Программа работы с одаренными детьми в сельской школе 
МАОУ Сладковского района Новоандреевская СОШ
Программа "Одаренные дети"
Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании» 
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 
Концепция работы с одаренными школьниками. 
1. Актуальность проблемы.  
         Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании»  Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.
·        Это школа,  где хорошо учат по всем предметам,  а по окончании дети легко поступают в Вузы.
·        В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
·        В школе должны быть свои традиции.
·        Школа должна давать современное образование.
·        В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие  сопровождается   через урок,  через внеурочную деятельность и систему  дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.
         Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:
·        способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
·        одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
·        одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
·        в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
·        основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы);  обогащенная адаптивная образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
·        деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта. 
·        Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
          2. Цели и задачи.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи: 
·        Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;
·        Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
·        Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
·        Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
·        Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
·        Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми. 
3. Ожидаемые результаты реализации программы
     - Создана нормативно-правовая  база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;
·        Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников;
·        Разработана и реализована летняя образовательная программа «Мир грёз» для детей художественной  одарённости;
·        Запланировано ежегодное повышение квалификации  кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);
·        Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми. 
    4. Содержание программы
1.     Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»
1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»
1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров,  работающих с одаренными детьми.
1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми  учащимися,  принятие  необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов,  работающих с одаренными детьми.
1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
 2.       Организационная деятельность школы
2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
2.3.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы,  спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДДТ, ДЮСШ и др.).
 3.       Формы и виды организации работы с детьми,  склонными к творческому уровню освоения отдельных  образовательных областей или предметов.
3.1. Организация  кружковой работы в школе  с учетом склонностей и запросов  учащихся и направлениями работы  межведомственного взаимодействия с  ДДТ и Маслянской   базовой школы.
3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и Всероссийских олимпиадах.
3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3.4. Организация и проведение школьных праздников, различного направления.
4.       Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1.Включение в план внутришкольного контроля  вопросов организации  и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов,  творческих отчетов.
5.       Нормативно-правовая база
·        Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
·        Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»
·        Положение о работе с одаренными.
·        Положение по проведению школьных олимпиад.
·        Положение о проведении предметных недель
·        Положение «Ученик года»
·        Положение  «Класс года»
·        Приказ об утверждении тем исследовательских работ
 6.       Этапы реализации
 1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2013-14гг)
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности исследовательского  общества.
 2 этап: деятельностный (2014-15гг)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития. 
3 этап: констатирующий (2015-16гг)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
 7. Основные мероприятия программы
·        Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
·        Участие в районных и краевых интенсивных школах;
·        Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе,  развивающих работы с одаренными детьми;
·        Приобретение научной и учебно-методической литературы,  необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
·        Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
·        Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
8. Основные направления работы с одаренными детьми.
Одаренность, степень развития  ребенка,  можно охарактеризовать по 4 основным направлениям:
1. Интеллектуальное.
2.Творческое (художественнное).
3. Спортивное.
4. Социальное (лидерство).
Работа педагогического коллектива, направленная на выявление и развитие одаренности у обучающихся:
1. Выявление одаренных  обучающихся при помощи родителей, классных руководителей и диагностического тестирования.
2. Создание банка данных «Одаренные дети».
3. Развитие учительского потенциала в плане умения и готовности работать с одаренными детьми, через выступления на педагогических советах с презентациями личного опыта учителей- предметников.
4. Внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий.
5. Использование прогрессивных форм и методов организации образовательного процесса;
6. Организация и развитие системы внеурочной учебной и внеклассной кружковой деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях. 
7. Организация  работы спортивных секций:
   -баскетбол
   -теннис
   -волейбол
8. Проведение  школьных мероприятий, направленных на стимулирование достижений детей:
  -предметных недель
 -школьных предметных олимпиад 
9. Организация и проведение вечеров и праздников.
10. Организация и проведение конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
11. Активизация участия в конкурсах проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям  различного уровня.
12. Организация  экскурсий, выходов в театр, музеи.
13. Организация самостоятельной работы обучающихся с интерактивными технологиями, через создание презентаций, видеороликов, блогов по предметам и конкурсам различного уровня.
14. Формирование нравственного  и гражданского облика выпускника
15. Разработка индивидуальных форм работы с одаренными детьми учителями предметниками.
16. Развитие лидерских способностей через участие в детском объединении «Каравелла»5-8 класс и «Совете старшеклассников»9-11 класс 
9. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
         Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.
         Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы.
         Создание дидактических,  раздаточных материалов.
         Приобретение дополнительных наглядных пособий.
         Использование компакт-дисков по предметам.
         Компьютерные учебные программы.
10. Формы проведения мониторинга реализации работы с одаренными детьми
·        Наблюдение 
·        Общение с родителями
·        Предметные олимпиады
·        Предметные недели, декады
·        Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
·        Внутришкольный контроль
·        Творческие отчеты кружков,  спортивных секций
·        Тематические конкурсы, выставки
·        Рейтинг «Наше участие»
Ожидаемый результат:  Воспитать духовно-нравственную личность, здоровую  физически и социально, отвечающую запросам современного общества: 
 11. Модель одаренного ребенка:
·        Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
·        Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
·        Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
·        Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
·        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;
·        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
 12. Участники реализации данной программы:
·        Администрация школы (директор, заместители);
·        Руководители школьных методических объединений;
·        Учителя – предметники;
·        Классные руководители;
·        Руководители кружков и секций.
15