Особенности интеграции музыки и художественного слова в образовательной деятельности с дошкольниками в условиях реализации ФГОС
УДК 37 Менязева Ольга Сергеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» г. Сургут ХМАО-Югры
Особенности интеграции музыки и художественного слова в образовательной деятельности с дошкольниками в условиях реализации ФГОС
Психологические основы интеграции были заложены ещё учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе, в котором механизмом усвоения знаний считалось образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, в психологическом плане - образование ассоциаций, связей между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения [5, с.13].
Современные исследователи отмечают, что успех музыкального образования во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности дошкольника, быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль [7, с.28].
Л.С. Выготский отмечал, что новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней [5, с.131]. Поэтому можно утверждать, что необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Поэтому установление связей между образовательными областями в процессе дошкольного образования, их интеграция, является необходимым педагогическим условием для формирования целостных и системных представлений воспитанников.
Интеграция трактуется большинством современных отечественных исследователей (А.А. Волкова, Б.М. Кедров, A.A. Королькова и др.) как естественная взаимосвязь учебных дисциплин, разделов, тем учебных предметов на основе ведущей идеи с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений; как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности [24, с.16].
В исследованиях И.Н. Арзамасцевой, С.А.Николаевой, Ю.М. Колягина, Л.В. Куриленко и других интеграция выступает как условие единства обучения и воспитания, формирования интереса. Авторы утверждают, что актуальность интеграции в современном дошкольном образовании очевидна.
Ряд исследований Л.С. Дягилевой, М.П. Осиповой, П.И. Пидкасистого обращают внимание на взаимосвязь художественной литературы и музыки. Содержательная сторона данных взаимосвязей различна: связи носят сопоставительный характер, или выступают как основа для изучения литературного чтения, выражаются в использовании музыкального материала для развития речи и раскрытия общности естественного языка и языка музыки; обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки [2, с.16].
Данные выводы исследователей подтверждаются и многолетним опытом работы музыкального руководителя: способность предвосхищать вновь формируемые умения и новые знания вырабатывает такие качества, как умение планировать действия, организовывать их и целеустремленно выполнять.
На основании этих положений, приобщение детей к художественной литературе и музыке должно быть построено таким образом, чтобы формировать у них способность воспроизводить ранее усвоенные представления для лучшего запоминания нового материала: связи крепнут и становятся многосторонними только при определённых условиях в процессе интегрированного образования [8, с.85].
Целью интеграции художественной литературы и музыки является:
- всестороннее развитие личности дошкольника и формирование эстетической культуры;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
- развитие воображения при помощи метода музыкально-поэтического содержания музыки через описание поэтических образов;
- формирование адекватного восприятия поэтических и музыкальных произведений, овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, сопоставление и сравнение их;
-воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства [1,с. 22].
На интегрированном занятии решаются дидактические задачи нескольких образовательных областей. При подготовке к такому занятию необходимо: знать психологические и дидактические основы интеграционных процессов в содержании образования; выделить в программе каждой образовательной области сходные темы; определить связи между сходными элементами знаний; изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость.
Проанализировав опыт организации данной образовательной деятельности, можно определить дидактические требования к интегрированному занятию:
1. Чётко сформулированная учебно-познавательная задача, для решения которой необходимо привлечение представлений из других образовательных областей.
2. Обеспечение высокой активности детей по применению знаний из других образовательных областей.
3. Интеграция должна быть направлена на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
4. Выводы обобщённого характера, опирающиеся на связь представлений из разных образовательных областей.
5. Положительное отношение детей, интерес к познанию связей между представлениями из разных образовательных областей.
6. Обобщение определённых разделов учебного материала смежных образовательных областей с использованием различных форм организации обучения, обеспечивающих обобщающие функции интегративных связей: комплексные игровые задания, обобщающе-повторительные занятия, занятия-путешествия, экскурсии.
Таким образом, интеграция на основе межпредметных связей художественной литературы и музыки – это естественная взаимосвязь образовательных областей, разделов, тем на основе ведущей идеи с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
При разработке системы интегрированных занятий, ориентированных на установление межпредметных связей, педагогу необходимо познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования; определить цель и пересмотреть содержание изученного материала; выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные постановленной цели; спрогнозировать результат.
Одним из приоритетных направлений ФГОС выступает личностное освоение детьми духовно-нравственных ценностей, носителями которых являются культура и искусство. Интеграция литературы и искусства способствует развитию духовно-нравственных представлений, становлению личности ребёнка.
Список использованной литературы:
Бондырева, С.К. Психолого - педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст] / С.К. Бондырева. - Воронеж: МОдЭк, 2011. - 352 с.
Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А. Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2011. -136 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. [Текст] - М.: Просвещение. 2011. - 456 с.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр Академия, 2012.-148 с.
Электронный официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования» (rtf, 667.8KB) [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2011-2016. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·