Творческий отчёт на тему СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Титова Ирина Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г.Поронайска
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. 1.Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1. 2. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2. 1. Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира
2. 2. Использование природоведческих задач при развитии познавательного
интереса
ГЛАВА 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
3.1. Психологические требования к игре
3.2. Функции игры
3.3. Из опыта работы
3.4. Анализ результатов деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению новых знаний.
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых в начальных классах, важное место принадлежит урокам окружающего мира. Эти знания широко применяются при изучении других предметов начального курса обучения. Чем больше объём знаний учащихся о природе, тем легче учителю работать по всем предметам начального курса обучения. По моему мнению природоведческие знания младших школьников служат основой для изучения естественных дисциплин в средней школе (физики, географии, химии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека).
Я забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и стараюсь использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном и подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Я считаю главной задачей в своей работе – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
Возникновение интереса на уроке у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Без хорошо продуманных методов и приёмов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему я стараюсь совершенствовать те методы, приёмы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. С помощью разнообразных методов на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Активизация познавательного интереса на уроках окружающего мира преследует следующие цели:
-воспитание любви к природе и бережное отношение к ней;
-развитие умения практического исследования природных объектов;
-развитие умения доказывать выдвигаемые предположения, убеждать, составлять схемы;
-расширение и уточнение представления об окружающем мире;
-развитие интереса к познанию окружающего мира;
- развитие логического мышления, памяти, воображения, фантазии, речи;
-развитие кругозора учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие наблюдательности, умение классифицировать, умение сравнивать.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формулируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.
1.2.Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы.
Интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными.
По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сенситивным:
-для формирования мотивов учения, развития устойчивых
продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- развития познавательных потребностей и интересов;
-раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
-развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
-становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
-усвоения социальных норм, нравственного развития;
-развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
По мнению Даниловой Е.Е., в младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребёнка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учёбе и школе. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объёму материала, способ «просто запомнить» позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребёнок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.
Продолжая разговор о сенситивности, Данилова Е.Е. говорит о том, что младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приёмов, или способов организации запоминания материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приёмы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.Согласно Л.С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлечённые, формально логические рассуждения детям еще не доступны. Так же с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1.Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира
В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьёзное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребёнка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчёркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются:
- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;
- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно - творческих упражнений;
- осознание и овладение учащимися приёмами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно - творческих упражнений.
Я считаю, что возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека.
Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности.
Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «невключённым». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы, я делаю так, чтобы в ней появилось что-то известное, задаю какие-либо отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Я опираюсь на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализирую ранее полученные знания для решения новых задач. В своей работе я использую способ аналогий или задание по образцу. Для этого сначала учу школьников владеть различными видами аналогий: прямой, символической, фантастической и личной (эмпатией).
При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений (по форме; по функциям, которые выполняет рассматриваемый объект; по цвету; по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов; по свойствам и т. д.).
Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный словесный или графический образ объекта (использование запрещающих знаков).
Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее известным путём. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задач или выхода из создавшейся ситуации. Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях и постараться обойти это препятствие.
В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии – войти в роль кого-либо или чего-либо. Личная аналогия позволяет ребёнку представить себя тем предметом, о котором идет речь. (Приложение 1.)
Следующий способ для создания проблемной ситуации - это индуктивный, аналитико-синтетический .
Учащиеся самостоятельно или вместе со мной исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. (Приложение 2). Методическая разработка урока в 1 классе по теме «Почему на Луне не живут люди?».
Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала тоже способствует созданию проблемной ситуации на уроке.
Приведу пример:
- Существование цветковых растений зависит от насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок и обеспечивают образование плодов. Провели такой опыт: на грушевом деревце выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну ветку груши накрыли марлей, чтобы не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?
- На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной! Подумай, почему это произошло?. Выдвижение проблемного вопроса используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
По мере развития учащихся применяю и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагаю самим найти в излагаемом материале познавательную проблему, четко сформулировать её и аргументировать её решение.
Я применяю этот способ в 3 классе при изучении темы «Мир глазами эколога».
-В Китае решили избавиться от воробьёв, но не учли, что птицы в разные периоды могут приносить пользу и вред человеку. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают огромное количество насекомых: жука-долгоносика, гусениц. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьёв произошло катастрофическое размножение насекомых-вредителей, которые стали наносить большой ущерб урожаю зерновых.
- Почему так сильно размножились насекомые-вредители? Что не учли китайцы?
Используя проблемные ситуации, создаю осознанное затруднение учащихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
2.2.Использование природоведческих задач при развитии познавательного интереса
Я считаю, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к предмету. В своей работе я использую следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления. 150 видов живогода, на нашей планете вымерло околкзапахи. чем посеяли весной. ных растений есть одни и те же ч
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Приложение 3-5.
Я считаю, что природоведческие задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к окружающему миру. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к предмету окружающий мир.
ГЛАВА 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
3. 1. Психологические требования к игре
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Одним из секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие учёные, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю.П. Азарова и О.С. Газман.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
- Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
- Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
- Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
- Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
- Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

3. 2. Функции игры
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитывающую, развивающую (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса;
-профориентационную (помогает учащимся ориентироваться в мире профессий и выборе будущей специальности);
–развлекательную (развлекает, доставляет удовольствие, воодушевляет, побуждает интерес).
3. 3. Из опыта работы
Приведу примеры познавательных игр, которые применяю в своей работе:
1) Игры - упражнения.
Игра «Пятый лишний»
-В данном наборе названий найти одно, случайно попавшее в этот список:
а) Берёза, ива, сосна, дуб, осина.
б) Бобр, выдра, карась, водомерка, акула.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
2) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения пресного водоёма, названия, которые вперемежку с растениями других природных сообществ, встречаются по ходу рассказа учителя.
Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
3) Игры - соревнования.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных программ и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Приложение 6. Методическая разработка внеклассного занятия по теме «В мире природы».
4) Сюжетно - ролевые игры.
Приложение № 6. Методическая разработка урока- конференции во 2 классе по теме «Будь природе другом».
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, учёного-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
5) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. Приложение 7.
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Я считаю игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету и часто провожу игры не только на уроках окружающего мира, но и на других предметах.
3. 4. Анализ результатов деятельности
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Подтверждением этого является психолого-педагогическое обследование развития познавательной сферы учащихся:
Таблица 1. Применяемые методики
№ п/п Название шкалы Автор теста, название теста Исследуемая функция
1. Когнитивная сфера Вергелес «Определение степени устойчивости и распределения внимания»
внимание
Векслер «Сложные фигуры» память
Рогов «Оценка логического мышления младшего школьника»
логическое мышление
2. Индивидуальные характеристики Марциновская «Анкета мотивации школьного обучения» школьная мотивация
Таблица 2. Динамика развития познавательной сферы учащихся
№ Познавательный
процесс / уровень (%)Высокий уровень Средний уровень Низкий
уровень
1. Память: первичное повторное 48 48 4
56 40 4
2. Логическое мышление 60 24 16
68 24 8
3. Внимание 20 68 12
52 44 4
4. Школьная мотивация 55 30 15
60 36 4
За период 2010-2011 учебного года в 1 «А» классе наблюдается снижение числа детей с низким уровнем развития познавательной сферы. Число детей со средним и высоким уровнями развития увеличилось. Самоанализ показал, что активность у детей существенно повышается, а интерес к учебе значительно увеличивается. В классе не остаётся детей с повышенным уровнем отвлекаемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,
добиваюсь развития познавательного интереса.
В обучении активно работаю над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых. Я считаю, что использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по предмету.
Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме. Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения проблемных задач. А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Обычно применяемые в школе способы подачи учебного материала приводят к неуправляемому (случайному) формированию у учащихся учебно-познавательных мотивов. Использование же проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.
ЛИТЕРАТУРА
1) Аверин В.А. Психология детей и подростков, 2-издание. – Издательство Михай-
лова В.А. Санкт-Петербург, 1998. – 134 с.
2) Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников
// Начальная школа. – 2008. - № 3. С. 13 – 16
3) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2000. – 125 с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках в начальных классах.– М.: Просвещение,2007. – 95 с.
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможность формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. – 234 с.
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. – Л., 2001. – 158 с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2003. – 135 с.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 2004.
Мельникова Е.И. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М.,2002. – 233 с.
Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.:Просвещение, 2000. – 157 с.
Осипова М.П., Качановская Н. И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. – Минск. Народная АСВЕТА, 1987. – 110 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников; книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 175 с.
Тюрина И.А. Игра на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С.28 – 32
Фридман Л.М. Методы и приёмы обучения: Психологический справочник учителя. – М.:Педагогика, 1991. – 347 с.
Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Начальная школа. – 2008. – №7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание 1.
Можно «наполнить» ребёнка образом, и он превратится в фею, цветок или птицу со своим характером и поведением.
Задание 2.
-Представь себе, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным: попугаем, собакой, лошадью или кошкой.
-Что бы ты ел?
-Чем занимался днём?
-Где бы ты спал?
-Кто был твоим хозяином?
-Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?
Задание 3.
-Представь себя одним из предметов домашнего обихода.
-Что с тобой происходило до того времени, когда попал в дом?
-Как ты попал в дом?
-Что ты можешь делать или что с тобой можно делать?
-Кто тебя любит, кого ты больше всех любишь?
-Какие интересные истории с тобой происходят?
-С какими предметами ты дружишь?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тема: «Почему на Луне не живут люди». 1 класс
Цели: 1) Формирование представления о звёздах, рассказать что Солнце – ближайшая к Земле звезда, показать разнообразие звёзд.
2) Знакомство учащихся с естественным спутником Земли – Луной, её особенностями. Показать изображение различных созвездий и расположение в них звёзд. Рассказать о различных способах изучения Луны, ответить на вопрос « Почему на Луне не живут люди?»
3) Воспитывать интерес к астрономии, как науке. Профориентация.
Оборудование: учебник, плакат с изображением Солнечной системы, рабочая
тетрадь, рисунки с изображением Солнца, Луны и созвездий, фотографии видов Земли из космоса, карточки с новыми понятиями, куклы Муравей и Черепаха.
Ход урока:
1.Организационный момент:
а) Приготовление рабочего места.
б) Приветствие.
2.Актуализация опорных знаний:
-Ребята, а вы знаете свой адрес? (Называют адреса)
-А в какой стране вы живёте? (В России)
-Наша страна, как и другие страны мира, живёт на планете Земля. А планета Земля живёт в районе Солнечной системы. (Открываю плакат) Своё имя она получила в честь щедрого светила- Солнца, которое сияет в самом его центре. Солнце одаривает теплом и светом все планеты, живущие в этой системе. У Солнца 9 планет. Все они безостановочно вращаются вокруг Солнца. Ближе к Солнцу на 1-ой кольцевой улице живёт Меркурий, на 2-ой кольцевой улице живёт Венера, Земля, Марс. За Марсом расположились планеты-великаны: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. А самый маленький Плутон живёт на самой последней улице, поэтому ему и солнечного тепла достаётся меньше всех. Путь, по которому планеты движутся вокруг, Солнца называется орбитой. ( Вешаю карточку со словом орбита)
-Вместе с планетами в Солнечной системе живут и другие обитатели,
которых называют спутниками планет. У Марса, например, 2 спутника, у
планет-великанов – целые семейства по 10 и более спутников.
-А вот у нашей планеты Земля спутник всего 1. Как он называется, вы
скажите сами, если разгадаете загадку:
-Над домами у дорожки
Висит кусок лепёшки
(Луна)
-Правильно, это Луна.
3.Новый материал:
-Сегодня на уроке вы познакомитесь со спутником планеты Земля –
Луной и её особенностями. Узнаете о различных способах изучения Луны и
попробуете ответить на вопрос « Могут ли на Луне жить люди?»
Физминутка
-Ребята, а в какое время суток можно увидеть Луну? (Ночью)
-А какую форму она имеет? (Форму круга)
-Послушайте загадку:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюха,
Собака лает
А достать не может. (Месяц)
-Да, действительно – это месяц.
-Ещё в древности люди заметили, что Луна меняет форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы. С одной из таких сказок я вас сейчас и познакомлю. (Читаю сказку)
Сказка «Кто обгрыз месяц».
-Однажды ночью на пороге старого, скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип и Скрип. Сидели, болтали хвостиками и смотрели на месяц.
- Наверное, месяц очень вкусный, жаль, что не достать, - вздохнув, сказал Пип.
-Вкусный? С чего ты взял?- удивился Скрип.
-Месяц точь-в-точь как ломтик сыра. Даже тёмные пятнышки видны.
Это, конечно, дырочки. А самое главное, я заметил, что ломтик всё время кто-то
объедает. Прошлым вечером он был гораздо больше, а позапрошлым – совсем
большой.
-Верно,- подумав,- отозвался Скрип. Я тоже заметил. И я знаю, кто им
лакомится: летучие мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака, наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.
Побежали мышата на чердак, но летучие мыши только головой покача
ли.
« Чудаки!- смеялись летучие мыши.- Разве нам до месяца долететь?! Да и сыр мы не едим, мы ловим комаров да бабочек. Это, наверное, ласточки рано утром расклёвывают ломтик, пока его не убрали с неба».
Едва рассвело, отыскали мышата ласточек, сели у телеграфного столба, и, задрав мордочки, запищали: « Ласточки, ласточки, это вы клюёте месяц? Принесите нам кусочек сыра!»
« Чудаки!- защебетали ласточки. - Нам до месяца ни за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А сырную краюшку наверняка орёл клюёт, он летает выше всех».
Что делать, отправились мышата к орлу. Но и орёл ответил им: « До месяца мне не долететь». Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц! Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась. « Мне филин говорил,- подумав, сказал орёл,- будто ночью на небе появляется какой-то страшный чёрный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся. Он-то, наверное, и объедает месяц».
Вернулись мышата домой, дождались ночи, стали караулить - какой-то чёрный зверь придёт месяц доедать?
Смотрели-смотрели… И вдруг Пип закричал: « Ой, я вижу два зелёных глаза. Это, наверное, летучий кот! » Тут Пип и Скрип запищали от ужаса и спрятались в норку.
С той поры мыши никогда не облизываются на месяц.
Физминутка
-Вы можете объяснить почему меняется внешний вид Луны?( Нет)
-Чтобы объяснить это, надо знать секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце само испускает свет, а Луна…Рассмотрите рисунок в учебнике.
Страница 90 учебника
-Что изображено голубым цветом? ( Планета Земля)
-Она спит. Значит, сейчас ночь.
-Что изображено красным цветом? ( Солнце)
- Что изображено белым цветом? ( Месяц)
-Чьи лучи отражает и посылает на Землю Луна? ( Лучи Солнца)
- А сама она испускает свет? ( Нет)
-Прочитайте вывод в учебнике на странице 90.
( Ученик читает вывод в учебнике)
- Вот и мы теперь знаем секрет Луны. Раз она сама не светит, мы можем видеть только ту её часть, которая освещена Солнцем. Поэтому нам и кажется, что её форма меняется.
- Так какую форму имеет Луна? (Форму шара)
- А сама Луна светит? (Нет)
Страница 91 учебника
- Рассмотрите Луну. Вместе с нами за Луной наблюдают наши давние знакомые Муравей и Мудрая Черепаха.
-Как называется прибор, в который они смотрят? (Телескоп)
-С его помощью можно увидеть на Луне горы – светлые участки и равнины – тёмные участки. Лунные равнины называют морями, но воды в них нет. Повсюду видны лунные кратеры (Вешаю карточку со словом кратер), которые образовались от ударов метеоритов (Вешаю карточку со словом метеорит) – камней из космоса.
-Кроме воды на Луне нет и воздуха.
- Как вы думаете, могут ли люди жить на Луне? (Нет)
- Действительно, ни человек, ни животные, ни растения не могут жить на Луне из-за отсутствия воздуха и воды.
- А как называют людей, которые в телескопы ведут наблюдения за Луной и звёздами? (Космонавты, звездочёты, астрономы и т.д.)
-Раньше таких людей называли звездочётами, а сейчас – астрономами (Вешаю карточку со словом астроном).
-Наука, которая изучает разные небесные тела называется астрономией (Вешаю карточку со словом астрономия).
-А кто ещё изучает Луну? ( Космонавты)
-Конечно космонавты. Они-то и доказали, что на Луне нет воздуха.
-В 1959 году советская автоматическая станция «Луна-3» впервые сфотографировала невидимую сторону Луны.
-В 1966 году впервые в истории человечества на лунную поверхность мягко спустилась автоматическая станция «Луна-9», которая передала на Землю изображение поверхности Луны.
- А вот 21 июля 1969 года американские космонавты Армстронг и Олдрин вышли на поверхность Луны, установили там несколько научных приборов, взяли образцы лунных пород и вернулись на корабль.
-В последующие три года ещё пять американских экспедиций побывали на Луне.
-В 1970 году станция «Луна-17» доставила на Луну самоходный советский аппарат «Луноход-1», а в 1973 году – «Луноход-2». Они оба управлялись с Земли по радио.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Вот как выглядели эти машины. (Дети смотрят)
-Кого ещё мы видим на этом рисунке? (Космонавтов)
-Что на них одето? (Скафандры) Это специальные защитные костюмы.(Вешаю карточку со словом скафандр)
-А кто из сказочных героев побывал на Луне? (Незнайка)
-Так что же такое Луна? (Спутник Земли)
-Да, это естественный спутник Земли. Естественный – то есть созданный природой. Луна значительно меньше Земли.
-А теперь представьте себе, что вы работаете конструктором.
-Кто такие конструкторы? (Люди, которые придумывают машины)
-Конструктор (Вешаю карточку) – специалист, который создаёт конструкцию чего-нибудь: самолёта, танка и т.д. . -Попробуйте в тетради на странице 36 нарисовать модель своего лунохода. (Рисуют)
4.Итог урока:
-Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда)
-Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)
-Какую форму имеет Луна? (Форму шара, месяца)
-Кто изучает Луну? (Астрономы и космонавты)
-Какая наука изучает небесные тела? (Астрономия)
-В чём состоит секрет Луны? (Луна сама не испускает света; она, словно зеркало, отражает свет Солнца)
-Что такое кратеры? (Углубления, образовавшиеся от ударов метеоритов)
-Что такое метеорит? (Камни из космоса)
-Что такое орбита? (Путь, по которому движутся планеты)
-Так могут ли на Луне жить люди? (Нет) Почему? (Там нет воздуха и воды)
5.Домашнее задание:
-Вырезать из приложения костюм космонавта. Одеть в него мальчика, стр. №2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Задача 1.
- Корни растений пустыни очень длинные. Какое значение в жизни растений имеет такая особенность?
Задача 2.
- Почему пингвины и белые медведи никогда не встречаются?
Задача 3.
-Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счёт чего произошло увеличение числа зёрен?
Задача 4.
-В почву попало семя берёзы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счёт чего происходит рост растений?
Задача 5.
-Рассмотрите картинки животных. Определите к какой группе животных они относятся. Укажите признаки, по которым вы определили эту группу. Укажите места обитания этих животных.
Задача 6.
-Замечено, что перед грозой или дождём, ласточки и стрижи летают очень низко над землёй. В ясную солнечную погоду они обычно летают высоко.
-Предложите максимальное количество гипотез, объясняющих это явление.
-Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 7.
-Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь.
-Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Задача 8.
-Воздух состоит из газов: азота, кислорода, углекислого газа, аргона и других. Чем воздух теплее, тем он легче. Поэтому тёплый воздух поднимается. Перемещение газов разной температуры в атмосфере объясняет возникновение ветров.
-Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?
Задача 9.
-Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными.
-Как это можно объяснить?
Задача 10.
-Докажите, что воздух не имеет запаха?
Задача 11.
-Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины.
-Объясните причины изменения роста в течение дня.
Задача 12.
-У цапли клюв-пика. Долго стоит цапля на берегу – застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на неё внимание. И тут Цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар – и добыча оглушена. Схватит, подбросит цапля свою поживу и проглотит.
-Какое значение в жизни цапель имеет такой клюв?



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
В 1 классе есть тема « Части растений. Что общего у разных растений».
Класс делится на группы. Каждая группа получает растение (астра, кабачок, настурция, календула) и конверт с карточкой-заданием.
Карточка-задание:
-Как называется это растение?
(Прочитать название)
-Есть ли у растения корень?
(Найти и показать)
-Есть ли у растения стебель?
(Найти и показать)
-Есть ли у растения листья?
(Найти и показать)
-Есть ли у растения цветок?
(Найти и показать)
-Что появилось на месте цветка? Есть ли плод?
(Показать)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Заполните таблицу:
-Распределите рисунки-отгадки на две группы: филин, книга, дверь, гнездо, вертолёт, слон, солнце и т.д. Укажите, какие относятся к искусственным, а какие к естественным телам.
Естественные Искусственные
-На основании изученного материала составьте таблицу:
Живая природа Неживая природа Сделано руками человека


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Тема: «Будь природе другом» (урок-конференция). 2 класс
Цели: 1.Обсуждать важнейшие правила поведения детей в природе.
2.Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.
3.Воспитание экологической культуры.
Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов, плакат со словами М. Пришвина « Рыбе – вода, птице - -воздух, а человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
Ход урока:
1Организационный момент:
(Для урока заранее столы расставляются так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на группы. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел по охране…») -Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране природы». (Открывается надпись на доске)
-Каждая группа учеников – отдел по охране.
-Прочитайте табличку на своём столе.(Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц ; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.) 2.Постановка учебной задачи:
-Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».
-Вам предлагается самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определённом запрещающем знаке.
-Каждому надо определиться в своём отношении к природе и взаимодействии с ней.
3.Задания группам:
-Помните, что в данный момент вы решаете очень серьёзную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. (Каждой группе раздаю карточки с заданием. На обсуждение и выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут).
Карточка № 1.(Отдел по охране зверей)
1.Отгадайте загадки.
а) Серовато, зубовато –
по полю рыщет,
телят и ягнят ищет. (Волк)
б)Летом гуляет,
зимой отдыхает. (Медведь)
в)Не мышь, не птица
в лесу резвится,
на деревьях живёт
и орешки грызёт. (Белка)
2.Расскажите об одном из животных по плану:
-Внешний вид.
-Место обитания.
-Убежище (нора, хатка, берлога и т.д.)
-Чем питается.
-Почему человек его истребляет.
3.Прочитайте, ответьте на вопросы.
Н. Сладков «Заяц и Крот».
-Сколько лет, сколько зим! Ты ли это, брат Заяц?
-Я, Крот, я. Как видишь.
-В том-то и дело, косой, что ничегошеньки-то я не вижу. Глаза у нас, кротов, совсем никудышные.
-А как же ты тогда узнал?
-По запаху узнал: мокрой шёрсткой пахнет, горькой осинкой. Вот радостная встреча! Прямо носу своему не верю, прямо не нанюхаюсь тебя!
Вопросы:
а) Почему Крот ничего не видит?
б) Что помогает ему находить пищу и определять место нахождения?
4.Составьте правило(а) защиты зверей. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка № 2 (Отдел охраны птиц)
1.Отгадайте загадки:
а) Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орёл)
б) Пёстрая крякуша ловит лягушек. (Утка)
2.Расскажите об одной из этих птиц по плану:
-Внешний вид.
-Место обитания.
-Какие особенности есть у этой птицы.
-Чем питается.
-Почему истребляется человеком.
3Сценка ,ответьте на вопросы.
Н. Сладков «Воробей и Синица»
-Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь – чистишь их что ли?
-Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев.
А к весне осталось всего две тысячи шестьсот.
-Четыреста перьев за зиму потеряла!
-Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю, как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть – и довольно!
Вопросы:
а) Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?
б) Какая из этих птиц постоянно живёт около жилья человека?
4.Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1.Отгадайте загадки:
а) Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка)
б) Рогат – да не бык, шесть ног – да без копыт. (Жук)
в) Летит – пищит, сядет – молчит;
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
2.Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
-Внешний вид.
-Место обитания.
-Чем интересно насекомое.
-Чем питается.
-Почему человек его истребляет.
3.Прочитайте, ответьте на вопросы:
Г. Ладонщиков «Семья муравья»
Кузнечик встретился в лесу
С рабочим муравьём.
Он нёс такой огромный сук,
Что не поднять вдвоём.
«Давай попрыгаем с тобой!»
Кузнечик предложил.
«Нет, не могу, спешу домой»
« А где твой дом, скажи?»
«Наш дом под ёлкой, возле пня»,-
Ответил муравей.
« А какова у вас семья?»
«На свете нет дружней!»
«И много вас?»
«Не сосчитать.
Наверно, тысяч двадцать пять
Работников и воинов
У нас под крышей хвойной».
Вопрос: Что вы знаете о муравьях?
4.Составьте правила защиты насекомых. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1.Отгадайте загадки:
а) Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель)
б) Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива)
в) Стоит красавица на поляне:
в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза)
2.Расскажите об одном из этих растений по плану:
-Внешний вид.
-Где растёт.
-Чем интересно растение.
-Как человек его использует.
3.Прочитайте, ответьте на вопросы.
Н. Сладков «Дуб и Ветер»
-Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?
-От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: « А что там, за травой, скрывается?». Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: « А что там дальше, за кустами?».Ни днём, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся – эвон, какой вымахал!
Вопросы:
а) Как вырастить дуб?
б) Какая польза животным от дуба?
4.Составьте правила защиты растений. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить растениям
Физминутка
4.Подведение итогов:
( Рисунки запрещающих знаков вывешиваются на доску. Каждая группа учащихся зачитывает свои правила, остальные внимательно слушают, исправляют, если считают, что какое-то из правил составлено неверно, вносят свои дополнении и поправки.
Составленные ребятами правила на уроках трудового обучения оформляются в специальный альбом «Свод законов о природопользовании».) -Какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?
-И закончить наш урок- конференцию я хочу словами:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опусташённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты поговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты!
Она спасенья просит у людей.
-Относитесь бережно к природе, любите её и она вам отплатит за это весёлым пением птиц, порхающими бабочками над благоухающими цветами, лесными ягодами и грибами, чистым воздухом и водой.
5.Домашнее задание:
-Написать сочинение на тему «Я – защитник природы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Внеклассное занятие по теме «В мире природы » (путешествие-викторина).
Цели: 1.Развивать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру.
2.Развивать память, ассоциативное мышление.
3.Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
I. Введение в тему.
1.Сообщение темы и задач занятия.
2.Вступительная беседа.
-Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Дети отвечают)
-Загадки:
1.Что видно только ночью? (Звёзды, луна)
2.Летом греет, зимой холодит? (Солнце)
3.Без рук, без ног, а бежит? (Вода)
4.Дышит, растёт, а ходить не может? (Растение)
5. В лесу на ножке выросла лепёшка? (Гриб)
6.Под мостиком виляет хвостиком? (Рыба)
7.На шесте – дворец, во дворце – певец? (Скворец)
8.Ползун ползёт, иглы везёт? (Ёж)
9.Как всё это назвать одним словом? (Окружающая среда)
II. Основная часть.
Явления природы.
-Что такое погода? (Погода – определённое состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности).
-А как же узнать, какая погода нас ждёт сегодня? завтра? через неделю? (Для этого существует метеослужба и метеорологи).
-Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.
-Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100километров. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки.
(Дети рассматривают фотографии спутников)
-Погодные спутники ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Фотографии ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперёд.
-Что вы знаете о явлениях природы? (Дети отвечают)
Это интересно:
-24 июня 1904года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 грамм и более. Они имели острые шипы, град падал отвесно и с такой силой, что стёкла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 сантиметров.
-Торнадо – это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает всё, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, здания рассыпаются, как карточный домик. Торнадо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия.
1-й этап викторины:
1)На небе стукнет, на земле слышно. (Гром)
2)Ни огня, ни жары не имею, а всё пожигаю. (Молния)
3)Не огонь, а жжётся. (Мороз)
4)Кручу, бурчу, знать никого не хочу.(Метель, вьюга)
5)Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
6)Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
7)Что случается, если вулкан « сердится»? (Извержение)
8)По синему морю
Белые гуси плывут. (Облака)
9)Зимой греет,
Весной тлеет,
Осенью оживает. (Снег)
10)Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Ветер)
2.Звери.
-Какое животное живёт дольше всех? (Дети отвечают)
Это интересно:
-Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет. А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия: бегемот – 41 год, носорог – 40, медведь – 34, обезьяны – более 20 лет, кошки – около 23 лет, собаки – 22 года. Эти данные относятся к отдельным особям животных.
2-й этап викторины:
1)Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
2)Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
3)Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
4)В заплатках шея и бока,
На всех глядит он свысока. (Жираф)
5)Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
6)Не дерево, а суковато. (Олень)
7)Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих. (Лев)
8)Самый крупный хищник. (Белый медведь)
9)Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра)
10)Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
3.Птицы.
-Какая из летающих птиц самая большая? (Дети отвечают)
Это интересно:
-Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африкан ский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа – поднять в воздух такую птицу.
-Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. Взрослые птицы весят около 13 кг. (Показать птиц)
-Скорость полёта у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км, преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 274 и320 км в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри – от 80 до 88 км в час.
3-й этап викторины:
1)Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)
2)Днём молчит, ночью кричит. (Филин)
3)Начальник не велик, а долго спать не велит. (Петух)
4)Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока)
5)У каких птиц крылья покрыты чешуёй? (Пингвин)
6)Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
7)Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)
8)Самая певчая птица России. (Соловей)
9)Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов)
10)посередь деревьев кузнецы куют? (Дятел)
4.Насекомые.
-Что вы знаете о насекомых? (Дети отвечают)
Это интересно:
-На нашей планете живёт 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см (Рассмотреть по линейке). Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука-трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
-Скорость полёта насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель – 3,5; муха – 2; златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки-бражницы – около 60 км.
-Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
4-й этап викторины:
1)Без рук, без ног, на брюхе ползёт. (Червяк)
2)Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
3)Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
4)Ниток много-много,
А в клубок не смотает,
Одежду себе не шьёт,
А ткань всегда ткёт. (Паук и паутина)
5)Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан)
6)Летающий кровопийца. (Комар)
7)Кто за печкою живёт, спать мне ночью не даёт? (Сверчок)
8)Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Погибнет)
9)Сколько ног у паука? Можно его назвать насекомым? (Восемь. Нет) 10)Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
5.Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.
Это интересно:
-Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточное время и без воды.
-Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.
-Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте 1,5 метра.
5-й этап викторины:
1)Он в самом омуте живёт –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
2)Выпучив глаза следит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
3)Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
4)Не кузнец, а с клещами. (Рак)
5)Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка)
6)Он превращается в лягушку. (Головастик)
7)Неядовитая змея? (Уж)
8)Кого поймал Емеля? ( Щуку)
9)Кто ходит в каменной рубахе? (Черепаха)
10)Кто автор басни «Лебедь, рак и щука»? (Н.А. Крылов)
6.Растения.
Это интересно:
-Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах – в среднем 50-80м, нередко до 100м; максимальная высота деревьев – у эвкалиптов и секвой – около 150м.
-Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины – всего 4 года, а у сирени – до 60 лет).
-Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса - подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.
-Кустарнички – миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем – 10-30см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядка 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (Черника, брусника).
6-й этап викторины:
1)Белый стан, зелёный сарафан.(Берёза)
2)Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (Тополь)
3)Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо ни пройдёт,
Всяк поклонится. (Гриб)
4)Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
5)Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.(Мох)
6)Дерево, из которого делают спички. (Осина)
7)Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
8)Какая ягода самая большая? (Арбуз)
9)На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою. (Подсолнечник)
10)Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела)
III.Итоги игры. Награждение активных участников викторины.