Мастер-класс Создание проблемной ситуации как способ формирования универсальных учебных действий.
Мастер – класс
«Методы создания проблемной ситуации как способ формирования универсальных учебных действий»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ СОШ №16
Темралиева Марина Анатольевна
Слайд 2
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва АмонашвилиСлайд 3
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.
-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?
- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование несколько лет назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.
Слайд 4
Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.
Слайд 5
Функции универсальных учебных действий:
Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Слайд 6
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Слайд 7
Я определила 6 элементов, которые делают содержание проблемным:u Неожиданностьu Конфликт Конфликтu Предположениеu Опровержениеu Несоответствиеu Неопределённость Поэтому конструируя содержание проблемной ситуации , я включаю в неё данные элементы.
Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Слайд 8
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 9
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.
Существует несколько приёмов формулировки вопросов:
1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».
3. Развести различные представления учеников можно репликой:
«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
4.Приосознание нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».
Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
Слайд 10
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения»,
Слайд 11
то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».
Слайд 12
Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов
Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
( Тема «Фрукты»)
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
Слайд 13
Тема «Масса»
Перед детьми математическая игра = 1 кг.и пуховая подушка весом = 1 кг.
В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
В: Давайте проверим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что вы сказали сначала?
Д: Ответы детей
В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Слайд 14
Подводящий к теме диалог
Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.
Теме «Безударные гласные в приставках»
Учитель Ученики
Спишите из упражнения слова
«забег, поход, подкоп --записывают слова,
Поставьте ударение.–ставят ударение
Подчеркните безударные гласные.--подчеркивают безударные гласные
Найдите безударные гласные,
Обозначьте их.обозначают
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в корне
В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке
Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные в приставках
Слайд 15
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.
Слайд 16
ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫИтак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
Слайд
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Слайд
Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 17
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок». Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Слайд 18
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать? (безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК.Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)
Слайд 19
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Слайд 20
Таким образом , проблемная ситуация, действительно, обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС начального общего образования так как
создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
нацелена на формирование универсальных учебных действий;
обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Слайд 21
Рефлексия.
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
Смелость города берет.
Всякому овощу свое время.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звездам.
Омонах, ты идешь трудной дорогой.
Учиться обучая.
Ах, как я устал от этой суеты.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Слайд 22
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.