Урок по гражданскому образованию по теме,,Мои права и обязанности 
Тема. «Мои права и обязанности»
(с использованием народной сказки «Зайкина избушка», В. Катаев «Цветик-семицветик» и  сказочных героев)
Цели: 
•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
•Формировать коммуникативные умения школьников;
•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
•Прививать интерес к чтению; 
Оборудование: 
•Лепестки со значками по правам человека;
•выставка сказок;
•на доске – детские коллажи, рисунки родословного дерева и части пословиц;
•презентация;
ХОД УРОКА
1. Целеполагание:
-В какой стране мы живём? 
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения.. -У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.
2.Знакомство с правами:
 -Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
 труд 
 жизнь 
 прислуга 
 отдых 
-А что самое важное среди остальных благ? 
-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече? 
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток
21209020955-А зачем человеку труд? 
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
 В мире слов разнообразных, 
 Что блестят, горят и жгут, - 
 Золотых, стальных, алмазных, - 
 Нет священней слова: "Труд!" 
 Все, что пьем мы полной чашей, 
 В прошлом создано трудом: 
 Все довольство жизни нашей, 
 Все, чем красен каждый дом. 
 Новой лампы свет победный, 
 Бег моторов, поездов, 
 Монопланов лет бесследный, 
 Все - наследие трудов!... -Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.
-Кем вы хотите стать.
-Что приносит счастье – труд или безделье? 
-Найди концовку пословиц среди записей на доске:
«Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут
«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи» 
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.  лепесток
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём. 
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
 -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
 -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. 
-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. лепесток
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные. 
-А обладают ли этими правами дети? 
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.) 
3.Анализ ситуаций: 
-Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое? 
-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый.
 Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
 Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
 Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. 
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
 Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
-Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». 
-О каких же ещё правах в ней говорится?
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя. 
-Каждый ребёнок имеет право на имя. лепесток
-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. 
 Прадеды 
 Кем был твой прадед на Руси – 
 Свою фамилию спроси. 
 Есть в каждом классе Кузнецов. 
 Кто прадед Кузнецова? 
 Он был из рода кузнецов, 
 Отец отца отцова. 
 С пилою Пильщиков дружил, 
 Мял Кожемякин кожи. 
 В атаки Воинов ходил, 
 Стрельцов сражался тоже. 
 Звучат, как музыка, как стих, 
 Фамилии простые. 
 Вглядись – и ты увидишь в них 
 Историю ДНР.
- Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени.
4. Игра:
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети? 
5. Аукцион для родителей и детей:
-Назовите имена людей, которые прославили ДНР? 
-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? 
-Потому что у них тоже есть право на имя.
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. лепесток
-А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! 
6.Сценка: 
«Про Петю».
В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову).
-Правильно ли поступал Петя?
-Какие ошибки он совершил?
-Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях.
7.Физминутка:
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы… 
- моем посуду
- застилаем постель, 
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы, 
- выносим мусор, 
- проветриваем комнату, 
- ходим в магазин за хлебом. 
-чистим картошку
-вытираем пыль
-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом. 
-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека! 
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас, 
Что необходимо.
-Дети имеют право на обучение.  лепесток 
 Если хочешь строить мост,
 Наблюдать движенье звезд,
 Управлять машиной в поле,
 Иль вести машину ввысь,
 Хорошо работай в школе
 Добросовестно учись.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? 
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться. 
-Народная мудрость гласит: 
Больше узнаешь -…. сильнее станешь. 
Кто любит науки, ….тот не знает скуки. 
(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. 
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться. 
8.Сценка 
«Кот и лодыри»
Собирались лодыриНа урок,
А попали лодыриНа каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыриУ него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырямСерый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырейВроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
-Какое право есть у лодырей и нет у кота? 
- Можно ли совсем не учиться?
-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! 
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь? 
(О праве на медицинскую помощь.) 
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. лепесток
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? 
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье? 
 -Что надо для этого делать? 
 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ 
 СПОРТ 
 ПИТАНИЕ 
 РЕЖИМ ДНЯ 
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
-Вы узнали сказку? 
-Что сделал волк с домами поросят? 
-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность.  лепесток
24892026670- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё? 
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. («Зайкина избушка»)
9.Работа с выставкой книг:
-Дети также имеют право на охрану и защиту…  лепесток
 ..от похищения
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
…от жестокого обращения 
В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг...от эксплуатации и неволи
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг. 
10. Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
 Ей цветы всегда дарить – 
 Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
 Мать с ребенком разлучает.
 Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
 Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
 Это –…. (разрешается).
 Если трудится ребенок,
 Мало у него силенок,
 Ноги подгибаются.
 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
 Вместе дружно в мире жить, 
 с разными детьми дружить –
 Это….. (разрешается).
 Этот слабый горбит спину,
 Перед сильным преклоняется.
 Быть рабом у господина
 Строго…. (запрещается)
11. Подведение итогов:
-Посмотрите, какой чудесный цветок получился. 
-Перечислите свои права по символам на лепестках.
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)
12.Домашнее задание:
-На лепестках этого цветка напишите эти и другие обязанности, которые необходимо вам выполнять. 
13.Рефлексия: 
Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами: 
«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)