Лекция Пошаговая инструкция к составлению SWOT-анализа


SWOT анализ: теория и практика
Метод SWOT анализ универсален и подойдет для фирмы любого профиля: промышленной компании, некоммерческой организации, розничного магазина или отдельного отдела.
Определение: SWOT анализ (с англ. SWOT Analysis) — вид ситуационного анализа, позволяющий оценить текущую и будущую конкурентоспособность товара компании на рынке с помощью анализа внутренней и внешней среды организации.
Оглавление:
Что такое SWOT анализ и его основные элементыКак подготовиться к проведению SWOT анализа?Шаг №1: определение сильных слабых сторонШаг №2: определение угроз и возможностейШаг №3: составление таблицы SWOT анализаШаг №4: подготовка выводов по SWOT анализуШаг №5: составление презентации по SWOT анализуШаблон в ExcelКоличественный метод SWOT анализаКак подготовиться к проведению SWOT анализа?
Помните, что метод свот анализа является лишь удобным инструментом для систематизации имеющейся информации. Поэтому, эффективный SWOT анализ должен начинаться с двух действий:
Проведите анализ рынка, на котором функционирует компания, важное внимание уделите исследованию потребителей и определению ключевых характеристик товара. От того, кто является Вашей целевой аудиторией, какие критерии качества предъявляет Ваш потребитель к продукту зависит более 70% выводов свот анализа.
Проведите конкурентный анализ и определите ключевых конкурентов. От того, кто является Вашим конкурентом будет зависеть определение сильных и слабых сторон товара.
Шаг первый: определите сильные и слабые стороны продукта
Первым шагом в проведении SWOT анализа является определение сильных и слабых сторон товара или услуги. Для этого составьте сравнительный анализ внутренних ресурсов компании или товара с ключевыми конкурентами:
Те параметры, которые оказались лучше, чем у конкурентов — сильные стороны Вашего продукта.
Параметры, которые оказались хуже, чем у конкурентов — слабые стороны Вашего продукта
Таб.1 Пример анализа сильных и слабых сторон
Сильные стороны (S= Strengths)- такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение в сравнении с конкурентами.
Слабые стороны (W=Weaknesses) или недостатки товара или услуги — такие внутренние характеристики компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке, являются неконкурентоспособными на рынке.
Комментарии автора: в результате сравнительного анализа может получиться множество факторов, среди которых можно очень легко запутаться:
Расставьте приоритеты по уровню влияния факторов на объем продаж и прибыль компании.
Оставьте по 6-8 ключевых факторов.
Остальные могут пригодиться в будущем – возьмите их на заметку.
Обязательно ознакомьтесь с методикой определения сильных и слабых сторон. Методика содержит более 14 направлений различных факторов внутренней среды, которые могут стать сильными или слабыми сторонами компании.
Шаг второй: определите угрозы и возможности для роста бизнеса
Вторым шагом SWOT анализа является определение возможностей и угроз для роста бизнеса в будущем. Для этого проводится анализ внешних факторов окружающей среды, оценивается уровень влияния каждого фактора на продажи компании, вероятность возникновения.
Возможности компании (O=Opportunities) – факторы внешней среды, которые позволят компании увеличить объем продаж или нарастить прибыль.
Угрозы компании (T=Threats) – факторы внешней среды, которые могут снизить объем продаж или уровень прибыли компании в будущем.
Воспользуйтесь нашей методикой определения угроз и возможностей. Она содержит необходимые подсказки о том, в каких областях необходимо искать угрозы и какие виды возможностей существуют.
Часто для поиска угроз и возможностей при составлении SWOT анализа используется метод PEST анализа, который достаточно полно помогает рассмотреть влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на прибыль компании в будущем.
Шаг третий: составление таблицы SWOT анализа
Таблица SWOT анализа помогает структурировать всю полученную информацию. Таблица состоит из четырех квадрантов, в квадрантах последовательно перечисляются сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Все найденные факторы вносятся в ячейки таблицы в порядке важности (от самого важного к наименее важному). Важность фактора определяется по его вкладу в объем продаж и прибыль компании.
Запишите все элементы в таблицу SWOT анализа:Рис.1 Таблица SWOT анализа
Проверьте, действительно ли найденные сильные стороны товара повышают прибыль и конкурентоспособность продукта компании:Таб.2 Проверка сильных сторон
Проверьте, действительно ли найденные слабые стороны товара снижают прибыль и конкурентоспособность продукта компании:Таб.3 Проверка слабых сторон
Проверьте, действительно ли найденные возможности способны повысить удовлетворенность клиентов и прибыль компании:Таб.4 Проверка возможностей
Проверьте, действительно ли выявленные угрозы могут снизить прибыль компании и удовлетворенность продуктом в ближайшие 5 лет:Таб.5 Проверка угроз
Теперь, когда вы заполнили таблицу свот анализа и проверили реалистичность всех факторов в таблице, можно переходить к написанию выводов к проведенному SWOT анализу.
Шаг четвертый: подготовка выводов
Ниже перечислены основные вопросы, на которые необходимо ответить после составления SWOT анализа и направления дальнейших работ будут очевидны:
Выявите или разработайте основное конкурентное преимущество товара на основе сильных сторон
Опишите способы развития возможностей компании за счет сильных сторон продукта
Опишите, каким образом можно преобразовать слабые стороны в сильные, а угрозы в возможности для роста?
Если такие преобразования невозможны, как компания может избежать слабых сторон и угроз, а также минимизировать их влияние на бизнес компании.
Каким образом выявленные преимущества сделать очевидными для потребителя?
Каким образом слабые стороны скрыть от потребителя?
Каким образом в короткий срок реализовать возможности и нейтрализовать угрозы?
Для написания более подробных выводов по SWOT анализу воспользуйтесь любой из двух методик:
Методика «Как написать выводы по SWOT анализу за 30 минут?» подскажет 10 направлений для качественного завершения свот анализа.
Метод «SWOT матрица» поможет составить подробный список стратегических решений для повышения прибыли и удовлетворенности товаром компании.
Если вы хотите получить максимально подробный вариант SWOT-анализа, то рекомендуем воспользоваться двумя указанными методами одновременно. Методики дополняют друг друга: первая содержит конкретные направления для принятия решений, а матрица SWOT анализа помогает рассмотреть ситуацию более детально и глубоко.
Шаг пятый: красивая презентация результатов
Завершающий этап SWOT анализа – составление красивой, подробной и содержательной презентации проделанной работы для руководства фирмы.
Презентация SWOT анализа
Завершением SWOT анализа является правильная презентация его результатов, формирование выводов и вектора развития анализируемого товара, услуги или компании. Презентация SWOT анализа должна содержать подробный доклад, чтобы избежать ошибок в интерпретации подготовленной информации.
План презентации
Презентация результатов и выводов по SWOT анализу имеет четкие смысловые блоки, описанные ниже.
Summary
Первый раздел — Summary. Представляет собой краткое изложение всех ключевых предложений и выводов, которые родились в результате проведения SWOT-анализа. Такой формат предоставления данных является наиболее эффективным и общепринятым в мировой практике. Он позволяет понять вектор вашей презентации.
Введение
Второй раздел — вводный раздел. В данном пункте презентации расскажите об основных целях SWOT анализа и о том, то было какие факторы внешней и внутренней среды анализировались и рассматривались.
Основная форма SWOT
В третьем разделе продемонстрируйте основную форму SWOT в виде простой матрицы из четырех квадрантов: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Такая форма исторически является удобным форматом предоставления всех результатов на 1 странице. Желательно в форме SWOT сразу расположить факторы в последовательности важности и приоритетности (от самого важного к самому наименее важному). Важность и высокий приоритет определить просто: чем выше влияние на уровень продаж и прибыли, тем выше приоритет.
Не нужно включать много факторов. Достаточно сосредоточиться на 6-8 ключевых факторов по каждой категории (максимум). Слишком большое количество смущает аудиторию, а также не позволяет правильно расставить приоритеты и сфокусироваться на важных элементах. Факторы, которые в данный момент отошли на задний план в виду своей незначительности, могут быть использованы в следующей волне анализа.
Данные
Data speaks first — ключевой слоган всех презентаций. Подготовьте иллюстрацию доказательств по каждому фактору SWOT анализа. Это поможет с обоснованием выбранных факторов и их приоритетности.
Выводы
Пятый раздел — это ключевые выводы по SWOT анализу. Один из удобных форматов представления – формат SWOT матрицы.
План тактических мероприятий
Завершающим разделом презентации должен идти всегда — план мероприятий с ориентировочными сроками исполнения и требуемыми ресурсами. Без такого плана все вышесказанное было только словами. При SWOT анализе от вас ждут конкретного руководства к действию.
Количественный метод SWOT анализа
В современной литературе часто встречается количественный пример SWOT анализа: модель, в которой необходимо по балльной шкале оценить анализируемые факторы внешней и внутренней среды.
Количественный подход несомненно эффективен, так как позволяет продемонстрировать значимость факторов, но является слишком затратным по времени.
Эффективнее будет оценить каждый фактор внутренней и внешней среды компании по важности и приоритетности экспертно, не прибегая к сложным балльным количественным оценкам. Точность такого подхода будет приближена к количественному способу оценки, так как в обоих случаях Вы сами, а значит экспертно оцениваете каждый фактор матрицы SWOT