Открытый урок по литературе для 5-7 кл У войны не женское лицо


МОУ «Волошинская СОШ»
Внеклассное мероприятие, посвященное 69-ой годовщине Великой Отечественной войне
«У войны не женское лицо».

2014г
Внеклассное мероприятие, посвященное 69-ой годовщине Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо»
Учитель: Кононенко Юлия Ильинична
Предмет: Литература
Класс: 5»А», 5»Б», 6,7
Тема: «У войны не женское лицо»
Дата проведения:11.04.2014г
Цель: Патриотическое восприятие произведений родных писателей о Великой Отечественной войне
Задачи:
1)познакомиться с произведениями родных писателей о войне,
2)развить интерес к героическому прошлому русского народа,
3)воспитать патриотизм и чувство гордости за совершенные героические поступки русского народа на войне.
Оборудование:
Видеоролик вступление с минутой молчания, видеоролик с песней «И гром идет..», презентация с фотографиями войны и нормами продуктов в период блокады Ленинграда, компьютер, проекторная доска
Методические приемы: беседа о страшных годах войны, чтение наизусть стихотворений о войне, ответы на вопросы об ассоциаций на войне
Ход внеклассного мероприятия
Организационный момент
Учитель.
1)Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. В нынешнем году мы празднуем 69 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок посвящен произведениям русской литературы, описывающим эту тему.
В годы войны весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. С началом войны перестроилась и литература, особенно поэзия. Военно-патриотическая лирика стала в те годы ведущим жанром литературы.
Стихи и песни А.Суркова, В.Лебедева-Кумача, К.Симонова, М.Исаковского, А.Твардовского, Ж. Жабаева и многих других поэтов были опубликованы в центральных и фронтовых газетах.
«Когда враги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали», - как вы понимаете эти слова. Долетели ли до нас, людей, живущих в 21 веке, осколки Великой Отечественной войны? (Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердце каждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашу память, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережить поколению наших дедов и прадедов). - Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали, опишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.(Ответ ребят)
Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.
Сегодня мы знакомимся с поэзией и прозой о войне для того, чтобы … («увидеть», какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять, что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставаться человеком).
2) Видеоролик о войне с минутой молчания
3) Учитель:
Ребята, выберите минутку, включите настольную лампу, сними с полки покрытый пылью альбом и перелистай его страницы. И вы увидите, что война не так уж далеко была от вашего дома. Со страниц на тебя глянет твой прадед, молодой, в лихо заломленной пилотке, улыбнется прабабушка, с косами и в белом платье, с аттестатом в руке. Что ты знаешь о них? Об их жизни, об их мечтах и планах? Подсядь как-нибудь тихонько к своему деду или бабушке, возьми их руки в свои, посмотри им в глаза. И ты узнаешь столько интересного, услышишь столько нового, о чем даже не помышлял. Если, конечно, не поздно…
Учитель:
Мне бы хотелось прочитать стихотворение Э.А. Асадова «День победы, и в огнях салюта», которое будет выступать в виде эпиграфа к нашему сегодняшнему внеклассному мероприятию.
асадов э. а.
«день победы. и в огнях салюта»   день победы. и в огнях салютабудто гром: - запомните навек,что в сраженьях каждую минуту,да, буквально каждую минутупогибало десять человек!
как понять и как осмыслить это:десять крепких, бодрых, молодых,полных веры, радости и светаи живых, отчаянно живых!
у любого где-то дом иль хата,где-то сад, река, знакомый смех,мать, жена... а если неженатый,то девчонка - лучшая из всех.
на восьми фронтах моей отчизныуносил войны водовороткаждую минуту десять жизней,значит, каждый час уже шестьсот!..
и вот так четыре горьких года,день за днем - невероятный счет!ради нашей чести и свободывсе сумел и одолел народ.
мир пришел как дождь, как чудеса,яркой синью душу опаля...в вешний вечер, в птичьи голоса,облаков вздымая паруса,как корабль плывет моя земля.
и сейчас мне обратиться хочетсяк каждому, кто молод и горяч,кто б ты ни был: летчик или врач.педагог, студент или сверловщица...
да, прекрасно думать о судьбеочень яркой, честной и красивой.но всегда ли мы к самим себеподлинно строги и справедливы?
ведь, кружась меж планов и идей,мы нередко, честно говоря,тратим время попросту зазряна десятки всяких мелочей.
на тряпье, на пустенькие книжки,на раздоры, где не прав никто,на танцульки, выпивки, страстишки,господи, да мало ли на что!
и неплохо б каждому из нас,а ведь есть душа, наверно, в каждом,вспомнить вдруг о чем-то очень важном,самом нужном, может быть, сейчас.
и, сметя все мелкое, пустое,скинув скуку, черствость или лень,вспомнить вдруг о том, какой ценоюкуплен был наш каждый мирный день!
и, судьбу замешивая круто,чтоб любить, сражаться и мечтать,чем была оплачена минута,каждая-прекаждая минута,смеем ли мы это забывать?!
и, шагая за высокой новью,помните о том, что всякий часвечно смотрят с верой и любовьювслед вам те, кто жил во имя вас!
Около месяца остается до того дня, как все мы будем праздновать 69-ю годовщину Великой Победы. Нет наверное в России дома, в чью дверь не постучалась эта страшная война. Давайте вспомним.... И почитаем военные стихи, те, что берут за душу, от которых комок в горле и слезы на глаза наворачиваются.
Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Верила, что у ее детей такой судьбы не будет. Когда война забрала всех мужчин на фронт, взвалила на хрупкие плечи всю мужскую работу, не страшась смерти, спасала раненых солдат, голодала, отдавая последний кусочек хлеба осиротевшим детям. Поклонимся низко ей, до самой земли. Ее великому Милосердию!
4) Чтение стихотворений наизусть учащимися о войне.
А) Нетруненко ангелина 5 А «Варварство» М. ДжалильОни с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-- Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -- Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -- И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-- И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Б) Рубель Лилия «Девочка прошедшая войну» Т. Лаврова
Девушку, совсем ещё девчонку,С мягкою улыбкой после сна,В форме школьной, с бантами и чёлкойУвела безжалостно война.
В медсанбатах фронтовых походных,В городах, пылающих огнёмВсех солдат израненных, голодныхВозвращала к жизни день за днём.
Маленькими ловкими рукамиБинтовала раненых, слепых.Сколько писем написала мамам За безруких пареньков седых.
На шинели ордена, медали,Выправка военная и стать.Только деток руки не держали,Не успела деток нарожать.
Всех, кто дорог был, любим и близок,Забрала разлучница-война.Пожелтевший обгоревший снимок:Два солдата в форме и она.
Предлагали сердце, душу, руку.Жизнь, как в сказке, счастье чередой.Да лежит один в Великих Луках,А под Сталинградом спит другой.
И стоит в печали одинокойСлушая седую тишину,Бабушкою ставшая до срока Девочка, прошедшая войну.
В) Корнеева Юлия «На носилках около сарая» Юлия ДрунинаНа носилках, около сарая, На краю отбитого села, Санитарка шепчет, умирая: - Я еще, ребята, не жила... И бойцы вокруг нее толпятся И не могут ей в глаза смотреть: Восемнадцать - это восемнадцать, Но ко всем неумолима смерть... Через много лет в глазах любимой, Что в его глаза устремлены, Отблеск зарев, колыханье дыма Вдруг увидит ветеран войны. Вздрогнет он и отойдет к окошку, Закурить пытаясь на ходу. Подожди его, жена, немножко - В сорок первом он сейчас году. Там, где возле черного сарая, На краю отбитого села, Девочка лепечет, умирая: - Я еще, ребята, не жила... Г) Басюк Алиса «Оборванного мишку утешала» Л. Тасси (игрушка медвежонок в руках)
Оборванного мишку утешалаДевчушка в изувеченной избе:"Не плачь, не плачь... Сама недоедала,Полсухаря оставила тебе...
... Снаряды пролетали и взрывались,Смешалась с кровью черная земля...Была семья, был дом... Теперь осталисьСовсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась,Поражена чудовищным огнём,И Смерть вокруг летала злою птицей,Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,И мне дадут на фронте автомат.Я отомщу за то, что слезы прячу,За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко,Зловещий отблеск полыхнул в окне...И выбежала из дому девчонка:"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно.Победу нынче празднует страна...А сколько их, девчонок и мальчишек,Осиротила подлая война?!..
Д)Балак Юлия «Баллада о десанте» Юлия Друнинабаллада о десанте
хочу, чтоб как можно спокойней и сушерассказ мой о сверстницах был...четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -в глубокий забросили тыл.
когда они прыгали вниз с самолетав январском продрогшем крыму,"ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-тов пустую свистящую тьму.
не смог побелевший пилот почему-тосознанье вины превозмочь...а три парашюта, а три парашютасовсем не раскрылись в ту ночь...
оставшихся ливня укрыла завеса,и несколько суток подрядв тревожной пустыне враждебного лесаони свой искали отряд.
случалось потом с партизанками всяко:порою в крови и пылиползли на опухших коленях в атаку -от голода встать не могли.
и я понимаю, что в эти минутымогла партизанкам помочьлишь память о девушках, чьи парашютысовсем не раскрылись в ту ночь...
бессмысленной гибели нету на свете -сквозь годы, сквозь тучи бедыпоныне подругам, что выжили, светяттри тихо сгоревших звезды...
5) Учитель
В те четыре ужасных года бесконечного страха, голода и боли, лишь треугольники с фронта от родных не давали потухнуть огоньку надежды в сердцах близких людей.
Д) Светиков Александр «Письмо с фронта» Э.А. Асадов
мама! тебе эти строки пишу я,тебе посылаю сыновний привет,тебя вспоминаю, такую родную,такую хорошую - слов даже нет!
читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,немного лентяя и вечно не в срокбегущего утром с портфелем под мышкой,свистя беззаботно, на первый урок.
грустила ты, если мне физик, бывало,суровою двойкой дневник «украшал»,гордилась, когда я под сводами заластихи свои с жаром ребятам читал.
мы были беспечными, глупыми были,мы все, что имели, не очень ценили,а поняли, может, лишь тут, на войне:приятели, книжки, московские споры -все - сказка, все в дымке, как снежные горы...пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!сейчас передышка. сойдясь у опушки,застыли орудья, как стадо слонов,и где-то по-мирному в гуще лесов,как в детстве, мне слышится голос кукушки...
за жизнь, за тебя, за родные краяиду я навстречу свинцовому ветру.и пусть между нами сейчас километры -ты здесь, ты со мною, родная моя!
в холодной ночи, под неласковым небом,склонившись, мне тихую песню поешьи вместе со мною к далеким победамсолдатской дорогой незримо идешь.
и чем бы в пути мне война ни грозила,ты знай, я не сдамся, покуда дышу!я знаю, что ты меня благословила,и утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Е) Лебедев Никита «Мы, сестренка, теперь под калугой»
«мы, сестрёнка, теперь под калугой*,ночи ласковы тут, хороши.хоть гроза приближается с юга,соловьи здесь поют от души…
вспышка молнии всё озарила –помогает писать мне письмо…
с небывалою, истовой силойв бой мы вступим смертям всем назло…
перед боем всегда мне не спится,и сегодня уснуть я не смог…
не прощаюсь с тобою, сестрица,будет время, закончу письмо…
передай нашей маме поклон мойи скажи: благодарен я ей,верность родине, чувство земное,всё, что вложено в нас, сыновей,с молоком мы впитали и святобудем нынче свой долг выполнять…
командир и простые солдаты,погибая, в бреду кличут мать...
я вернусь! разве может иначеповернуться судьба к васильку?...»вот над этим письмом мама плачет,а потом убирает в фольгу,чтоб не выцвела эта святыня,то письмо, что пришло ей с войны…
и ждала моя бабушка сынатридцать лет! «хоть хромым, хоть слепым,возвратился б сынок мой васятка, —у иконы шептала она, —без него мне на свете несладко…»
вот каких погубила война!будь же проклята эта война!
Е)Ирина Нестеренко, Даша Геращенко «Походкой чинной и солидной» Иван Ващенко
Походкой чинной и солидной Он отмерял пред строем плац И улыбаясь еле видно, Из-подо лба смотрел на нас То был майор с двумя крестами Высокий, статный, чуть хромой И три "ранения” блистали, В нас отражая шар земной. Смотрел на каждого с усмешкой Неспешно китель поправлял И хоть на деле был он пешкой Себя он богом представлял А мы стояли, будто Землю подпирая Смотрели в ноги, впрочем, кто как мог И конвоиры, словно псы рычали, Желая цепь сменить на поводок. Остановился Ульрих против строя Достал свой Вальтер именной. И "Комиссарен! Коммунистен! Юден!” Промолвил кто-то у майора за спиной. А мы стояли, только дрожь лилась по спинам Ведь норовила смерть нам в душу заглянуть. Тут коммунистов было половина И комиссары, и евреи тут. Лишь тишина. И листья слышно стало В лесу потоком всех цветов Природа страстно увядала, Прося прощения за кровь Глухой удар! Метал, стрелой вонзившись в тело, Толкнул кого-то прямо в грязь И чья-то жизнь, что нитью видится лишь с неба, В руках Атропы вмиг оборвалась. Глухой удар! Ещё один. Ещё с десяток. Свинец врезается в тела… Вдруг воздух тёплой крови полный Пронзают громкие "Ура!” То наши парни, смерть превозмогая В последний бой с душой наперевес Шли, падая; вставали, умирая Своими криками пронзая хвойный лес Не выдержала гордость здесь людская Они рванули, побеждая боль На всю жизнь немцев напугали, Свою последнюю играя в жизни роль. Те сорок душ запомню навсегда Они стихов уж этих не услышат Их биографию допишет тишина И сердце в книгу памяти запишет.
Ж) Слуцкая Марина «На фотографии газеты» Р. Казакова
На фотографии в газетенечетко изображеныбойцы, еще почти что дети,герои мировой войны.Они снимались перед боем -в обнимку, четверо у рва.И было небо голубое,была зеленая трава.Никто не знает их фамилий,о них ни песен нет, ни книг.Здесь чей-то сын и чей-то милыйи чей-то первый ученик.Они легли на поле боя,-жить начинавшие едва.И было небо голубое,была зеленая трава.Забыть тот горький год неблизкиймы никогда бы не смогли.По всей России обелиски,как души, рвутся из земли....Они прикрыли жизнь собою,-жить начинавшие едва,чтоб было небо голубое,была зеленая трава.
З) Гагут Максим «Братские могилы» В.ВысоцкийНа братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов,И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов — Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче?..
И) Маша Шубина, Вика Чернышева, Снежанна Харламова «На миг представь себя ты среди них»
К) бондаренко валерия «письмо
6) Учитель
7) Песня с видеороликом «Песня о Великой Победе в 1945г» (выходим со свечами и делимся на 2 части, стоим полукругом)
И гром идет
Воюет взвод
Далекий год
На пленке старой
Не легкий путь
Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары
Счастливый май
Любимый край
Своих солдат
Встречай скорее
От ран обид
Земля дрожит
Теплом души
Ее согреет
Припев
И все о той весне
Увидел я во сне
Пришел рассвет
И миру улыбнулся
Что вьюга отняла
Что верба расцвела
И братик мой с войны
Домой вернулся
И в том бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых и офицеров
Придут весной
Как прадед мой
И в дом родной
Откроют двери
Я помню свет
Далеких лет
В свою страну
Я буду верить припев (2 раза подряд)
День Победы! В наших сердцах – трепет и волнение, огромное уважение к фронтовикам, благодаря которым солнце над нашей головой светит ярко.
И хотя многих участников Великой Отечественной войны нет в живых, очень много героев навечно осталось лежать в братских могилах, все они в памяти народной, как святыня. И тех, кто с нами, мы не забудем. Ведь их осталось так мало. И задача каждого из нас – окружить их заботой, вниманием, добротой.
Ребята мне бы хотелось, что бы вы возложили эти цветы на наш мемориал, когда будите идти домой, в честь тех солдат, героев, которые погибли ради нас с вами.
А теперь перейдем к самому главному и интересному - вручению грамот за проделанную работу, за ваш труд, ребята!
Заключительное слово предоставляется комиссии.
Урок окончен!