РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
С.В. Березняговская,
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
С инновационными методами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, я знакома не понаслышке. Работая учителем русского языка и литературы в коррекционной школе пятого вида, всегда старалась находить различные формы работы с учащимися, которые были бы им доступны, способствовали бы разностороннему развитию личности.
Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей учащихся. Инноватика, я думаю, должна включать процесс выработки уверенности ребёнка в себе, в своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Работая в условиях коррекционной школы, наблюдаю, что среди детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) есть учащиеся, имеющие определённые способности. В своей статье «Основные проблемы дефектологии» Л.С.Выготский писал: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложнённом дефектом речи, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребёнка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития, с другой – именно потому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперёд».
Одарённый ребёнок неповторим, и задача педагога вовремя выявить, продиагностировать талантливых учащихся и направить их индивидуальную способность в нужное русло, а также совершенствовать систему данной деятельности на основе преемственности в обучении и осуществление здоровьесберегающих подходов с 1 по 10 классы. Развитие общей эрудиции учащихся, расширение их кругозора; развитие творческого и логического мышления; стимулирование творческой деятельности одарённых детей;развитие исследовательской позиции ученика, поддержание его активности; формирование умений учиться - основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе с одарёнными учащимися.
Цель работы с талантливыми детьми в условиях нашей школы – создание условий для оптимального развития учащихся, чья одарённость на данный момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у детей.
Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для одарённых учащихся. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности.
Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотворчества среди учащихся, особое место занимают коллективные творческие дела.
В нашей школе на протяжении 20 лет успешно ведётся работа кукольного театра «Родничок», которым руковожу я. Здесь занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству. Творчество играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.
Задачей руководителя кружка театра кукол является раскрытие эмоционально – волевой сферы личности, что актуально для методики коррекционного воспитания. В свою очередь, дети, самореализуясь в конкретном виде творчества, становятся более уверенными в себе.
Занятия в кружке театра кукол и на факультативных занятиях «Арттерапия»(куклотерапия по методу «драматическая психоэлевация»)
направлены не только на приобретение талантливым учеником художественных умений, но и на формирование эстетического вкуса, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.
В кружке тетра кукол я провожу с учащимися занятия по пластике. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры призваны обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с трудом даётся устная речь, легко заменяют звукопроизношение мимикой и жестами. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что одарённым детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы дети представляют при сопутствующем музыкальном сопровождении. Вот почему обучающимся так нравится создавать музыкальные клипы на популярные песни, которых в арсенале кружковцев более 25.
Также на занятиях кружка и факультатива «Арттерапия» я провожу серию упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, дыхания и свободы речевого аппарата учащихся, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и правильным произношением. На репетициях использую игры со словом (развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять этюды на заданную тему, подбирать рифмы и т. д.). Применение специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, направлены, прежде всего, на раскрепощение учащихся.
Провожу большую работу с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Из стихотворений создаётся мини – спектакль, который разыгрывается в форме этюдов.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных учащихся, помогая преодолевать им застенчивость и зажатость.
В ходе подготовки к спектаклю стараюсь соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- давать возможность пробовать себя в различных ролях;
- создавать ситуацию успеха;
- создавать благоприятную, радостную атмосферу.
Учащиеся должны получать удовольствие от творчества, и тогда результат не заставит себя долго ждать.
Творческая жизнь одарённых детей занимает одно из первых мест в жизни учеников нашей школы. Дети любят выступать на публике, проявляют активность ( участие в различных конкурсах : межрегиональных, областных, городских, школьных; выступление в больнице №8, в школе №23, № 26 и др.)
Самый важный дар, который стараюсь я развить в одарённых детях, это здоровое самоощущение человека, которому есть что принести с собой в мир, где его ВСТРЕЧАЮТ С РАДОСТЬЮ!
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2013 – 2014 уч. г.
№ СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
сентябрь
Планирование и организация работы с
одарёнными детьми (о д.). Пополнение содержания
плана работы с од. д. Подготовка и проведение
праздника, посвящённого началу учебного года
«Вслед за синей птицей». Кл. рук.
Корректировка банка данных академически
одарённых детей с достаточной мотивацией
к познанию мира и творчеству. Участие в акции
«Время читать» Классный рук.
Обучение од. д. навыкам поддержания
психологической стабильности, психорегуляции,
творческого саморазвития. Участие в 8-х детских
городских Павловских чтениях. (Энговатова К.)
Мониторинг состояния здоровья одарённых детей. Мед.раб.
Выбор тем проектно- исследовательской деятельности.
Участие в создании слайд- шоу « Учителю с любовью».
Выступление на Дне Учителя. Классный рук.
Октябрь Выступление в больнице №8 с клипом «Страдания Бабы-
Яги» и отрывком из поэмы С.Есенина «Анна Снегина» Кл. руковод.
Участие в городском конкурсе чтецов, посвящённом
Дню рождения С.А.Есенина ( отрывок из поэмы «Анна
Снегина») Никитин Е., Сафронов Д.,Энговатова К.,
Глинова А. Кл. руковод.
Подбор литературы по выбранной теме проектно-
исследовательской деятельности обучающихся Кл. руковод.
Рецензия на конкурсные сочинения ( Глинова А. и
Энговатова К.) в школьный сборник. Кл. руковод.
Ноябрь Индивидуальные консультации для одарённых учащихся
( Глинова А., Никитин Е., Энговатова К.) Кл. рук.
Подготовка и участие в 4-ом фестивале дружбы
народов «День толерантности». Презентация и
муз.- худож. композиция «Королевство Норвегия» Кл. руковод.
Участие в празднике «Все на ярмарку!»
Подготовка презентации о В.П.Кравкове для
научно- практической конференции в библиотеке имени
А.М.Горького ( Глинова А., Энговатова К.) Кл. рук.
Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.
Декабрь Литературная гостиная «Звёздный вернисаж в поэзии
И.А.Бунина». Участие в школьной олимпиаде по русскому.
языку (Глинова А.,Энговатова К.) Создание презентации
для литературной гостиной. Подготовка сказки для новогоднего
праздника « Как медведь женился» и музыкального клипа
« Зимний сон». Индивидуальные консультации обучающихся Кл. рук
Экскурсия в художественную галерею В.Иванова.
Январь Участие в познавательной игре «Колесо безопасности»,
подготовка презентации ( Никитин Е.,Глинова А.)
Подготовка к школьному конкурсу чтецов. Кл. рук.
Участие в деловой игре « Мой выбор». Подготовка к
конференции «Кравковская весна-4» ( презентации,
защита проектов): Глинова А., Никитин Е., Энговатова К. Кл.рук.
Февраль Выступление с кукольным спектаклем перед учащимися
школы. Проведение конференции «Кравковская весна-4».
Участники - одарённые дети: Глинова А., Никитин Е..
Энговатова К. Участие в школьном конкурсе чтецов.
Подготовка музыкального клипа ко Дню защитника Отечества
«Мой брат- десантник». Участие в военно- спортивной
Игре «Зарница». Отбор и утверждение лучших ученических
исследовательских работ на городские 9-е Павловские
чтения ( к сентябрю 2014 г.) по итогам конференции
« Кравковская весна – 4». Участие в лыжных гонках
« Виват, Олимпиада!» Кл. рук.
Март Пропаганда научной деятельности среди учащихся.
Подготовка и участие в школьном мероприятии «Битва хоров».
Участие в празднике « Прощай, масленица!» Кл. рук.
Апрель Участие в Дне открытых дверей ( открытый урок, выступление школьного театра кукол). Участие в школьном фестивале семей «ВО! СЕМЬЯ!» Фестиваль одарённых детей. Поездка в Москву в Третьяковскую галерею.
Май Участие в смотре строя и песни и акции «Поздравь ветерана» Подготовка и проведение праздника «Последний звонок». Награждение одарённых учащихся.
15