Выступление на родительском собрании на тему Взаимодействие школы и семьи по формированию личности школьника
ГКС(К)ОУ « Мещовская школа - интернат III - IV вида»
Выступление на родительском собрании
Тема: «Взаимодействиешколы и семьи ноформированию личностишкольника»
9 ноября 2014 год
Данная тема была выбрана потому, что школа и семья играют решающую роль всоциальном и личностном формировании детей с нарушением интеллектуального
развития.
Цель данного выступления: изучение и систематизация форм, методов и средстввзаимодействия школы и семьи по формированию личности школьника 3-4видаЗадачи данного выступления:
® Разработать систему мероприятий, способствующих повышению роливзаимодействия семьи и специальной коррекционной общеобразовательнойшколы по формированию социально - адаптированной личности
Разработать рекомендации по повышению сотрудничества семьи и специальнойкоррекционной общеобразовательной школы
Исходя из анализа специальной литературы, можно сделать вывод, что данная темарассматривалась Л.С. Выгодским в книге «Диагностика развития и педагогическаякартина трудного детства (затронут вопрос социализации)
Необходимость и важность сотрудничества специальной коррекционнойобщеобразовательной школы и семьи никогда не ставилось под сомнение. Родителиявляются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу ивыполняют эту роль в дальнейшем. Работа школы по обучению детей с нарушениеминтеллектуального развития во многом зависит от того, насколько она взаимодействует ссемьей.
Ведущую роль в организации сотрудничества К.О.Ш. (коррекционнаяобразовательная школа) и семьи играют педагоги школы. Именно от их работы зависитто, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучениюдетей ,с нарушением интеллектуального развития и участвуют в ее реализации.
При этом семья рассматривается, как главный заказчик и союзник в воспитаниидетей.
Одна из важнейших задач педагогов школы - способствование единению, сплочениюсемьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных,благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если воснове воспитательной работы заложена идея сотрудничества по взаимодействиюпедагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы визучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможетпедагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования уребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения исамореализации ученика с нарушением интеллектуального развития, для преодолениятрудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагогов КОУ лежат принципывзаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
Сотрудничество педагогов КОУ и семьи - это результат целенаправленной идлительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическоеизучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания детей с нарушением
интеллектуального развития.
Для формирования сотруднических отношений, важно представлять классныйколлектив, как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересноживет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной если:
дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желаютдействовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл
осуществляется совместное планирование, организации и подведении итоговдеятельности
создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов способов,форм и своей позиции в совместной работе
Отсутствует навязывание, давление на детей и родителей, действия, стильпедагога способствуют самореализации и самовыражению участниковдеятельности. Сотрудничество педагогов, учащихся с нарушениеминтеллектуального развития, родителей реализуется в различных формахдеятельности, охватывающих всех и большинство членов коллектива
Формы совместной деятельности, Формы работы КОУ и семьи:
Классное собрание
Формы познавательной деятельности
Формы трудовой деятельности
Формы досуга
Все эти формы работы проводятся с учетом индивидуальных способностей детей снарушенным интеллектом, их заболеванием и творческими способностями.
Формирование сотруднических отношений между учащимися с нарушениеминтеллекта, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складываетсявзаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, педагоги, воспитатели одних и техже детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станутсоюзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательныйпроцесс совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения
намеченных результатов.
Сотрудничество учителей, социального педагога, психолога, воспитателей иродителей позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон ипозиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании егоиндивидуальных особенностей, развитии способностей детей с нарушением интеллекта,преодолении негативных поступков и проявлений (негативных) в поведении,формирование ценностных жизненных ориентаций.
При общении педагогов с родителями должны чаще звучать фразы: «А как выдумаете?», «Хочется услышать ваше мнение» и т.д Вся атмосфера взаимодействияпедагогов КОУ с родителями должна показать, что педагог нуждается в них, вобъединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета ипомощи. По данной теме мною было проведено родительское собрание в 7в классе потеме «Вечер размышлений» Цель которого научить родителей детей с нарушениеминтеллекту - сильного развития вести диалог с детьми, поискать вариант решенияволнующих вопросов.
Цель собрания была достигнута - общение родителей с учащимися, родителей сродителями, учащихся с учащимися состоялось, оно было интересным, волнующим, длямногих реализовалась потребность высказаться и быть услышанным. Большинствоучастников чувствовали себя хорошо, сумели оценить друг друга. Родители увидели, чтодети уже взрослые, что многое понимают, умеют слушать, защищать свое мнение.Отвечая на вопросы, родители должны были поставить себя на место детей, а дети - наместо родителей. Это тоже способствовало созданию атмосферы доверия, искренности.Ответы членов жюри помогли увидеть, что оценка или выбор может зависеть от позиции,которую занимает человек, что нельзя изменить факторы, но можно изменить своеотношение к ним. Многие участники продолжили обсуждение вопросов, затронутых насобрании, по дороге домой.
Из всего выше сказанного можно предложить следующие рекомендации, которые
помогут наладить систему взаимодействия семьи и КОУ:
Индивидуальная работа с родителями
Проведение бесед с родителями о стилях семейного воспитания, о их значении,влиянии на развитие личности ребенка
Проведение рейтинга «Дружная семья»
Проведение родительских собраний
Из данного выступления можно сделать вывод, что взаимодействие школы и семьипо формированию личности школьника будет системно, если семья и школа будутработать вместе в течении всех лет пребывания ребенка в школе.Литература
Взаимодействие семьи и школы рассматривался И.В. Крупиной в книге«Образовательная среда семьи и школы»
Вопрос социализации рассматривался А.Р. Малером в книге под редакцией В.ВВоронковой «Воспитание и обучение»
15