Урок-игра по математике для 6 го класса Веселый математический поезд

Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 52




Внеклассное мероприятие по математике
для учащихся 6х классов.
Веселый Математический поезд


Учитель:
Шинкарева Л.В.



2015 год
Цель: развивать интерес к математике, способствовать активизации умственной деятельности, развивать логическое мышление.
Оборудование: плакаты с названием станций, карточки с заданиями на каждую станцию, таблицы для конкурсов, призы для победителей.
В разработке содержаться задачи – шутки, занимательные задачи, задачи с практическим содержанием, творческие задания, сценки, игры.
Правила игры. В игре принимают участие 2 команды шестиклассников по 6 человек. В конкурсах, где выдаются карточки с заданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку. Задания одного конкурса выдаются одновременно. Жюри выставляет баллы за каждый конкурс в маршрутный лист.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить необычное, увлекательное путешествие на математическом поезде. В путешествие сразу отправляются две команды.
Итак, мы находимся на станции в городе Смекалкино. Чтобы начать путешествие нам нужно ответить на вопросы. Вопросы ведущий задает каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если на вопрос команда не отвечает, то право ответа передается второй команде.

Вопросы.
Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах - голубые?
Ответ: в самолетах их нет.
Представьте, что вы машинист поезда, на станции города Смекалкино вошло 9 человек, а вышло 7 человек. Сколько лет машинисту?
Ответ: столько, сколько и тебе.
Горело 7 свечей, 2 потухло. Сколько свечей осталось?
Ответ: 2 свечи.
Летело 8 уток. Двух убил охотник. Сколько уток осталось?
Ответ: 2 утки.
5 ворохов сена и 7 ворохов сена. Сколько получили сена?
Ответ: стог сена.
От стола отпилили угол. Сколько углов осталось?
Ответ: 5 углов.
Четверо играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?
Ответ: 4 часа.
Выходили 12 молодцов, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. О чем это? Ответ: год, месяц, дни.
Кто в году 4 раза переодевается?
Ответ: земля.
Сколько горошин может войти в пустой стакан?
Ответ: горошины не ходят.
Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему пошла коза?
Ответ: по земле.
Сколько букв в числе 3 527 737?
Ответ: ни одной.



Ну, наконец, поехали. Вот и первая остановка - станция Волшебный замок. Скоро Новый Год и нам предлагают программу для вычисления символа Нового года.
Задание. Выполнить действия и заполнить таблицу:
Ѕ + 13 eq \f(1;5) 15;
13 eq \f(5;21)
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·е
а
ь
о
з
б
н
и
я
к
и


Решив первый пример, ученик ищет полученное число в таблице. Если его нет – допущена ошибка. Каждому ответу в таблице соответствует буква. Побеждает та команда, которая раньше выполнила задание с наименьшим количеством ошибок и составит слово ОБЕЗЬЯНА. За правильное решение команда должна получить 4 балла.
Команды справились с заданиями, отдали свое решение на проверку жюри.

Пассажиры почувствовали, что проголодались и решили посетить математическое кафе «Мир сладостей», которое находится в одном из вагонов поезда. Поскольку кафе называется «Мир сладостей», то в нем должны находится различные сладости.

Задание 1.
На пирожные для команды пассажиров в вагоне выделено 30 рублей. На эти деньги нужно купить пирожные одного сорта, так чтобы потратить все имеющиеся деньги. В кафе есть пирожные по 2 руб., по 5 руб. и по 11 руб. за пирожное. По какой цене вы можете купить пирожные?
Ответ: по 2 руб, по 5 руб.
Задание 2.
В кафе продается шоколад. В каждой коробке находится по 9 плиток шоколада. Может ли быть в коробках 121 плитка шоколада? 126?
Ответ: 126 плиток.
Задание 3.
В кафе завезли мороженое. Может ли быть так, чтобы за 5 шт. мороженого заплатили 70 рублей?
Ответ: да.
Каждое задание оценивается в 1 балл.

В дороге случается все. У нас вынужденная остановка. Наш поезд требует дозаправки горючим. Поезд получит топливо только тогда, когда пассажиры выполняют задание.
Задание.
Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и запишите словами как можно больше предметов, которые можно сделать из этого шарика.
Каждая команда озвучивает свое решение и отдает его жюри для оценивания. Каждый предложенный вариант оценивается в 1 балл.



А вот и следующая Лавка Деда Мороза.
Ребята, Вы конечно знаете, что совсем скоро наступит любимый всеми праздник – Новый Год, разве этот праздник обходится без волшебства? И конечно самый главный волшебник этого праздника – Дед Мороз! Но Дед Мороз прийти не смог – у него сейчас много хлопот – сами понимаете, но просил меня передать вам подарки, свое письмо и провести задания. Чтобы продолжить путешествие нам предлагают решить задачу.
Задача. Деду Морозу пошили новый мешок для подарков. В нем находились игрушки: лошадки, слонята и обезьянки. Лошадки составляли 7/18 от общего количества игрушек, слонята – 5/12, а обезьянки – остальные 28 игрушек. Сколько всего игрушек находилось в мешке у Деда Мороза?
Решение задачи оценивается в 3 балла.


В то время, когда команды решают задания, в зале ожидания Доктор Квадрат Кубович проверяет состояние знаний некоторых своих пациентов. Первый пациент жалуется на состояние своего математического здоровья следующим образом:
«Хоть ты смейся, хоть ты плачь –
Не люблю решать задач.
Потому, что нет удачи
На проклятые задачи
Может быть, таланта нет,
Но нашел я способ верный –
Сразу посмотреть в ответ»
Квадрат Кубович замечает « В общем не хитра наука, если посмотреть в ответ». Больному прописывается лечение:
« По понедельникам учи таблицу умножения, по вторникам – правила, по средам, четвергам, пятницам и субботам усиленно решай задачи. Если не будет хватать терпения – пей соленую воду».
Следующий пациент Квадрата Кубовича – актер отличник. Ему предложено было 6 вопросов и на 1 он не ответил. Доктор обнаружил, что у отличника нервы сдали. Он вынул нерв ученика ( просто достал нитку из рукава своего партнера) и разорвал ее со словами: « Нет, эти нервы никуда не годятся. А ведь этому отличнику еще столько учиться! Вот я сейчас подарю ему нервы – на всю жизнь хватит!». Затем Квадрат Кубович вручил своему пациенту обыкновенную проволоку.

Поехали дальше. Давайте немного отдохнем до следующей остановки и поиграем в игру «Веселые художники».
В игре участвуют две команды по 6 человек. Члены команд становятся в затылок друг другу в проходах между партами. На самом верху доски прикрепляется картинка с изображением клоуна. Она разделена на 6 пронумерованных клеток. На доске чертят два одинаковых квадрата, разделенных на 6 клеток и пронумерованных в том же порядке, как и на картинке. По сигналу учителя первые номера каждой команды бегут к доске и в клетке с номером «один» в своем квадрате рисуют то, что изображено на картинке в той же клетке. Затем бегут вторые номера, третьи и т.д. и выполняют подобные задания. Когда все клетки заполнены и рисунок завершен, жюри определяют победителя. Оно учитывают, какая команда раньше закончила, чей рисунок получился лучше.

Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли с вами на станцию Олимпийская.
Жюри подводит итоги игры. В это время с болельщиками проводится игра «Получай, что тебе нравится».
«Факир» обращается к болельщикам: «Каждому человеку нравится та или иная цифра, которую он пишет с большим удовольствием.
- Какая цифра больше всего нравится вам?» – спрашивает он зрителя. «7» - отвечает зритель. «Хорошо - продолжает факир - умножьте 12 345 679 на 63». Болельщик умножает и получает 777 777 777. если бы болельщик сказал 4, то факир предложил бы ему умножить 12 345 679 на 36. Итак, нужно предложить болельщику умножить 12 345 679 на число, которое получает умножением «цифры», которую он назвал на 9.

Право заработать дополнительные очки, получает команда, которая меньше других набрала очков.
Ответьте на вопросы.
Какой фигурой на Руси, теща потчевала зятя? Ответ: круг-блинами.
Какой фигурой мы спасаемся от насморка? Ответ: квадрат – платочек.


Награждение победителей.










Литература

В.Д. Степанов. Активация внеурочной работы по математике в средней школе. Москва «Просвещение» 1991.
Г.М. Скобєлєв, В.П. Берман. Математика в позаурочний час. Видавництво «Радянська школа». Київ -1973.
Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М. Просвещение, 1972г.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка – М.Просвещение. 1981.
Т.Л. Корнієнко, В.І. Фіготіна. Тиждень математики в школі 5-11 класи. Видавництво «Ранок» 2008.











i (1)15