Выступление на родительском собрании Взаимодействие семьи и школы
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»
24 октября 2014г.
Петрова Н.Ю.
Здравствуйте, уважаемые родители. Тема моего выступления «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса».
Жизнь ваших детей в школе-интернате очень разнообразна: учебная деятельность на уроках, внеклассная работа, коллективные творческие дела, кружки и секции, участие в разных акциях, конференциях, олимпиадах, конкурсах, походы, пикники, посещение кинотеатров, выставок, концертов и многое другое. Дети добиваются значительных результатов в спорте, на сцене, в творческих поделках, в научной и общественной деятельности. Это, несомненно, наша общая заслуга, мы гордимся нашей школой.
Но есть и наболевшие проблемы. Хотелось бы остановиться на них, чтобы найти путь решения.
Все тяжелее становится работать.
Это плохая дисциплина учеников. Дети не выполняют наши требования. Все больше детей, в лучшем случае, просто игнорируют педагогов, а в худшем случае выслушиваем оскорбления, истерики. Субординации нет.
Не берегут имущество. Ни свое, ни чужое, ни школьное. Участились случаи сознательной порчи имущества. Делают вредительства друг другу.
Сквернословие.
Внешний вид и вторая обувь.
Повышенная агрессивность, порой и жестокость.
Все замечания имеют тенденцию к ухудшению. Это очень нас тревожит.
Эти проблемы характерны не только одной нашей школе. Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
В настоящее время все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Что такое семья? Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.
А это положение бывает самым различным:
– нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
– ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
- К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей.
По данным НКИ детства, в России из-за разводов ежедневно остаются без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбираются от родителей – 32, убегают из дома – 237 детей.
По мнению россиян, Основными причинами детской безнадзорности (в %) (респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа) являются:
Бедственное материальное положение семей 74
Наличие психических заболеваний у членов семьи 61
Наличие психических заболеваний у детей 12
Сиротство (потеря родителей, попечителей) 19
Алкоголизм в семье 67
Наличие физических заболеваний у детей 16
Бегство из неблагополучных семей 76
Уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами 68
Личный выбор детей (тяга к приключениям) 21
Физическое насилие в семье 51
Неадекватная политика государства 57
Влияние улицы 54
Плохое отношение к детям в приютах 60
Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.
Проблемы семьи волнуют и самих детей. Очень симптоматично, что на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».
Посмотрите, как обстоит дело у нас в интернате: На 373 школьника (май 2014)
Неполные семьи – 160 детей – 43%
Дети, находящиеся в социально-опасном положении – 55 детей – 14,7%
Дети из многодетных семей – 93 – 24,9%
Дети, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VII вида – 187 детей – 50%
Дети, состоящие на учете ВШК («Группа риска») – 34 – 9,1%
Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.
Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:
– страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
– страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
– страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми с воспитанием агрессивности;
– страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей, он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.
- Есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Как говорится,
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому -
Родители пример тому.
Все это показывает, почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.
Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы
взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и помощи,
терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Что же нужно делать, чтобы эффективно реализовывать поставленные задачи по обучению и воспитанию детей?
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет - организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Их совместная деятельность может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам своего ребенка, класса, школы.
Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. Прежде всего, такая работа предполагает
- всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Осуществляется плотный контакт между родителями и педагогами, проводятся индивидуальные беседы, консультации.
- В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на родительских собраниях. Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса, школы.
- Классный руководитель предусматривает различные формы психолого-педагогического просвещения родителей (родительские лектории), которые предполагают активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. Также, формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др./
Объединяя сказанное, мы все – администрация, педагоги, родители – должны способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка, как в школе, так и в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
С этой целью в нашей школе проводятся различные мероприятия, например: «Праздник семьи», конкурс «Семья года» с организацией фотовыставки, «Дни именинников» конкурсы с участием мам и дочерей, спортивные эстафеты отцов и сыновей, творческие семейные конкурсы и задания, Шежере, сочинения и рассказы о своих родителях, анкетирования, Международный женский день 8 марта, поздравления с праздниками, совместные классные походы и пикники, акции «Время делать добро» (помощь родным, дедушкам, бабушкам), действует родительские клуб «Доверие», работает родительский комитет, проводится систематическое изучение условий жизни семьи с составлением Актов, принимаются неотложные меры помощи нуждающимся детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.
Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
Жизнь дана нам для того, чтобы действовать. Арабское изречение говорит: «Кто хочет что-нибудь сделать, находит средство, кто не хочет ничего делать – находит причину».
И чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении. Мы призываем вас к действию, к взаимопониманию, и надеемся на плодотворное сотрудничество.
15