УРОК-ДИСКУССИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: КАСАЕТСЯ ВСЕХ, КАСАЕТСЯ КАЖДОГО!»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа»
Рославльского района Смоленской области
-106680168910УРОК-ДИСКУССИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: КАСАЕТСЯ ВСЕХ, КАСАЕТСЯ КАЖДОГО!»
0УРОК-ДИСКУССИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: КАСАЕТСЯ ВСЕХ, КАСАЕТСЯ КАЖДОГО!»

74168015303500
17005303058795Подготовила:
учитель информатики и ИКТ
Аввакумова Светлана Владимировна
Подготовила:
учитель информатики и ИКТ
Аввакумова Светлана Владимировна
УРОК-ДИСКУССИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: КАСАЕТСЯ ВСЕХ, КАСАЕТСЯ КАЖДОГО!»ЦЕЛИ: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; воспитать культуру, уважение к собеседнику, умение достойно вести спор, корректировать при отстаивании своего мнения.
 ЗАДАЧИ:
Общеобразовательные: 
1.ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности;2.ознакомление обучающихся с целями и задачами информационной безопасности;
3.информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;
4.обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать и правильно выбирать источники дополнительной информации; 
Воспитательные: предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-коммуникационных технологий, развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Формы организации работы: дискуссия

Используемое оборудование: компьютерный класс, проектор, видеоролик, памятка учащимся, анкета.
Этапы урока:
1. Организация начала урока. Постановка цели урока.
Просмотр видеоролика (http://youtu.be/qQzG9sPt3aM)∗ Постановка темы и главного вопроса урока.
2. Изучение нового материала. Дискуссия в группе.
3. Практическая работа. Составление правил по безопасности в интернете. Дискуссия по материалу.
4. Систематизация и закрепление теоретических знаний (тест).
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
- Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью.
- Внимание, видеоролик!
(Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет – детям!» – 1 мин.)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1. Изучение нового материала
2. Организация дискуссии.
- Ребята, поделитесь своим опытом: что такое Интернет?
- Для чего он нам нужен?
- Что можем мы найти «там» для личных нужд? для домашних работ? для саморазвития? для личной выгоды?
- Как защитить информацию и дать возможность использовать ее по назначению?
Ученики: делятся своим личным опытом в работе с Интернетом. Перечисляют возможные проблемы, в том числе о возможности выхода из строя компьютера и программ.
- Согласно статье 273 УК «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» Интернет является основным ресурсом распространения такого рода программ. Вы с этим согласны?
Ученики: перечисляют виды вредоносных программ, дискуссируют на тему согласия или нет, основываясь на технические аспекты и человеческие факторы, с примерами из СМИ
(хакерство, вирусы, терроризм, Интернет-атака, мошенничество…)
- Какие причины этому могут быть?
Ученики: перечисляют с примерами: преступные цели, с нарушением правовых аспектов относительно вредоносных программ; пренебрежение авторскими правами; и нарушение понятия защиты информации.
- Согласно закону о правовой охране программ для ЭВМ в Интернете практически можно говорить о шатком положении авторских прав. Что же является законным? Как поступать в случае, если необходима информация для личного использования и для, например, финансовой выгоды? Как быть с использованием и скачиванием программ?
Ученики: дискутируют о том когда можно использовать чей –то материал, в каком виде нужно проинформировать автора и как грамотно прописывать список «используемого материала»; дискуссия на каком уровне в нашей стране распространение программ и т.п.
-У нас есть еще закон – закон об информатизации и защите информации, в котором идет речь об гарантии неприкосновенности личной информации, а также об ответственности за объемы и качество информационных потоков. Согласны ли вы с тем, что сегодня нет гарантии  в получении достоверной информации в Интернете, а также объемы информации иногда вредят здоровью человека?
Ученики: говорят о том, что объемы информации в Интернете не лимитируются и не подвергаются цензуре, дискутируют о том что нужны ли вообще лимит и цензура в Интернете.
- Давайте попробуем дискутировать предметно – предлагаю ответить  на другой главный вопрос урока – «Как сделать работу в сети безопасной?»
(После обсуждения составляется единые правила по безопасности в Интернет)
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТ
Правила безопасности в сети Интернет
1. Не входите на незнакомые сайты.
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник).
7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.
10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
12. Опасайтесь подглядывания через плечо.
13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
4.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ТЕСТ).
ТЕСТ
на знание правил
поведения в Интернет
1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у
тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
A Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
B Посоветуюсь с родителями.
2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
A Скажу в ответ: «Сам такой».
B Прекращу разговор с этим человеком.
3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой
девочки», чтобы все знали о ней.
A Потребую доказательств, что она плохая.
B Сразу откажусь.
4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –
запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.
A Вышлю только пароль:
они сами должны знать логин.
B Отмечу письмо как Спам.
Посчитай, сколько получилось
ответов «А» и сколько «B».
4 «А»
Тебе ещё многому надо научиться.
3 «А» и 1 «В»
Внимательно прочитай эту памятку.
2 «А» и 2 «В»
Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.
1 «А» и 3 «В»
Ты почти справился,
но есть слабые места.
4 «В»
Молодец! К Интернету готов!
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Рефлексия.
- Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации, используя хорошо известные образы.
Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет-общение будет приносить пользу.
Рефлексия.
- Предлагаю подвести итоги урока Интернет-безопасности: на столе лежат три смайлика, вам необходимо выбрать и положите перед собой тот, который соответствует вашему настроению.

Урок понравился. Узнал что-то новое.
Урок понравился. Ничего нового не узнал.
Урок не понравился. Зря время потерял.
- И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!