Оценка образовательных результатов на основе модульно-компетентностного подхода 
Оценка образовательных результатов на основе
модульно-компетентностного подхода
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний.
            Определение «оценки» » в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого традиционного. В традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения ЗУН в соответствии с предъявляемыми требованиями. На основании рекомендаций ФИРО  в модульно-компетентностном подходе имеет место следующее определение:
ОЦЕНКА - процесс определения степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым результатам обучения.
Оценка проводится для того, чтобы: 
- выявить „сильные“ и „слабые“ стороны подготовки обучающегося; 
- оценить уровень обучения/подготовки; 
- мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение; 
- выдать сертификат или другой соответствующий документ; 
- дать информацию работодателю о степени компетентности специалиста. 
              
При рассмотрении педагогического процесса «оценивания» возникает, по крайней мере,  три  важных вопроса: 
ЧТО оценивается, 
КТО должен оценивать, 
КАК провести оценку? 
Отвечая на первый вопрос, необходимо обсудить виды и инструменты оценки, используемые в модульно-компетентностном подходе к обучению. Ответ на второй и третий вопрос будет получен при описании процедуры оценивания.
Кроме того, нельзя забывать, что в состав профессиональных компетенций также включаются: 
- способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации; 
- организацию и планирование деятельности; 
- умение справиться с нестандартными ситуациями; 
- способность эффективно общаться с другими людьми.
 Это – ключевые компетенции, развитие и оценку сформированности которых необходимо включать в учебный процесс, как обязательный компонент компетентностного обучения.
К видам и инструментам оценки в компетентностной системе  можно отнести: 
практические навыки – процесс деятельности или изготовление продукта; 
теоретические знания, необходимые для осуществления практических действий. 
     Параметры оценивания определяют способ оценки, от которого, в свою очередь, зависит инструмент оценки.
 
Объект оценки Способ оценки Рекомендуемые инструменты оценки
Продукт Представление продукта Сравнение с эталоном
Практическая деятельность Процесс выполнения Практическое задание
Экспертные оценки
Знания  Ответы на вопросы на знание и понимание Тесты усвоения (обученности)
   Ниже приводится описание некоторых инструментов оценки. 
Практическое упражнение - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные навыки, в том числе поведенческие навыки. Оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте), или на способе выполнения (процессе) или на их комбинации. 
Задание –      упражнение на решение проблемы с ясными условиями и ограниченным временем. Задания более структурированы, чем проекты. Они отличаются от практических упражнений тем, что в них не всегда обязательно используется строгое следование предписанной процедуре, и они касаются не только навыков ручного труда. 
Экспертная оценка - основанные на суждениях специально приглашенных для этого специалистов, качественные и количественные оценки процессов или явлений, неподдающиеся непосредственному измерению. 
Описание ситуации - описание реального или вымышленного случая из жизни, который обычно представляется в форме текста, видеоматериала, иллюстрации. Обучаемому дается задание проанализировать данную ситуацию, прийти к выводу, принять и объяснить решение. Изучение ситуаций может осуществляться как индивидуально, так и группой. 
Ролевая игра – обучаемым предлагается ситуация, на которую он должен прореагировать, сыграв определенную роль. Такие задания являются более свободными, ориентированными на личность, и могут быть использованы для оценки целого спектра навыков поведения и общения. 
Проект –  комплекс действий по созданию продуктов, состоящий из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. 
Дневник -  способ оценки прогресса достижений обучаемого в его деятельности. Чтобы дневник можно было более эффективно использовать в качестве инструмента оценки, обучаемому следует дать четкие инструкции о том, как следует записывать необходимую информацию. На рабочем месте обучаемые могут использовать дневник для записи наблюдений за конкретным операциями (процессами) и т.д. 
Собеседование –  один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения. 
Анкета –    структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом. 
Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. 
 
           Итак, компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего  образования ( в том числе предметного обучения).
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.