Выступление на родительском собрании в начальной школе Нравственное воспитание в семье
Нравственное воспитание в семье
Одна из актуальных проблем современной школы – воспитание подрастающего поколения. Многое разрушено, незаслуженно забыто, а учителю хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда невозможно.
Семья – малый мир, который наши предки величали малой Церковью. Семья- это и трудовой коллектив, и моральная опора и высшие человеческие привязанности: любовь, дружба, и пространство для отдыха, и школа доброты, честности, долга, и многообразная система отношений с родителями, с братьями, сёстрами, с родными и знакомыми.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основа всех этих социально-психологических параметров личности закладывается в семье.
В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания в российском обществе. 2008 год был объявлен Годом Семьи, что свидетельствует о понимании приоритетности семьи в развитии и воспитании детей. Усиливается государственная помощь семьям, имеющим детей (вводят родовые сертификаты, увеличиваются пособия по рождению второго ребенка, пособия при рождении ребенка, происходят выплаты опекунам, воспитание детей сирот приближается к семейному).
Государственная политика, осуществляемая в отношении семьи, регламентируется Международной конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году. В основе семейного воспитания лежит также семейное право, закрепленное Конституцией РФ, нормативными документами о семье, браке, правах ребенка, и защите детства.
Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью.
Безусловно, влияние на ребенка со стороны родителей тесно связано с их представлениями о ценностях, стилем отношения в семье. Положительные результаты воспитания возникают, когда родители живут интересами ребенка, его проблемами, уважают его как личность.
Семейное воспитание – это совместные походы и экскурсии по родному краю, в музеи на выставки, в театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируется собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах в школе, в соревнованиях, конкурсах, субботниках. В семье дети должны научиться сопереживать, оказывать посильную помощь, иметь поручения по обслуживающему труду.
В настоящее время дети часто не ощущают психологического комфорта в общении с родителями. Взрослым иногда не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ребенка. И наши дети отдаляются от нас.
Сегодня мы часто сталкиваемся с хамством, наглостью, высокомерием подростков. Иногда слышен негодующий вопрос старшего поколения: «Чему вас учили?» Но мы то понимаем, что учили их математике, истории, химии… Но не мы, учителя, ни их родители не научили детей тому, как открыть своё сердце, как бескорыстно помогать, как проявлять уважение и заботу, не показали ценность человеческой жизни и важность нравственности.
Нравственность и её истоки. Как много сейчас говорят и пишут на эту тему. Помочь нашим детям разобраться в сложных проблемах современной жизни должны мы – их родители. В этом сложном деле мы должны руководствоваться высказыванием В. Шукшина о том, что у человека должна быть единственная специальность – быть настоящим человеком и при современных скоростях не забыть о душе человеческой; о том , что все мы люди и многие вокруг нуждаются в нашем внимании и доброте.
Во все времена в любом обществе были, есть, и останутся такие нравственные ценности как доброта, порядочность, совесть, любовь, дружба, верность, честь, бескорыстие, гуманность, патриотизм, доброжелательность, стремление к добросовестному труду и др.«Каким будет наш ребёнок?» - этот вопрос волнует всех родителей, как только малыш появляется на свет.
Нам родителям хотелось, чтобы наши дети были добрыми и порядочными, добросовестно относились к учёбе, работе, были образованными людьми, умели постоять за себя в наше нелёгкое время, любили и уважали своих близких, заботились не только о себе , но и о других.
Образ жизни семьи, отношения её членов друг к другу и к остальным людям – вот что играет определяющую роль в нравственном воспитании в семье. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности может быть воплощён в жизни только целенаправленной, воспитательной работой самих родителей.
« Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я убеждён,- писал В. Сухомлинский, что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение взрослого говорить со своим ребёнком».
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними.
Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь 2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь 3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь 5. Не пропустите момента когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый его удачный шаг.
Заповедь 6. Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» - (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного: «Ты поступил очень плохо»( оценка поступка).
Заповедь 8. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.
Заповедь 9. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость, во чтобы- то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.