Программа работы с одаренными детьми в сельской школе
МАОУ Сладковского района Новоандреевская СОШ
Программа "Одаренные дети"
Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция работы с одаренными школьниками.
1. Актуальность проблемы.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.
· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы.
· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
· В школе должны быть свои традиции.
· Школа должна давать современное образование.
· В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через урок, через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
· способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
· одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
· одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
· в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
· основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
· деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
· Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
2. Цели и задачи.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
· Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;
· Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
· Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
· Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
· Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
· Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
- Создана нормативно-правовая база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;
· Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников;
· Разработана и реализована летняя образовательная программа «Мир грёз» для детей художественной одарённости;
· Запланировано ежегодное повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);
· Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми.
4. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»
1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»
1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
2.3.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДДТ, ДЮСШ и др.).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1. Организация кружковой работы в школе с учетом склонностей и запросов учащихся и направлениями работы межведомственного взаимодействия с ДДТ и Маслянской базовой школы.
3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и Всероссийских олимпиадах.
3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3.4. Организация и проведение школьных праздников, различного направления.
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
5. Нормативно-правовая база
· Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
· Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»
· Положение о работе с одаренными.
· Положение по проведению школьных олимпиад.
· Положение о проведении предметных недель
· Положение «Ученик года»
· Положение «Класс года»
· Приказ об утверждении тем исследовательских работ
6. Этапы реализации
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2013-14гг)
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности исследовательского общества.
2 этап: деятельностный (2014-15гг)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015-16гг)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
7. Основные мероприятия программы
· Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
· Участие в районных и краевых интенсивных школах;
· Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работы с одаренными детьми;
· Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
· Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
· Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
8. Основные направления работы с одаренными детьми.
Одаренность, степень развития ребенка, можно охарактеризовать по 4 основным направлениям:
1. Интеллектуальное.
2.Творческое (художественнное).
3. Спортивное.
4. Социальное (лидерство).
Работа педагогического коллектива, направленная на выявление и развитие одаренности у обучающихся:
1. Выявление одаренных обучающихся при помощи родителей, классных руководителей и диагностического тестирования.
2. Создание банка данных «Одаренные дети».
3. Развитие учительского потенциала в плане умения и готовности работать с одаренными детьми, через выступления на педагогических советах с презентациями личного опыта учителей- предметников.
4. Внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий.
5. Использование прогрессивных форм и методов организации образовательного процесса;
6. Организация и развитие системы внеурочной учебной и внеклассной кружковой деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.
7. Организация работы спортивных секций:
-баскетбол
-теннис
-волейбол
8. Проведение школьных мероприятий, направленных на стимулирование достижений детей:
-предметных недель
-школьных предметных олимпиад
9. Организация и проведение вечеров и праздников.
10. Организация и проведение конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
11. Активизация участия в конкурсах проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям различного уровня.
12. Организация экскурсий, выходов в театр, музеи.
13. Организация самостоятельной работы обучающихся с интерактивными технологиями, через создание презентаций, видеороликов, блогов по предметам и конкурсам различного уровня.
14. Формирование нравственного и гражданского облика выпускника
15. Разработка индивидуальных форм работы с одаренными детьми учителями предметниками.
16. Развитие лидерских способностей через участие в детском объединении «Каравелла»5-8 класс и «Совете старшеклассников»9-11 класс
9. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.
Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы.
Создание дидактических, раздаточных материалов.
Приобретение дополнительных наглядных пособий.
Использование компакт-дисков по предметам.
Компьютерные учебные программы.
10. Формы проведения мониторинга реализации работы с одаренными детьми
· Наблюдение
· Общение с родителями
· Предметные олимпиады
· Предметные недели, декады
· Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
· Внутришкольный контроль
· Творческие отчеты кружков, спортивных секций
· Тематические конкурсы, выставки
· Рейтинг «Наше участие»
Ожидаемый результат: Воспитать духовно-нравственную личность, здоровую физически и социально, отвечающую запросам современного общества:
11. Модель одаренного ребенка:
· Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
· Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
· Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
· Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
· Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
· Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
12. Участники реализации данной программы:
· Администрация школы (директор, заместители);
· Руководители школьных методических объединений;
· Учителя – предметники;
· Классные руководители;
· Руководители кружков и секций.
15