Разработка интегрированного урока биология + ОБЖ Заболевания органов пищеварения и их профилактика


Разработка урока (подробный проект)
Интегрированный урок (биология + ОБЖ) в 8 классе по теме «Заболевания органов пищеварения и их профилактика»
Боголепова Тамара Евгеньевна,
учитель биологии , преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «Школа №30 им.Л.Л.Антоновой»
Цели:
1. Интеграция предметов биологии и ОБЖ.
2. Формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Задачи:
Обучающие:
Повторить и обобщить имеющиеся знания о пищеварительной системе.
Разобрать причины, признаки, профилактику и первую помощь при заболевании органов пищеварения.
Развивающая: развивать навыки работы с компьютером, электронными дисками, учебной информацией.
Воспитывающая: воспитывать у учащихся умение работать в группе, выслушивать товарищей, приходить к общему мнению.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: развитие критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП).
Межпредметные связи:
Биология,
ОБЖ.
Программы:
Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы. Программы. Авторы: И.М. Пономарёва – М.: «Вентана-Граф», 2015.
Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5 - 11классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова – М.: «Просвещение», 2015.
Оборудование:
Учебники биологии (8класс) и ОБЖ (5, 6, 8 класс),
Диск CD. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Влажные препараты «Человеческая аскарида», «Бычий цепень», «Финнозное мясо».
Гербарии ядовитых растений.
Муляжи грибов.
Песочные часы.
Калькулятор.
Раздаточный материал к уроку (печатные карточки).
Компьютерный класс.
Основные понятия, формируемые на уроке:
Биология – заболевания органов пищеварения и их профилактика; симптомы аппендицита.
ОБЖ – основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики; первая медицинская помощь.
Ход урока.
I Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Особенность урока – интегрированный (биология + ОБЖ).
Деление класса на 4 группы.
Объяснение этапов урока для учащихся.
Этапы урока Макс. количество баллов 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1. Тренажёр 12 2. Алфавит 10 3.Кластер 4 4. Лист профилактики 4 5. Веселый тест 3 Итого: 33 II Стадия «Вызов».
Повторение пройденного материала.
а) работа с тренажёром «Органы пищеварительной системы» .
(Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005. Урок 28, слайд 24)
б) игра «Алфавит» (ответьте на вопросы, используя подсказки – первые буквы в словах)
А – воспаление отростка слепой кишки – аппендикса.
А – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
Б – название желудочно-кишечного заболевания.
Г – общее название заболеваний, вызываемых паразитическими червями (глистами).
Д – название желудочно-кишечного заболевания.
Ж – общее название заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых болезнетворными микробами.
О – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
П – острые заболевания, возникающие после приёма недоброкачественной пищи.
Х – название желудочно-кишечного заболевания.
Ц – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
2. Выход на тему урока «Заболевания органов пищеварения».
Учащимся предлагается озаглавить вопросы игры «Алфавит». Формулируется тема урока «Заболевания органов пищеварения».
Задачи урока (для учащихся): рассмотреть
Причины,
Признаки,
Профилактику,
Первую помощь при заболеваниях органов пищеварения.
III Стадия «Осмысление содержания»
Составление кластера по теме урока из слов – ответов игры «Алфавит»
Заболевания органов пищеварения
Глистные заболевания
Желудочно-кишечные заболевания
Пищевые отравления
Аппендицит

Запись кластера в тетрадях учащихся.
Работа групп с информацией по теме урока, составленной учителем на четырёх компьютерах по темам:
«Желудочно-кишечные заболевания»
«Глистные заболевания»
«Пищевые отравления»
«Аппендицит»
Задания группам:
а) Внимательно просмотреть материал по своей теме.
б) Оформить лист «Профилактика и первая помощь».
3. Отчёт групп о своей работе:
Дополнение на доске кластера по теме урока (добавление к нему листов «Профилактика и первая помощь»:
1. Соблюдать гигиену.
2. Не пить сырую воду.
3. Запасы продуктов хранить в холодильниках, шкафах.
4. Пищевые отходы ежедневно выносить.
Заболевания органов пищеварения
Глистные заболевания
Желудочно-кишечные заболевания
Пищевые отравления
Аппендицит
1. Употреблять добро-качественную пищу.
2. Скоропортящиеся продукты хранить в холодильнике.
3. Собирать только известные грибы и растения.
4. Не употреблять в пищу позеленевший картофель
Первая помощь:
1. Вызвать врача.
2. Нельзя давать больному слабительное, ставить на живот грелку, применять клизму и обезболивающие препараты.
3. От еды воздержаться, можно только пить.
1. Соблюдать гигиену.
2. Хорошо проваривать и прожаривать рыбу.
3. Бороться с мухами.

Запись в тетрадях учащихся этих дополнений.

IV Рефлексия
Весёлый тест (из учебника ОБЖ):
1) Вареная колбаса в холодильнике приобрела зеленоватый оттенок и пахнет, как кошка Люська с помойки. Как поступит голодный знаток ОБЖ?
А) Съест колбасу, закрыв глаза и зажав нос бельевой прищепкой.
Б) Сначала сварит или поджарит колбасу, а потом съест, закрасив зеленые места кетчупом.
В) Отдаст колбасу кошке или собаке.
Г) Поищет в холодильнике другие, свежие продукты.
2) Пользуясь рассеянностью френкен Бок, Карлсон похищает на кухне плюшки с помощью пылесоса. Что думают об этом знатоки ОБЖ? А)Лучше было бы засосать пылесосом не плюшки, а шоколадные конфеты.
Б) Щетка у пылесоса грязная, и, наевшись плюшек, можно запросто подхватить кишечную инфекцию.
В) Лучше было бы засосать не плюшки, а френкен Бок,а пока она будет сидеть в пылесосе, делать что вздумается.
3) В кухне у Вадика Зайцева живут муха Елена Ивановна, тараканы Василиса и Константин, Мышка Муська, комар Жора и муравей Трофим. Почему Вадика Зайцева не берут в знатоки ОБЖ?
А) Он не повесил на дверь квартиры табличку: «Зоосад».
Б) Квартира знатока ОБЖ должна быть свободна от подобных обитателей.
В) Он не переселил кухонных друзей в свою комнату, пожадничал и не отдал им свои матрас и подушку.
2. Круг «Интересное – полезное».
Высказывания учащихся о том, что они узнали для себя на уроке интересного и полезного.
V Подведение итогов урока:
Подсчёт баллов, заработанных группами.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: §35, подготовиться к словарному диктанту по теме «Пищеварительная система» (по желанию – составить синквейн по изученной теме).
Заключительное слово учителя.
Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”
Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!
Приложение: Презентация «Заболевания органов пищеварения. Профилактика и первая помощь»