Музыкально-дидактическая игра как активный метод творческого развития детей.
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или в солдатики и в машинки - для мальчиков). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка. Одна из важнейших задач педагога - зажечь в ребенке интерес к музыке через слияние музыки с его жизнью, с его играми.
Дидактическая игра относится к активным методам обучения, которые, по сравнению с традиционными, способствуют более быстрому включению детей в атмосферу предстоящей деятельности. Игры помогают формированию и развитию практических умений и навыков, способствует сотрудничеству педагогов и детей как участников целостного процесса воспитания и обучения. Предполагая опору на самостоятельность и инициативу детей, они обеспечивают возможность индивидуального подхода к каждому отдельному ребенку, развивая всех детей, независимо от их способностей.
Игра является такой деятельностью, в процессе которой ребенок узнает окружающую действительность, отношения между людьми, а также и самих людей. В ней действия ребенка всегда определены.
Он как бы «примеривает» на себе те роли, которые потом будет выполнять во взрослой жизни.
Исключение, казалось бы, составляют игры, где обычно выступают сказочные персонажи - животные. Но все дело в том, что как в сказке, так и в игре животные выступают обобщенными носителями свойств человеческих отношений и поэтому ситуации в ней носят реалистический характер.
Игра должна быть ребенком принята, должна заинтересовать его. Необходимо, чтобы у детей возникло определенное эмоциональное отношение к ней (к персонажу), тогда она доставит ему удовольствие и радость. В игровой деятельности выделяют следующие основные элементы: роль или персонаж; ситуация, в которой происходит реализация роли; действия, которыми реализуется роль;предметы, посредством которых действует играющий;отношение к другому персонажу.Все эти компоненты обязательны (начиная с дошкольного возраста). «Игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована, больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всей полноте развивать самодеятельность детей применительно к их возрастным особенностям,»1 - пишет известный педагог, профессор Ю.П.Азаров. Так как игровая деятельность является предметом изучения многих педагогов и психологов, то существуют ее различные классификации. Отдельные авторы глубоко исследуют только один какой-нибудь вид игровой деятельности детей. В частности, А.П.Усовой разработана классификация ролевых творческих игр. Она основана на действиях ребенка, которые составляют их содержание. Сами ролевые игры она делит на: режиссерские (где ребенок управляет игрушкой, выполняя роль режиссера) и игры, где роль выполняется самим ребенком (то есть то, что мы называем «актерскими»)2.
_________________________
1 Азаров Ю.н. Искусство воспитывать. //Книга для учителя. 2-е изд.,испр. И доп.-М..:Просвещение,1985.-С.178.
2Усова А.И. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1970, -С. 50-68
Схема №1.
Исследуя возникновение сюжетных игр малышей, Е.В.Зворыгина предлагает их следующую подробную классификацию1:
с «правилами»;
дидактические (сюда входят: специальные обучающие игры, игры-занятия, показы-инсценировки и т.д.);
подвижные;
игры-драматизации. К ним относятся:
сюжетно-подвижные;
музыкальные игры-забавы;
творческие сюжетно-ролевые.
Дети проявляют интерес ко всем тем переживаниям, которые связаны с игровой деятельностью именно благодаря тому, что игра «особенно связанная с музыкой) является любимейшей деятельностью детей. Важным источником познания музыкальных явлений в игре выступают внешние действия и движения. Поэтому необходимо учитывать предшествующий опыт детей.
_________________________
1Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей // Пособие для воспитателей детского сада.. - М.: Просвещение. 1988. - С. 14.
Включая игровые элементы в занятия учащихся первого года обучения, руководитель привычными, доступными для детей методами развивает эрудицию ребенка, укрепляет любовь к музыке, знакомит - ее основными элементами, углубляет музыкальные впечатления. А так же формирует умение воспринимать высоту, силу, тембр и движение музыкальных звуков.