Урок окружающего мира в 3 классе Экосистема озера 
   Тема:            Экосистема озера.
   
     Тип урока:  Комбинированный урок изучения нового материала, включающий этап  нового материала и  этап закрепления.
   
     Цель:     Знакомство с растениями и животными озер, их «профессиями» в экосистеме
   
     Задачи:     Познакомить учащихся с экосистемой озера и особенностями  круговорота  веществ в нем. 
                  Развивать умение прослеживать причинно-следственные связи,   анализировать, делать выводы.    
                  Воспитывать бережное отношение к природе
Педагогические технологии: проблемное обучение, групповое обучение, ИКТ, здоровьесберегающая технология, 
    
    Оборудование:  презентация «Экосистема озера», карточки, тест.
                                               План урока.
1.  Организационный момент.
2.  Актуализация  знаний. 
3.  Совместное «открытие» знаний.
4.  Первичное закрепление материала.
5.  Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
6.  Подведение итогов.
7.  Домашнее задание.
8.  Релаксация.
                                         Содержание урока.
I  Организационный момент. Формулирование темы и цели урока. 
   1)  Я настрой себе нашел,               
        Чтобы быть везучим.                 
        У меня все хорошо,                 
        А будет еще лучше!                   
   
   2)  Картинка озера  (слайд 1)
        - Посмотрите вот сюда:
          Тихо плещется вода,
          Здесь есть лилии, тростник,
          Есть беззубка, прудовик, 
          Водомерка вот бежит.
          Всюду бурно жизнь кипит.
          Это пресный водоем –
          А зовется он …  озером.
- Кто сформулирует тему урока? (Слайд 2, 3)
- С какой целью мы будем изучать эту тему? (Должны узнать, кто и как живет в озере)
II   Актуализация знаний и постановка проблемы.
      1)   Заполнение теста. 
       2)   Фронтальная проверка теста:
       - Что такое озеро?
       - Какие бывают озера?
       - Назови живые компоненты экосистемы.
       - Назови «профессии» живых организмов и их роль в экосистеме.
       - Что произойдет в экосистеме, если исчезнут «разрушители»?
   3) Постановка проблемы.
       Чтение диалога в учебнике на  стр. 47 .
       Проблема: Почему озеро зарастает и превращается в болото? 
       (Учащиеся предлагают свои версии)
    
III   Совместное «открытие» знаний.
       1)   Подводящий диалог.
           - Давайте  вспомним, где располагаются озера? (Вода стекает в углубления суши)    
        - Что несет вода, которая стекает в озера? (Песок, почву с мелкими мертвыми организмами с соседних экосистем)
          -  Во что все это превращается в озере? (В ил)
          - Какую работу должны выполнять разрушители? (Двойную работу: перерабатывать отходы озера и соседних экосистем)
          -  Что произойдет со временем с озером? (Превратится в болото)
             
       Динамическая физминутка.
      
       2)   Презентация «Экосистема озера» (Слайды 3-12 )        Сообщения учащихся о животных и растениях озера.
       3)   Заполним схему круговорота веществ в озере и проанализируем ее 
              (Слайд 13)   
           - Почему на месте озера со временем появляется болото? Сравнив свой вывод с выводом в учебнике на стр. 46.
Физминутка для глаз
IΥ   Первичное закрепление материала. Фронтальная проверка.
        Учащимся по группам  предлагаются карточки с вопросами. При работе можно пользоваться учебным текстом.
Υ Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
            Стр. 49 № 4, 5, 6.
ΥI  Подведение итогов. (Слайд 14, 15) 
   -  Какие «профессии» живых организмов есть в озере?
   -  Кто их них не справляется со своей работой?
   -  Какой из этого круговорот веществ в озере?
   -  Что со временем происходит с озером?
   -  Над какой темой работали? Какие новые знания получили?
   -  Где могут пригодиться новые знания?
   -  В группе работать легче, интереснее, чем одному?
ΥII  Домашнее задание. (Слайд 16)    
            Познакомиться со всеми обитателями озера на одном уроке мы просто не
можем. Это вы сможете сделать дома или в библиотеке. Приготовьте интересные сообщения с интересными рассказами об обитателях озер.
ΥIII  Релаксация.
         На доске  картинка озера. Заполним его красивыми камешками:
   - красным,  если на уроке было интересно, узнали новое;
   - желтым, если было интересно, но ничего нового не узнали;
   - синим, если было неинтересно.