Активные формы обучения в образовательном процессе на специальности Туризм


Активные формы обучения в образовательном процессе на специальности «Туризм»
Морозова Екатерина Николаевна, преподаватель информатики
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж
сервисных технологий и предпринимательства»
Сегодня на рынке труда г.о. Тольятти сформировались условия жесткой конкуренции, которые во многом определяют судьбу выпускника. В настоящее время конкурентоспособность на рынке труда следует понимать, как соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателями. Работодатель хочет получить творчески активного, инициативного работника, способного применять свои знания на практике.
Переход к обучению на основе ФГОС в системе СПО заставил взглянуть по - новому  на сам образовательный процесс, преподаватель обязан обеспечить качество образовательного процесса, используя набор современных образовательных технологий.
В следствии чего перед педагогом профессионального образовательного учреждения стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в постоянно трансформирующихся экономических реалиях общества.
Педагогической задачей сейчас в выборе форм и методов обучения является ориентация на конкретную специальность. Преподаватель, выстраивая образовательный процесс должен помнить о постоянной поддержке интереса обучающегося к будущей деятельности, формируя на каждом занятии значимости его будущей профессии.
Будущие специалисты нашего колледжа, обучающиеся по специальности «Туризм», приходят с красивыми представлениями о работе менеджера по тризму, полностью поглощённые фантазиями о бесконечных путешествиях по миру и высоких заработках. Но реальная работа в данной сфере разительно отличается от общественных представлений и мифов, окружаемых данную специальность.
Эта работа выбирает тщательно, кандидат на должность менеджера по туризму должен быть профессионально компетентен, обладать хорошей долговременной памятью, стрессоустойчив, готов работать все 24 часа в сутки при том сохраняя хорошее расположение духа и улыбку, уметь мгновенно переориентироваться и быть мобильным, иметь хорошее воображение и творческий подход к работе, быть ответственным и честным, и т.д. Список велик и каждый год пополняется многочисленными требованиями предъявляемыми к выпускнику. Подготовить такого, постоянно актуального динамичного и высокоактивного выпускника задача не из простых и на помощь преподавателю приходят активные и интерактивные методы и формы обучения.
Рассмотрим применяемые мною формы активизации деятельности студентов на занятиях по специальности «Туризм»:
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра на дисциплине «Коммуникология в турбизнесе» и «Психология делового общения», урок – семинар, урок – круглый стол со специалистами сферы турбизнеса г.о. Тольятти, интегрированный урок и др.);
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации при подаче нового материала)
Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения;
Использование дидактических средств (тесты, презентации, видеофрагменты с использованием ресурсов интернета, обучающие он-лайн программы и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность.
Одним из инновационных методов, используемых нами на практических занятиях, с целью погружения в профессиональную среду,  является метод конкретных ситуаций, который позволяет совместными усилиями группы студентов проанализировать конкретную ситуацию, возникающую при работе на фирме, и выработать практическое решение.
Игровая форма проведения занятий выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, «тупиковых» ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.
Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, отработка ситуации диалога менеджера с клиентом, экскурсовода на маршруте, специалиста на трансфере, менеджера в ресторане с клиентами и т.д.) Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям  работы на фирме/агентстве. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.
При использовании игровых методик формируются навыки, которые отражают формирование ОК и ПК. Например,:Аналитические навыки - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Практические навыки - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Коммуникативные навыки - умение эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики.
Социальные навыки – умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться с коллегами.
На уроках-семинарах затрагиваются вопросы о психологических особенностях клиентов, особенностях технологии обслуживания с применением различных технических средств (по телефону, интернет продажа, личная продажа) и др. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждениях. На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и тренинги, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин.
Без использования ИКТ на занятиях представить себе любую дисциплину на специальности «Туризм» вообще невозможно. Весь учебный процесс постоянно и всецело пропитан ими, в силу условий работы в будущей профессии.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю обучающимся перечислить возможные ошибки при работе менеджера с клиентом, причины их возникновения и способы предупреждения.
Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя. Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:
Сценарий должен иметь реалистичную основу, взятую из бдущей профессиональной деятельности.
В учебной ситуации не должно содержаться более 5 - 7 проблем.
Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 5 - 7 изучаемых проблем, должны быть 2 - 3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.
Решение ситуационных задач идет по определенным этапам:
Первый этап – знакомство с конкретной ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – решение конкретных ситуаций, состоит из: анализа и принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, действия по алгоритму.
Третий этап – анализ последствий принятия того или иного решения (отмечаются замечания,  делаются выводы), ориентация студентов на правильные ответы.
Четвертый этап – подведение итогов.  
Во время решения ситуационных задач происходит анализ конкретной ситуации, где  студент самостоятельно ставит цели по решению приоритетных проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.  В ситуации – проблеме студентам задается реальная проблема, которая требует оперативного решения.
Интерактивное обучение – примерами такой работы могут быть уроки в мини- группах ( 2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение задания в группе с последующей защитой работы, мозговой штурм. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для обучающихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа обучающегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей.
Литература
Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
Бобер Е.А. Роль ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов, ситуационных задач в становлении профессиональных ценностных ориентаций студентов нашего колледжа /Е.А. Бобер //Молодой ученый №4 (51) – Чита, 2013. – с. 530.
Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. – М.: ИЦПКПО, 2000. – 146с
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.Т.С. Паниной. 4-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 176 с.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с.
Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 368 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.
Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.