нем.
Развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе
Педагогические технологии: проблемное обучение, групповое обучение, ИКТ, здоровьесберегающая технология,

Оборудование: презентация «Экосистема озера», карточки, тест.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Совместное «открытие» знаний.
4. Первичное закрепление материала.
5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
8. Релаксация.
Содержание урока.
I Организационный момент. Формулирование темы и цели урока.
1) Я настрой себе нашел,
Чтобы быть везучим.
У меня все хорошо,
А будет еще лучше!

2) Картинка озера (слайд 1)
- Посмотрите вот сюда:
Тихо плещется вода,
Здесь есть лилии, тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоем –
А зовется он … озером.
- Кто сформулирует тему урока? (Слайд 2, 3)
- С какой целью мы будем изучать эту тему? (Должны узнать, кто и как живет в озере)
II Актуализация знаний и постановка проблемы.
1) Заполнение теста.
2) Фронтальная проверка теста:
- Что такое озеро?
- Какие бывают озера?
- Назови живые компоненты экосистемы.
- Назови «профессии» живых организмов и их роль в экосистеме.
- Что произойдет в экосистеме, если исчезнут «разрушители»?
3) Постановка проблемы.
Чтение диалога в учебнике на стр. 47 .
Проблема: Почему озеро зарастает и превращается в болото?
(Учащиеся предлагают свои версии)

III Совместное «открытие» знаний.
1) Подводящий диалог.
- Давайте вспомним, где располагаются озера? (Вода стекает в углубления суши)
- Что несет вода, которая стекает в озера? (Песок, почву с мелкими мертвыми организмами с соседних экосистем)
- Во что все это превращается в озере? (В ил)
- Какую работу должны выполнять разрушители? (Двойную работу: перерабатывать отходы озера и соседних экосистем)
- Что произойдет со временем с озером? (Превратится в болото)

Динамическая физминутка.

2) Презентация «Экосистема озера» (Слайды 3-12 ) Сообщения учащихся о животных и растениях озера.
3) Заполним схему круговорота веществ в озере и проанализируем ее
(Слайд 13)
- Почему на месте озера со временем появляется болото? Сравнив свой вывод с выводом в учебнике на стр. 46.
Физминутка для глаз
IΥ Первичное закрепление материала. Фронтальная проверка.
Учащимся по группам предлагаются карточки с вопросами. При работе можно пользоваться учебным текстом.
Υ Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Стр. 49 № 4, 5, 6.
ΥI Подведение итогов. (Слайд 14, 15)
- Какие «профессии» живых организмов есть в озере?
- Кто их них не справляется со своей работой?
- Какой из этого круговорот веществ в озере?
- Что со временем происходит с озером?
- Над какой темой работали? Какие новые знания получили?
- Где могут пригодиться новые знания?
- В группе работать легче, интереснее, чем одному?
ΥII Домашнее задание. (Слайд 16)
Познакомиться со всеми обитателями озера на одном уроке мы просто не
можем. Это вы сможете сделать дома или в библиотеке. Приготовьте интересные сообщения с интересными рассказами об обитателях озер.
ΥIII Релаксация.
На доске картинка озера. Заполним его красивыми камешками:
- красным, если на уроке было интересно, узнали новое;
- желтым, если было интересно, но ничего нового не узнали;
- синим, если было неинтересно.