ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Формирование экологической культуры – одно из направлений духовно-нравственного воспитания школьников
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
«Формирование экологической культуры – одно из направлений
духовно-нравственного воспитания школьников»
В Дальней деревне сосен дыханье,
Тихой речки песчаное дно,
Замиранье души, полыханье
И натруженных будней рядно.
Тут великий удел, а не малость,
Чтоб душа, что, как речка, чиста,
Только с Богом одним изъяснялась,
На миру затворяя уста.
В.Шамшурин
В Карповской средней общеобразовательной школе развитию экологической работы способствуют не только природные особенности нашего села, но и богатая история и давние традиции. С целью систематизации экологической работы была разработана экспериментальная программа: «Интегрированный подход в организации экологического воспитания школьников»
Цель эксперимента: создание целостной системы экологического воспитания школьников посредством интегрированного подхода
Задачи:
Способствовать формированию экологических знаний, умений, навыков и развитию познавательного интереса учащихся и жителей села к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам.
Формировать экологическую культуру - одно из направлений духовно-нравственного воспитания школьников.
Организовать работу по пропаганде природоохранной деятельности.
Создать рекреационные зоны на территории села Карпова и его окрестностей.
Разработать маршрут «экологической тропы» по охране сероводородного источника и родника.
Исследовать природную и социально – экономическую уникальность своего края.
План экспериментальной деятельности
1 этап – подготовительный
Задачи этапа
Содержание эксперимента
Сроки
Ответственные
1. Разработать и защитить проект
2. Создать нормативно-правовую базу деятельности
1. Изучение литературы, опыта работы других учреждений образования, общественного мнения по проблеме эксперимента.
2. Создание ВТК.
3. Разработка и утверждение нормативно - правовой базы по экспериментальной работе.
4. Разработка проекта
5. Защита проекта на экспертном совете РОО
6. Составление плана работы по реализации проекта
Август,
2007г
Сентябрь-
Декабрь,
2007г
январь,
2008г
Завучи
Директор
Завучи
ВТК
Завучи
ВТК
2 ,3 этапы реализации программы
Задачи этапа
Содержание эксперимента
Сроки
Ответственные
1.Овладеть системой знаний о своём крае, привить навыки бережного отношения к природе родного края.
2.Изучить основы экологической культуры.
3.Вести пропаганду природоохранной деятельности.
4.Вооружить учащихся специальными и обще-учебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать информацию.
5.Разработать маршрут «экологической тропы».
6.Создать рекреационные зоны.
7. Сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности.
1.Подбор инструментария для проведения
исследования, создание диагностической базы
исследования.
2. Организация и проведение учебных экскурсий
на природные объекты и в школьный краеведческий музей с различными возрастными группами учащихся.
3.Ведение предметов:
«Экология», Биологическое краеведение»,
факультативных курсов: «Наш край», «Экология»,
«Химия и экология»;
кружков:
«Эколого-краеведческий», «Юный натуралист», «Туристический»
4.Разработка и реализация детско-взрослых социальных проектов:
«Улицы нашего села»,
«Классная клумба»,
«Любимая река Уста – чистые твои берега»,
«Экологическая тропа»
В период реализации программы
09-12.
2007
01-09.
2008
Учителя,
классные руководители
Т.А.Синцова
Н.Г. Голубева
В.И.Андреев
Классные руководители
4 Обобщающий этап
1. Проанализировать результаты работы по данному направлению
1.Создание Банка методических и дидактических разработок по данному направлению.
2.Анкетирование педагогов, учащихся, родителей, общественности по результатам реализации программы.
3.Мониторинг состояния здоровья и уровня экологической культуры учащихся.
4.Анализ результатов проекта.
5. Внешняя экспертиза результатов деятельности.
6.Обобщение и распространение опыта экологической работы.
7.Отчет о результатах эксперимента на экспертном совете РОО.
8.Определение перспектив развития проекта.
Декабрь,2009
Май,2008
Декабрь,2009
Январь, 2008
Январь, 2008
Январь,2010
Январь, 2009
Январь,2010
Завучи
ВТК
ВТК
Директор
Экспертный совет РОО
ВТК
ВТК
Завучи
Содержание и формы работы в рамках эксперимента
1.Организация и проведение учебных экскурсий на природные объекты и в школьный краеведческий музей с различными возрастными группами учащихся.
2.Организация исследовательской работы учащихся по экологии.
3. Ведение предметов «Экология», Биологическое краеведение ;факультативных курсов «Наш край», «Экология», «Химия и экология»; кружков «Эколого - краеведческий», «Юный натуралист», «Туристический».
4. Организация работы:
- на пришкольном учебно-опытном участке;
- детского трудового объединения «Школьное лесничество»;
- школьного краеведческого музея;
- исследовательских групп;
- трудовой бригады по благоустройству села.
5. Разработка и реализация детских социальных и экологических проектов:
- «Улицы нашего села»; - «Классная клумба»;
6.Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах по данному направлению.
7.Проведение школьных олимпиад по экологии и участие в районных олимпиадах.
8.Сотрудничество с организациями: Карповской с/а; Карповским лесничеством; РОО Уренского района; Уренским ДДТ; МОУ Тонкинской СОШ (лагерь «ПриУстье»)
9. Организация работы лагеря с дневным пребыванием детей эколого-краеведческой направленности
11. Разработка дидактических и методических материалов с целью использования на уроках, внеклассных мероприятиях.
12. Создание Банка методических и дидактических разработок по данному направлению.
13. Анкетирование педагогов, учащихся, родителей, общественности по результатам реализации программы.
14. Мониторинг состояния здоровья и уровня экологической культуры учащихся.
15. Недели экологии и краеведения
16. Праздники, конкурсы, викторины.
Результаты реализации программы
Изучена литература, опыт работы других учреждений образования по проблеме эксперимента. Создан ВТК по реализации программы. Разработана и утверждена нормативно - правовая база по экспериментальной работе.
Ведутся предметы: «Экология»(5-7), «Биологическое краеведение»(6)
Факультативные курсы: «Экология»(11), «Избранные вопросы физиологии человека»(10), «Школьная экологическая лаборатория»(5), «Химия, питание, здоровье»(10); Кружки: «Друзья природы», «Школьный музей», «Туристический» ( по всем кружкам разработаны программы)
Уровень заинтересованности экологическими проблемами со стороны учащихся и педагогов повысился на 10% по сравнению с периодом начала эксперимента.
Создан банк методических и практических материалов.
Все учащихся школы являются участниками экологических проектов и акций.
На 8% увеличилось количество детей и педагогов, участвующих в школьных, районных и областных экологических конкурсах.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Посажены аллеи вишен и американских клёнов на территории школы и деревья вдоль автотрассы на территории села.
I место в областном экологическом конкурсе «Царевна – лягушка» в номинации «Учебно-исследовательская работа» (коллектив уч-ся под рук. Синцовой Т.А.)
Участие в областном экологическом фестивале «Молодёжь. Экология. Культура».
III место в межрайонной и IX место в областной олимпиаде по экологии (Грибанцева Наташа, 10 класс).
Благодарность ДОН и ОЦРТДиМ за поддержку и развитие экологического воспитания и образования детей и молодёжи Нижегородской области.
I место в областном конкурсе «Топонимика родного края» (руководитель Н.И.Лебедева)
Пришкольный учебно-опытный участок - лучший в районе и области. Опыт работы по организации труда учащихся на УОУ обобщён и используется педагогами района и области. (см. Приложение)
Систематические победы школы в конкурсе по благоустройству подведомственной территории.
Благодарности учащимся за активное участие в работе загородных экологических лагерей «ПриУстье» и «Ива».
Участие в районной конференции, посвященной Дню защиты от экологической опасности.
Благодарность за участие в районной экологическая конференция «Люблю тебя, мой край родной» (2009 г.)
Созданы условия для укрепления здоровья учащихся и формирования потребности в ЗОЖ (спортивные секции, каток, соблюдение светового и теплового режима, витаминизация питания)
Успешное участие в районном экологическом конкурсе «Царевна-лягушка»-2008:
номинация «Рисунок» 2 место (Хрушкова Л, Долганова Н.);
номинация «Компьютерная презентация» - 3 место Грибанцева Н.
Эффективно работал летний лагерь экологической направленности «Дружная галактика» (1 место в районном конкурсе)
Успешное участие в областном фестивале «Молодёжь. Экология. Культура» - диплом 1 степени в областном конкурсе «Зелёная планета».
Областной конкурс «Родники Нижегородской области» (диплом участника)
Победа на районном смотре – конкурсе творческих работ учащихся-членов НОУ в номинации «Естественнонаучная»
Анкета «Отношение к природе»
Перспективы экологической деятельности
Продолжить работу по реализации программы эксперимента, с целью систематизации деятельности.
Организовать работу детского экологического объединения «Друзья природы»
Уделять больше внимания организации практической и исследовательской деятельности учащихся по экологии.
Но расслышать ли нам, человеки,
И познать, и понять ли себя,
В неумолчно болтающем веке
Свои чуткие корни губя?
Да не сгаснут рассветные зори,
Да не сгинет речная струя,
Чтобы страннику с лаской во взоре
Молвить братвенно:
«Радость моя».