Организация работы с проблемными детьми (Дневник работы с проблемным учащимся)


Организация работы с проблемными детьми.
Типология неправильного воспитания.
1.Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют ребенку должного внимания. В результате ребенок предоставлен самому себе и проводит время в поиске развлечений, попадает под влияние «улицы»
2. Гиперопека – вся жизнь ребенка находится под неусыпным контролем, он все время слышит строгие приказания, многочисленные запреты, зачастую произнесенные безапелляционным тоном. Возможны два пути девиантного поведения:
1) ребенок становится нерешительным. Безынициативным, неуверенным в своих силах. Он не может постоять за себя, защитить свои интересы;
2) нарастает обида за то, что другим «все позволено», которая может вылиться в бунт против родительского засилья. Такие дети постоянно нарушают запреты, дерзят, убегают из дома.
3. Воспитание по типу «кумира» - ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания исполняются беспрекословно, им восхищаются, в результате, повзрослев, он не состоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Такого ребенка не понимают в коллективе, что наносит психологическую травму. Но обвиняет он в этом всех, только не себя. Формируется истероидная акцентуация характера, которая приносит много неприятностей человеку во всей его последующей жизни. Такой тип воспитания часто бывает в семьях с одаренными детьми.
4. Воспитание по типу Золушки – ребенок находится в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности, чувствует, что родители его не любят, им тяготятся, хотя постороннему взгляду обстановка в семье может казаться вполне нормальной.
5. «Жесткое воспитание» - за малейшую провинность следует суровое, подчас неадекватное наказание. Ребенок растет в постоянном страхе – источнике самых тяжких пороков: озлобленности, жестокости, конформизма, угодничества.
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с раннего возраста внушается мысль, что он обязательно должен оправдать надежды родителей, возлагается непомерная моральная ответственность. Результат: навязчивые страхи, невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими.
Типы реакция нарушения поведения.
Реакция отказа (от контакта, игр, пищи) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, часто это случается, когда «домашний» ребенок начинает посещать школу, когда семья теряет кого-то из близких, при переезде в другой город, когда рушатся другие коммуникативные связи и т.д.
Реакция оппозиции проявляется в противодействии ребенка попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (грубое поведение, уходы из дома, уходы с уроков).
Реакция компенсации проявляется в попытках ребенка устранить или скрыть какие – то свои слабости (например, неудачи в учебе выполняются успехами на спортивном поприще, учеба же под этим предлогом отодвигается на второй план).
Реакция непомерного подражания проявляется в копировании одежды, манеры поведения, речи, поступков, в чем, в случае подражания персонажу с низким уровнем поведенческим и моральны, кроется большая опасность.
Дневник работы с «проблемным» учащимся
Личная карта
Фамилия, имя, отчество________________________________________________
Возраст________________________ Дата рождения________________________
Класс___________________ школа___________________ год обучения в данной школе__________
Учился в других школах_______________________________________________
Дублировал классы____________________________________________________
Состав семьи (полная, неполная, наличие других членов семьи) _____________
____________________________________________________________________
Жилищно – бытовые условия ___________________________________________
Наличие условий для занятий у ребенка __________________________________
Наличие условий для занятий у ребенка __________________________________
Моральная атмосфера в семье __________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье ___________________________
Асоциальное поведение родителей или членов семьи ______________________
Алкоголизм или наркомания родителей, или членов семьи__________________
____________________________________________________________________
Культурный уровень семьи ____________________________________________
Воспитательный потенциал ____________________________________________
Кто из членов семьи имеет наибольшее влияние на ребенка _________________
____________________________________________________________________
Тип характера ребенка ________________________________________________
Качество личности ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Характер отклонений в поведении ______________________________________
Причины отклонений в поведении ______________________________________
____________________________________________________________________
Вредные привычки ___________________________________________________
Положение ребенка в коллективе _______________________________________
Поведение на перемене ________________________________________________
Поведение на уроках __________________________________________________
Бывает ли объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся? ___________________________________________________________
Круг общения:
в школе_____________________________________________________________
вне школы ___________________________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость_________________________________________________________
мотивация обучения __________________________________________________
посещение уроков ____________________________________________________
способности к обучению _______________________________________________
познавательный интерес _______________________________________________
Занятость во внеурочное время__________________________________________________________
Получение дополнительного образования:
в школе _____________________________________________________________
вне школы ___________________________________________________________
Наличие трудовых навыков ____________________________________________
Предпочитаемые виды труда ___________________________________________
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки или снятия с учета) ____________________________________________________________________
Состоит ли на учете в районной ОДН (дата постановки или снятия учета) ____________________________________________________________________
Вызов на совет по профилактике правонарушений школы __________________
____________________________________________________________________
Вызов на заседание КДН ______________________________________________
____________________________________________________________________
План работы
Учащийся (Ф.И.О.) ____________________________________________________________________
Индивидуальная работа
Форма работы Цель Содержание Дата проведения
Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость
в свободное
время Поручения
в классе Участие
в классных
делах Участие
в общешкольных
делах Участие
в спортивных
соревнованиях Другое
Коррекция отклоняющегося поведения
Учреждение Специалист Дата проведения Содержание работы
Работа с родителями
Форма работы Содержание Дата Результат