Сообщение на тему Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения№


Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения.
На уроках чтения легче, проще, естественней решить задачу нравственного просвещения. Тексты для чтения позволяют расширять и углублять нравственные знания, понятия и представления детей. При чтении дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, с персонажами - своими сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Стоит уделять большое внимание и произведениям, которые посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При работе над этими текстами надо стараться привлечь внимание детей к природе, воспитывать у них желание оберегать животных и растительный мир, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду.
Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.
Например, в беседе с детьми по рассказу Е.Пермяка «Самое страшное», где перед детьми ставится вопрос об отношении к старшим, к товарищам, о мнимой храбрости, проявившейся в жестокости, дети должны выявить своё отношение к Вове, осудить его поступки и сказать, что он должен сделать, чтобы вернулось к нему доброе отношение всех окружающих. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Так работая с детьми над рассказом Э.Шима «Брат и младшая сестра», учитель имеет возможность провести беседу о том, как они относятся к членам своей семьи, внимательны ли к младшим братьям и сёстрам. Анализируя поведения Сани, дети говорят о том, почему он незаметно для маленькой Вари подкладывает ей в кузовок то землянику, то грибы, то малину. Он не ждал за это похвалы ни от неё, ни от взрослых. Это делалось им по внутреннему побуждению - он старший, а старшие всегда помогают младшим.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята стараются сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовят сообщения о жизни этого святого.. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Литература.
Т.А Полозова. «Читатель-собеседник». Журнал «Начальная школа» №4, 1989г.
М.С Васильева, М.И. Оморокова «Воспитание учащихся средствами литературы». Журнал «Начальная школа» №3, 1979г.
Н.С Бибко «Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки». Журнал «Начальная школа» № 12, 1991г.
М.И. Кондаков. «Словарь для родителей» Семейное воспитание// 1980. С.155-156.
И.А. Каирова. «Азбука нравственного воспитания» , Москва, //1979. С.23-24.