Урок-практикум по гражданскому воспитанию на тему Общие понятия об уголовном процессе. Права, ответственность и обязанности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве


Дата: 2. 12.2015
Дисциплина: гражданское воспитание
Класс: 12 «А»
Тип урока: Урок- практикум.
Тема урока: Общие понятия об уголовном процессе. Права, ответственность и обязанности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Субкомпетенции:
1.Описание способов применения в повседневной жизни предписаний уголовного права, уголовно-процессуального и административного права.
2.Аргументирование значимости призвания и труда для личностного роста и успеха в карьере.
Основная цель урока: - повысить уровень правовой культуры, как условие личностного и карьерного роста учащихся, путем углубления представлений об особенностях Уголовного процесса.
Операциональные цели урока:
Ученики смогут:
О1 - Оперировать понятиями: уголовный процесс, прокурор, следователь, обвиняемый, пострадавший, уголовное преследование, несовершеннолетние, судья, защитник и т.д.
О2 - Определять цели, задачи и содержание уголовного процесса, опираясь на источники права.

О3 – Опираясь на текст учебника, охарактеризовать участников уголовного судопроизводства.
О4 – Анализировать деятельность участников уголовного судопроизводства по предложенной инструкции на примере практического задания.
О5 – Сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, исследовательский метод.
Дидактические стратегии: прием «Изучение казусов», кластер, PRESS, открытая трибуна, пинг-понг, синквейн, свеча исповеди
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, работа в группах .Средства обучения: учебник для 12-го класса «Гражданское воспитание», авторы: И. Ботнарь, О. Дандара, В. Олару, М.Присэкуцэ, презентация ppt, раздаточный материал, .Оценивание: устное оценивание, взаимооценивание, оценивание работы в группах, комментирование оценок и их выставление в классный журнал и в дневники учащихся.
Этапы урока Цели Деятельность преподавателя Деятельность ученика Методы и способы Время
1.Организационный момент. Проверка посещаемости и готовности к уроку учеников и техники. Объявление темы и целей урока. Отвечают на вопросы.
Совместная постановка целей
Делают записи в тетради. Беседа. 1 мин
1 мин
2.Актуализация знаний. 2.1 Дает задание по группам.
Проблема: Является ли невменяемость по причине алкогольного опьянения смягчающим обстоятельством при установлении степени вины?
2.2 Проверяет д/з: составление аргумента относительно моратория на смертную казнь. Группы готовят ответ с опорой на кластер.
Определить обстоятельства смягчающие вину;
Определить обстоятельства отягчающие вину;
Перечислить виды наказания.
Высказывают аргументированную точку зрения (за/против/воздерживаюсь) на мораторий по применению смертной казни. Работа в группе. Графический метод – кластер.
PRESS
Открытая трибуна 1 мин
2 мин
2 мин
6 мин
12 мин
3. Вызов. О13.1 Подает информацию об осужденных по преступлениям серийного маньяка.
3.2 Обращается к эпиграфу и предлагает ученикам прокомментировать его. Размышляют над проблемой, выдвинутой в документе.
Комментируют эпиграф: « Правосудие является постоянным и вечным желанием, чтобы каждому воздалось по заслугам».
Домитус Ульпен Работа с ист.
Видео о Чикатило
12.20-14.20
Презентация Power Point
Комментарий 1 мин
2 мин
15 мин
4.Реализация целей. О1О2О3
4.1 Мини-лекция по презентации об источниках и содержании уголовного процесса.
Дает задание по источнику на стр. 44.
Объясняет с опорой на схему этапы уголовного процесса. Слушают учителя. Делают опорные записи в тетрадь.
Знакомятся с документом (Статья 1 УПКРМ) и составляют вопросы к документу. Отвечают на вопросы других групп. Презентация Power Point
Пинг-понг 4 мин
3 мин
22 мин
4.2 . Дает задание по группам.
Написать синквейн по участникам уголовного процесса, выявляющих права, ответственность и обязанности лиц в уголовном судопроизводстве. Выполняют задание по группам:
для участников уголовного процесса со стороны обвинения.
для участников уголовного процесса со стороны защиты.
для лиц, способствующих проведению процесса: Синквейн
3 мин
3 мин
28 мин
О4 4.3. Разъясняет задание группам на основе инструкции:
1. описание фактов;
2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
3. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;
4. Принятие решения группой, по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения. Знакомятся с фабулой дела.
Работают в группах по первому заданию:
описывают объективную сторону преступления
описывает субъективную сторону преступления
определяют признаки преступления.
Работают в группах по второму заданию:
1 - Адвокаты : Подберите аргументы, оправдывающие поведение подзащитного;
2 – Обвинители:Подберите аргументы виновности Петрова Дениса;
3- Журналисты: подготовьте тезисы для статьи в газету о преступлении.
Представляют свою работу в группе. Изучение казусов 1мин
2мин
4мин
35 мин
5.Рефлексия. О2Задает вопросы, выявляет проблемы:
Что вам не понравилось?
Какие трудности вы испытали?
Чему вы научились ?Отвечают на вопросы, анализируют свою работу
во время проведения практикума.
Оценивание собственной работы, работы партнера. Беседа. 2 мин
37 мин
6. Осмысление О1О5 Предлагает для решении учебные ситуативнные задачи для формирования умение применять полученные знания
Ученики, опираясь на полученные знания и на общий уровень правовой культуры решают учебные ситуационные задачи.
Свеча исповеди 6 мин
43 мин
7.Комментарий оценок и д/з. Корректировка оценок учащихся
Комментирует оценки учеников. Записывают д/з, комментируют ответы коллег Комментарий 2 мин
45 мин