Статья об этнохудожественных особенностях воспитательной работы в условиях сельской малокомплектной школы
Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельской школы: проблемы и пути решения
Бецишор Наталья Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ «ООШ с.Чадаевка Лысогорского района Саратовской области»
«Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет,
но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов,
обычаев и всяких условностей,
и он всё забудет, всему разучится, и должен будет начинать сначала».В.О. Ключевский.
В настоящее время особенно актуальна проблема воспитания человека, обладающего большим духовно нравственным потенциалом, ценностью для которого является принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам.
В условиях нашей сельской малокомплектной школы задача этнохудожественного воспитания как никогда актуальна, потому что происходит обогащение эмоционально – чувственного опыта ребёнка, а изучение многовекового этнокультурного наследия: местных мастеров и ремёсел, устного народного творчества, народной музыки, народных праздников, обычаев и обрядов несёт в себе запас добра, милосердия, народной мудрости.
Считаю, что в формировании образа будущего сельского жителя особую роль играет то, что ребёнок с младенчества впитывает в себя культуру крестьянства, красоту русской природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному дому, нормы взаимопомощи, личностный и открытый характер взаимопомощи людей, атмосферу большого доверия друг к другу. Может быть, поэтому сельские дети, обладают теми нравственными качествами, которые являются основополагающими для россиянина, перспективно мыслящего и действующего на благо своей Родины.
Поэтому логика социокультурного развития общества диктует сельской малокомплектной школе приоритетность этнохудожественного воспитания подрастающего поколения в русле национально – региональных традиций как естественного условия личностного развития учащихся.
Местная культура, рождённая шумными, весёлыми хороводами, майскими ночами, голосистыми гармошками, многовековым деревенским укладом, ярмарочными гуляниями, обрядами, сказками и прибаутками, костюмами и глиняной посудой, формирует в молодых людях стремление к красоте, нравственности, духовности, любви к малой Родине.
Это художественное достояние народа формирует благоприятную почву для этнохудожественного воспитания школьников в условиях сельского социума. Именно школьная пора является периодом становления личности ребёнка, когда из чистого, доброго, наивного, детского мироощущения можно вылепить, как из бесформенного куска глины сосуд, который засверкает в лучах красоты и гармонии своими гранями.
И в нашей школе является приоритетным этнохудожественное воспитание учащихся в пространстве самобытной национальной культуры.
В связи с этим, свою задачу я вижу в том, чтобы сохранить и распространить культуру и исторические традиции малой родины, и при этом дать обучающимся полноценное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватным миру и себе, развивать в каждом ребёнке социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека – гражданина, семьянина – родителя, специалиста-профессионала.
Сельский школьник подвержен влиянию окружающего его микромира.
С наступлением урбанизации, общим падением уровня жизни в деревне и происходящими миграционными процессами традиционные ценности и образ жизни в сельской местности постепенно размываются, всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, поскольку реально противопоставить себя этой среде оно не в состоянии, что и накладывает определённый отпечаток на поведение школьников и формирование ценностно-смысловых установок.
Учёные-исследователи выяснили, что уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения установки у человека возникает определённое отношение к основным жизненным ценностям, различным видам деятельности. Управление установкой является важной практической проблемой и составляет одну из задач современного воспитательного процесса.
Решение этнохудожественного воспитания сельских школьников невозможно без опоры на духовно – нравственные ценности сельской жизни: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально – чувственное отношение к жизни. Именно в сельском образе жизни аккумулировались традиционные черты российского характера.
Эти ценности сельского социума коренятся в глубинах и обычаях, обрядах и праздниках, в быту и досуге.
В воспитательном плане начальных классов это направление отражено.
С малых лет человек должен познавать природу, знать свой край непременно учиться любить и оберегать его. Это направление помогает неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать первые необходимые знания о ней, с малых лет знакомит с народной мудростью, с историей своего края, с его замечательными людьми и традициями, воспитывает уважительно отношение к бабушкам, дедушкам, ветеранам войны и труженикам тыла.
Данное направление реализуется через следующие формы работы:
экскурсии «Земля на зёрнышке стоит»;
знакомство с творчеством умельцев – односельчан;
изучение истории села Чадаевка;
заочное путешествие «Ветераны нашего села», «Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моё село в годы войны»;
проекты «Профессии моих родителей», «Моя родославная», «Тайна моего имени».
Дети гордятся умениями своих родителей, бабушек, дедушек, которые не только рассказывают о своём мастерстве, но и стараются научить детей класса, в котором занимается их ребёнок.
Родители также проявляют свою инициативу в конкурсах поделок, учат детей любоваться красивой работой, сделанной руками детей и взрослых.
Например, на уроке «Окружающий мир» учитель может побуждать детей «внимательно рассмотреть рисунок насекомого, посчитать количество ножек, запомнить форму крыльев», т.к. затем, на уроке технологии, они будут создавать изображение этого насекомого новым, неизвестным им пока способом. Кроме этого, на урок можно принести не только рисунки и фотографии, но и загадки, стихи, истории об этом насекомом.
Связь изучаемой темы с традициями народных промыслов, с особенностями местных ремёсел вызывает у детей большой интерес. Полезно принести в класс изделия народных умельцев – игрушки, посуду, лоскутные коврики, вышитые изделия.
Приведу примеры некоторых уроков трудового обучения.
Тема занятия в 1 классе: Лепка из разных форм. Мастерим сказку «Теремок».
На этом занятии педагог просит перечислить действующих лиц сказки, затем «артисты» приглашаются к доске и разыгрывают сказку по ролям. Желательно, чтобы дети постарались передать не только слова роли, но и манеру поведения, характер своих героев. Учитель спрашивает: Почему же всё- таки развалился теремок. Обычные ответы детей: Зверям было тесно. Теремок был маленький. Учитель: Всё верно. Но если вы обратили внимание, Мышка нашла ничей, пустой дом. А по старинному русскому поверью, в таком доме могла поселиться всякая нечисть. Поэтому, даже если бы звери в нём и поместились, неизвестно, была бы их жизнь счастливой. Задумались герои сказки: «А почему дом покинули его прежние хозяева? Неспроста это. Может быть, его строили не по обычаю? Ведь, чтобы построить дом себе и другим на радость, надо знать и уважать обычаи». Давайте вместе с вами, ребята, придумаем продолжение сказки, представим, что звери сами построили себе избу.
Как же построить избу?
В этой части занятия дети знакомятся с обычаями, связанными с постройкой дома, его архитектурными особенностями и внешним убранством.
Детям нужно предложить рассмотреть фотографии, рисунки, на которых запечатлена изба, украшенная разными досками. Если поблизости есть такие дома, то накануне можно внимательно рассмотреть их.
Учитель: Мало построить дом удобным и прочным. Хочется, чтобы он был и красивым. Как это сделать? Следуя русскому обычаю, наши герои украсили свой дом резными досками. Обратите внимание, кто на них изображён. Среди разнообразия орнаментных мотивов следует особо выделить наиболее типичные: композиции с плодами и листьями, изображение «царственных» птиц и зверей. Важно также отметить древность и магическое, обережное, значение солярных знаков (символ солнца – круг) и фигурки коня: конь на крыше – в избе тише».
После этого класс нужно разделить на группы. Группа мастеров - строителей (3- 4 человека) лепит теремок. Остальные – героев сказки, по окончанию лепки нужно составить единую композицию: теремок немного в стороне, а на переднем плане звери, довольные проделанной работой, играют на лужайке или водят хоровод.
А, например, работая по теме: «Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Хороводы», учитель рассказывает о том, что хоровод - это одно из увеселений восточных славян. Основная фигура хоровода – круг, движение. Однако сюда же включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни. Отдельные фигуры хоровода, сопровождаемые хоровым пением, имеют особые названия. В качестве действующих лиц, отдельных актов хоровода, фигурируют: заяц, олень, козёл, лебедь, ворон, воробей, парень, девушка, монах, скоморох и т. д.
При этом изображают различные работы: обработку льна, посадку капусты, ловлю птиц, вышивание ковра и др. На уроке учитель разучивает один из вариантов старинного русского хоровода.
На уроках изобразительного искусства также идёт связь с прошлым нашего народа. Например, прежде чем нарисовать куклу в русском сарафане, из русской народной сказки «Маша и медведь», дети слушают рассказ об особенностях национальной одежды: рубахе, сарафане, лаптях, платке. Дети узнают о том, что рубаху носили и мужчины и женщины. Шили её из полотна, которое сгибали пополам, делали вырез для головы и, если у мужской рубахи он был сбоку, её называли «косовороткой». Сарафан мастерили свободным и длинным, что давало возможность летом скрываться от солнечных лучей, а зимой в свободной одежде дополнительный слой воздуха согревал, а лапти плели из лыка (внутреннего слоя коры липы). Они были лёгкие, но довольно быстро изнашивались, и надо было плести новые. Головной убор – платочек – носили и маленькие девочки, и взрослые женщины, и пожилые бабушки.
Одним из источников изучения жизни народа служат народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.), которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Они дают богатейший материал для изучения истории, быта, нравов народов, они также представляют собой своеобразный кодекс тех этических норм, которым должен следовать всякий человек.
На уроках литературного чтения организуем конкурсы знатоков пословиц, цель которого – выявление осведомлённости детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Например, закончи пословицу, вставь в пословицу пропущенное слово, исправь ошибку, изобрази пословицу мимикой, пантомимой и т.д. Или даем задание по группам: составить общий «словарь» сходных по смыслу пословиц двух народов, отражающие общечеловеческие ценности и национальные особенности. Выполнение этих заданий требует от учащихся начальных классов, во-первых, способности взглянуть на мир глазами представителей других культур, во-вторых, найти за внешним несходством пословиц то общее, что рассматривается в качестве ценностей и норм представителями различных культур.
Основой формирования эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Из всего объёма народной музыкальной культуры младшему школьнику наиболее доступно изучение особого народного творчества, называемой детским фольклором.
Просветительским – ознакомительским направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культурой. При таком подходе у младших школьников, в основном – слушанье, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик. Поэтому народная музыка, звучащая как музыкальный фон, может присутствовать в школьной жизни детей в самых разных ситуациях (на уроках, праздниках, кружках, во время физкультминутки и т. д.).
Одной из самых распространённых форм этого направления работы являются беседы, сопровождающиеся компьютерными презентациями. Большой интерес вызывают у школьников беседы по темам «Календарная песня – зеркало крестьянской жизни», «Искусство скоморохов», «Сказка и музыка».
С интересом воспринимаются всевозможные стенды с фотографиями местных музыкантов, участников художественной самодеятельности, лауреатов районных смотров. Дети вовлекаются в активное участие в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес к различным видам поисково-собирательской деятельности, связанной с записыванием частушек, народных песен, закличек, прибауток, колыбельных и т.д.
Собранные образцы фольклора дети оформляют соответствующими рисунками, аппликациями, делают сообщение на классных часах.
Мы приобщаем детей к творческой деятельности. В качестве детской творческой продукции служат сказки, песни, импровизации (вокальные и инструментальные, ритмические и мелодические), танцевальные и танцевально – пластические композиции. Эту работу мы очень часто проводим летом на детской оздоровительной площадке.
В нашей школе проведение народных праздников стало доброй традицией. Всем полюбились «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье», «Троица», «Зимние посиделки», спектакли театра «Скоморошина», праздники «Ивана Купала», «Яблочный спас», «Русский платок», «Русская игрушка» и т. д.
Знакомство с играми, обрядами, песнями, сказками происходит у нас и на уроках культурно – исторического наследия. Обогащаются представления детей об этноэстетических ценностях края, они учатся последовательно и целостно мыслить этнокультурными категориями, формируется восприятие мира в традиционно сложившихся образах.
Уверена, чтобы воспитать уважение современного человека к своему прошлому, осознанию необходимости сохранению его лучших традиций, на своих занятиях, праздниках, встречах, уроках в начальной школе, правильным будет не копировать народные обряды, а стараться, чтобы дети через звук, движение, пластику, цвет, композицию усвоили духовную энергию и переживание народного искусства.
Хотелось бы, чтобы они ощущали всё это тесно связанное с народным мировоззрением, нравственностью и религией своего времени, созвучно сегодняшним общечеловеческим ценностям.
Безусловно, этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума имеет особое значение для гармонического развития и воспитания духовно – развитой личности, раскрытия внутренних ресурсов сельского школьника, творческой реализации накопленного этнокультурного жизненного опыта ради социально – экономического, общественного и духовно – культурного развития родного края.
Хотелось бы в заключение закончить словами видного русского собирателя фольклора прошлого столетия П. В. Киреевского:
«Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства – беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».
Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические достоинства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]