РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. 
С.В. Березняговская,
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»   
РАБОТА  С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
      С инновационными методами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, я знакома не понаслышке. Работая учителем русского языка и литературы в коррекционной школе пятого вида, всегда старалась находить различные формы работы с учащимися, которые были бы им доступны, способствовали бы разностороннему развитию личности.
            Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей учащихся. Инноватика, я думаю, должна включать процесс выработки уверенности ребёнка в себе, в своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.                                                                                                                                                                                                     
   Работая в условиях коррекционной школы, наблюдаю, что среди детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) есть учащиеся, имеющие определённые способности. В своей статье «Основные проблемы дефектологии» Л.С.Выготский писал: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложнённом дефектом речи, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребёнка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития, с другой – именно потому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперёд».
   Одарённый ребёнок неповторим, и задача  педагога вовремя  выявить, продиагностировать талантливых учащихся и направить их индивидуальную способность  в нужное русло, а также совершенствовать систему данной деятельности на основе преемственности в обучении и осуществление здоровьесберегающих подходов с 1 по 10 классы. Развитие общей эрудиции учащихся, расширение их кругозора; развитие творческого и логического мышления; стимулирование творческой деятельности одарённых детей;развитие исследовательской позиции ученика, поддержание его активности; формирование умений учиться  - основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе с одарёнными учащимися.
Цель работы с талантливыми детьми в условиях нашей школы – создание условий для оптимального развития учащихся, чья одарённость на данный момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у детей.  
   Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для одарённых учащихся. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности.
   Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотворчества среди учащихся, особое место занимают коллективные творческие дела.
   В нашей школе на протяжении 20 лет успешно ведётся работа кукольного театра «Родничок», которым руковожу я. Здесь занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству. Творчество играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.
   Задачей руководителя кружка театра кукол является раскрытие эмоционально – волевой сферы личности, что актуально для методики коррекционного воспитания. В свою очередь, дети, самореализуясь в конкретном виде творчества, становятся более уверенными в себе. 
   Занятия в кружке театра кукол и на факультативных занятиях «Арттерапия»(куклотерапия по методу «драматическая психоэлевация»)
направлены не только на приобретение талантливым учеником художественных умений, но и на формирование эстетического вкуса, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.
   В кружке тетра кукол я провожу с учащимися занятия по пластике. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры призваны обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с трудом даётся устная речь, легко заменяют звукопроизношение мимикой и жестами. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что одарённым детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы дети представляют при сопутствующем музыкальном сопровождении. Вот почему обучающимся так нравится создавать музыкальные клипы на популярные песни, которых в арсенале кружковцев более 25. 
   Также на занятиях кружка и факультатива «Арттерапия» я провожу серию упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, дыхания и свободы речевого аппарата учащихся, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и правильным произношением. На репетициях использую игры со словом (развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять этюды на заданную тему, подбирать рифмы и т. д.). Применение специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, направлены, прежде всего, на раскрепощение учащихся.
   Провожу большую работу с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Из стихотворений создаётся мини – спектакль, который разыгрывается в форме этюдов.
   Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных учащихся, помогая преодолевать им застенчивость и зажатость.
   В ходе подготовки к спектаклю стараюсь соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- давать возможность пробовать себя в различных ролях;
- создавать ситуацию успеха;
- создавать благоприятную, радостную атмосферу.
   Учащиеся должны получать удовольствие от творчества, и тогда результат не заставит себя долго ждать.
   Творческая жизнь одарённых детей занимает одно из первых мест в жизни учеников нашей школы. Дети любят выступать на публике, проявляют активность ( участие в различных конкурсах : межрегиональных, областных, городских, школьных; выступление в больнице №8, в школе №23, № 26 и др.)
   Самый важный дар, который стараюсь я развить в одарённых детях, это здоровое самоощущение человека, которому есть что принести с собой в мир, где его ВСТРЕЧАЮТ С РАДОСТЬЮ!
          ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2013 – 2014 уч. г.               
№                                     СОДЕРЖАНИЕ                                          ОТВЕТСТВЕННЫЕ 	     
сентябрь
                      Планирование и организация работы с
                      одарёнными детьми (о д.). Пополнение содержания
                      плана работы с од. д. Подготовка и проведение
                      праздника, посвящённого началу учебного года
                       «Вслед за синей птицей».                                                     Кл.  рук.                                                         
                      Корректировка банка данных академически
                      одарённых детей с достаточной мотивацией
                      к познанию мира и творчеству. Участие в акции
                      «Время читать»                                                                       Классный рук.        
                      Обучение од. д. навыкам поддержания 
                      психологической стабильности, психорегуляции,
                      творческого саморазвития. Участие в 8-х детских
                      городских Павловских чтениях. (Энговатова К.)               			
                      Мониторинг состояния здоровья одарённых детей.                    Мед.раб.
                       Выбор тем проектно- исследовательской деятельности.
                       Участие в создании слайд- шоу « Учителю с любовью».
                       Выступление на Дне Учителя.                                                     Классный рук.
Октябрь         Выступление в больнице №8 с клипом «Страдания Бабы-
                       Яги» и отрывком из поэмы С.Есенина «Анна Снегина»           Кл. руковод.
                        Участие в городском конкурсе чтецов, посвящённом
                        Дню рождения С.А.Есенина ( отрывок из поэмы «Анна
                        Снегина») Никитин Е., Сафронов Д.,Энговатова К., 
                        Глинова А.                                                                                      Кл. руковод.
                               Подбор литературы по выбранной теме проектно-
                               исследовательской деятельности обучающихся                   Кл. руковод.
                               Рецензия на конкурсные сочинения ( Глинова А. и 
                               Энговатова К.) в школьный сборник.                                     Кл. руковод.
Ноябрь                  Индивидуальные консультации для одарённых учащихся
                               ( Глинова А., Никитин Е., Энговатова К.)                              Кл. рук.
                               Подготовка и участие в 4-ом фестивале дружбы
                               народов «День толерантности». Презентация и
                               муз.- худож. композиция «Королевство Норвегия»             Кл. руковод.
                               Участие в празднике «Все на ярмарку!»
                               Подготовка презентации о В.П.Кравкове для
                               научно- практической конференции в библиотеке имени
                               А.М.Горького ( Глинова А., Энговатова К.)                                 Кл. рук.
                               Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.
Декабрь                  Литературная гостиная «Звёздный вернисаж в поэзии
                                И.А.Бунина». Участие в школьной олимпиаде по русскому.
                                языку (Глинова А.,Энговатова К.) Создание презентации
                                для литературной гостиной. Подготовка сказки для новогоднего
                                праздника « Как медведь женился» и музыкального клипа
                               « Зимний сон». Индивидуальные консультации обучающихся      Кл. рук
                                 Экскурсия в художественную галерею В.Иванова.
Январь                     Участие в познавательной игре «Колесо безопасности»,
                                  подготовка презентации ( Никитин Е.,Глинова А.)
                                  Подготовка к школьному конкурсу чтецов.                             Кл. рук.
                                  Участие в деловой игре « Мой выбор». Подготовка к
                                  конференции «Кравковская весна-4» ( презентации,
                                  защита проектов): Глинова А., Никитин Е., Энговатова К.     Кл.рук.
Февраль                   Выступление с кукольным спектаклем перед учащимися 
                                 школы. Проведение конференции «Кравковская весна-4».
                                 Участники - одарённые дети: Глинова А., Никитин Е..
                                 Энговатова К. Участие в школьном конкурсе чтецов.
                                 Подготовка музыкального клипа ко Дню защитника Отечества
                               «Мой брат- десантник». Участие в военно- спортивной
                                 Игре «Зарница». Отбор и утверждение  лучших ученических
                                 исследовательских работ на городские 9-е Павловские
                                 чтения ( к сентябрю 2014 г.) по итогам конференции
                               « Кравковская весна – 4». Участие в лыжных гонках 
                                 « Виват, Олимпиада!»                                                                    Кл. рук.
Март                        Пропаганда научной деятельности среди учащихся.
                                 Подготовка и участие в школьном мероприятии «Битва хоров».
                                 Участие в празднике « Прощай, масленица!»                              Кл. рук.
Апрель                    Участие в Дне открытых дверей ( открытый урок,                                  выступление школьного театра кукол). Участие в школьном                                 фестивале семей «ВО! СЕМЬЯ!» Фестиваль одарённых                                  детей.   Поездка в Москву в Третьяковскую галерею.        
Май                          Участие в смотре строя и песни и акции «Поздравь                                      ветерана» Подготовка и проведение праздника                                 «Последний звонок». Награждение одарённых учащихся. 
15