Выступление школьного психолога на родительском собрании Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ:

"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ анкет родителей.
3. Анализ анкет школьников.
4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".
5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Подготовка к родительскому собранию:
разрабатываются анкеты для учеников и родителей по теме родительского собрания;
продумывается форма приглашения родителей на родительское собрание (конкурс среди школьников на лучшее приглашение);
готовится выставка семейных альбомов, фотографий по теме "Наши семейные праздники";
подбираются для оформления классной комнаты пословицы и поговорки о дружной семье и ее влиянии на воспитание;
продумывается музыкальное сопровождение при просмотре выставки.

Материалы к проведению собрания

Анкета для родителей
1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

Анкета для школьников
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие (праздник) тебе особенно запомнилось?

Заповеди для родителей
Относитесь к ребенку как к личности.
Не унижайте ребенка.
Не морализируйте.
Не вымогайте обещаний.
Не потакайте.
Умейте слушать и слышать.
Будьте строгими с детьми.
Будьте справедливыми к своим детям.

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:
неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;
ограничение активности, самостоятельности подростка в авторитарной форме;
уклонение от контакта с детьми, чтобы избежать конфликта;
принуждение при предъявлении требований вместо объяснения необходимости их выполнения;
убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;
непонимание потребностей детей;
игнорирование личных интересов ребенка;
запрещение ребенку заниматься любимым делом;
нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;
убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;
бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии представления о цене труда;
поглощенность только миром "земных" потребностей.

Необходимо помнить:
анкетирование школьников проводится в классе, причем анонимно. Никакие фамилии не называются, чтобы не создавать конфликтные ситуации в семье;
родители заполняют анкеты дома, и учитель собирает их за неделю до начала собрания, чтобы сделать анализ и обобщение;
на основе данных анкет родителей и школьников выявляется общее и отличительное в каждой возрастной группе;
расстановка акцентов должна быть корректной, что позволит вызвать родителей на откровенный разговор во время "круглого стола", в противном случае дискуссия не получится.








Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
 
Спор это пережевывание противоречий
для усвоения содержащихся в них истин.
В. Г. Кротов
Леди отличается от цветочницы не тем, как
она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.
Бернард Шоу
 
Задачи: помочь родителям преодолеть трудности в решении кон­фликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конф­ликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика пове­дения в конфликте.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей;
подготовка ситуаций для анализа;
подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления;    проведение классного часа на тему «Поговорим о конф­ликтах» (см. комментарии после собрания);
написание учащими­ся сочинения «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?»;
под­готовка памятки для родителей (см. приложение).
 
Ход собрания
I.Вступительное слово
Классный руководитель начинает собрание с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»:
«...Весь этот народ, за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, был народ угрюмый, завистливый, страшно тщес­лавный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродете­лью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись... Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось.
Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромеш­ная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей а это утонченнее, ядо­витее.
"Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!" го­ворили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удоволь­ствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».
Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходи­мо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научить­ся разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Уход от решения конфликтной ситуации может привести к про­блемам куда более серьезным.
О причинах конфликтов между детьми и родителями, о спосо­бах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем со­брании.
II.Полезная информация
В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и ста­новление своего «я». Подросток стремится освободиться от влия­ния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1.Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2.Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
3.Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4.Не злоупотребляйте опекой и контролем, не Перегружайте его.
5.Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6.Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподоба­ющих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
1.За то, чтобы перестать быть ребенком.
2.За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.
3.За утверждение среди сверстников.
4.Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
 
Советы для родителей:
1.Помочь подростку найти гармонию души и тела.
2.Все замечания делать доброжелательным, спокойным то­ном, не использовать ярлыков.
3.Подробно ознакомить подростка с устройством и функционирова­нием организма.
4.Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
5.Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
 
Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:
   проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  проблемы психологического плана (уход в себя, в свою ду­шевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
  проблемы социального плана (потеря семьи, развод, поте­ря работы, потеря себя).
 
В любых конфликтах ситуациях необходимо:
  отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
  стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее со­держание, а не человеческие качества своего партнера;
стремиться к сохранению личностных отношений всех уча­стников конфликта.
 
Причины конфликтов родителей с подростками:
1.Кризис переходного возраста.
2.Стремление к самостоятельности и самоопределению.
3.Требование большей автономии во всем от одежды до помеще­ния.
4.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
5.Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
6.Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.
7.Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
8.Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.
9.Борьба за собственную власть и авторитетность.
10.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
11.Не подтверждение родительских ожиданий.
 
Методы выхода из конфликта:
1.Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
2.Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
3.Поставить себя на место другого человека.
4.Осознать право на существование иной точки зрения.
 
III. Анализ анкетирования учащихся и родителей
 
IV. Анализ и решение конфликтных ситуаций
Классный руководитель предлагает родителям информацию о прими­тивных реакциях людей во взаимодействии.
Информация предлагается на листке, родители читают и моде­лируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух.
Реакция амбиции. Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, ста­раясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других лю­дей.
Реакция самодовольства. Желание похвастаться своими возмож­ностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.
Реакция зависти. Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.
Реакция злорадства. Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.
Реакция захвата. Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.
Реакция агрессии. Человек использует угрозы и грубость в дос­тижении цели. Это характерно для людей амбициозных и равнодушных к стра­даниям других.
Реакция присвоения. Гиперопека, «прилипание» к человеку для реализации своих целей.
Реакция безразличия. Небрежное отношение к физическому и ду­шевному страданию другого человека.
 
V. Подведение итогов
Запись на участие в тренинге родительской эффективности.
 
Комментарии по проведению классного часа. В ходе классного часа необходимо обсудить значимость данной проблемы для старшек­лассников, разобраться в природе конфликтов, определив их по­ложительные и отрицательные стороны. Следует также проанали­зировать различные конфликтные ситуации, выслушать сочине­ния учащихся, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей».
Классный руководитель должен предложить учащимся обсудить выше перечисленные причины конфликтов детей с родителями и родителей с детьми.
 
Литература
Григорьева Т.Т., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.
Сонин В.А. Психологический практикум. - М., 1998.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа. - М., 2002.
  








Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
1.Конфликт это_________________________________
2.Причиной конфликта может быть________________________________________ .
3.Конфликт может привести к тому, что ______________________________________ .
4.Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает_______________________________ .
5.Для того чтобы избежать конфликта, нужно_________________________________ .
 
Анкетирование родителей
1.Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтом на родительском собрании?
2.Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3.Как вы их разрешаете?
4.Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
5.Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?
6.Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
7.Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
8.Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуа­ций, связанных с вашим сыном или дочерью?
 
Анкетирование учащихся
Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
1.Ты конфликтный человек?
2.Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3.Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4.Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
5.С кем ты чаще всего конфликтуешь?
6.Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
7.Кто первым пытается разрешить конфликт ты или другая сторо­на?
8.Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
9.Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликто­вал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодей­ствия с людьми?
 
Ситуации для анализа
Учащиеся анализируют ситуации во время классного часа, а их роди­тели на родительском собрании.
Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помо­щью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?-
Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слы­шите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме пол­ный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?
Ситуация 3. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к уро­кам и немного поможешь родителям!» Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию?
Ситуация 4. После собрания родители приходят домой и в ярости тре­буют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудов­летворительными результатами учебы его никуда не возьмут после шко­лы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно раз­решать конфликтную ситуацию подобного рода?
Ситуация 5. Родители подарили деньги своему ребенку с определен­ной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?
 



Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
    Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
    Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
    В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
    Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
    Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
    Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
    Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым кон­фликтуете.
    Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
    Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
    Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
 

15