Фарах Давлетшин — народный сэсэн
Суфиярова Г.М.
Фарах Давлетшин – народный сэсэн
К 130-летию со дня рождения народного сэсэна Башкортостана
Ф.Д. Давлетшина.
Память о нём жива
В книге «Писатели Советской Башкирии», изданной в 1969 году, Фарраху Давлетшину отведены целых две страницы, есть данные о его произведениях. На первый взгляд, это немало, но только для справки. Я решила дополнить ещё несколько сведений. С такой целью встречалась с внуком Раифом Кабировым, который передал воспоминания своей матери -старшей дочери сэсэна Зулейхе апа Кабировой.
По её словам, она, его брат и ещё трое сестер родились от второй жены сэсэна. Первая жена и её четверо детей умерли во время эпидемии тифа. Сам он тоже тяжело болел, однако каким- то чудом ему удалось поправиться.
Из рассказов Зулейхи апы:
«В детстве ведь, не больно думаешь о просьбе родителей. Отец пытался нам продиктовать свои новые стихи, произведения, а нам, не до этого – очень хотелось поиграть. Тогда он уже был незрячим. Всё время мы вместе, и его состояние нам было уже привычно. Жили как все – дружно. В моей памяти осталось много хорошего об отце. Особо запомнился следующий случай.
В 1936 году, мне было тогда лет 10-12, взяв с собой материалы – баиты, рассказы, отец уехал в Уфу и как нам казалось, надолго исчез. Мама плачет, где он теперь, что с ним?... В это время мы жили в небольшом селении «Кашаево» Тартышевского сельсовета. Прошло определенное время. Однажды под самый вечер, подняв пыль, по нашей (деревенской) улице, проехал большой легковой автомобиль – явление редкое для тех времён. рядом с водителем в кабине сидел человек, похожий на нашего отца, хорошо одетый: в кубанке, и камзоле. Я очень удивилась, подумав, неужели это наш папа? Побежала за машиной. Она остановилась возле наших ворот.
Вышли из автомашины мой отец и ещё несколько человек. одна женщина была из Москвы, остальных не помню. Гостили они у нас несколько дней. Оказалось, что наш папа был сначала в Уфе, затем в составе делегации Союза писателей поехал в Москву, вроде участвовал на всесоюзном съезде писателей. Тогда уже его произведения оценили на достаточно высоком уровне. Начиная с тех пор, он начал работать с большим вдохновением в составе союза писателей Республики.
Папа диктовал, мы писали в школьные тетради, которых набралось немало.
В «Кашаево» жили в доме боярина, потом построили свой дом»
Фаррах Давлетшинович Давлетшин (в народе его звали Фаррах сэсэн, слепой Фарах) родился 31 января 1887 года в деревне Ново Уртаево, тогдашнего Бирского кантона, (ныне Дюртилинского района) в бедной крестьянской семье. С ранних лет сочинял песни, баиты, отличался остроумием.
В своих произведениях Фаррах рассказывал о нелегкой жизни людей, призывал бороться за освобождение простого народа от ига помещиков и капиталистов.
В годы Советской власти, радуясь тому, что пришло новое время, стал творить более активно. Ведь оставшись сиротой с малых лет, он работал на богатых. Чуть повзрослев, трудился на одном из заводов Урала, на лесоповале. Несмотря на тяжелый труд, жил впроголодь.
В 1913-1916 годах, будущий сэсэн устроился рабочим на Акчишминскую бумажную фабрику. Здесь он получил тяжелое увечье: от разрыва парового котла Фарах Давлетшин потерял зрение. Тогда ему было всего 29 лет. Поняв, что он никому здесь не нужен, возвращается в родные края.
С тех пор остроумный сэсэн начинает ходить по селам и деревням, рассказывая свои баиты и стихи. Одновременно собирает материалы для своих будущих произведений.
Каждый новый этап жизни народа хорошо отражен в творчестве сэсэна, что видно в стихах и баитах – «Будьте бдительны!», «Бант Нури», «Дед Янгир» и др.
Он остро умел высмеивать нерадивых детей богачей, мещан и сыновей мулл.
В своем вводном стихотворении «Будьте бдительны», с которого сэсэн начинал каждое свое выступление, привлекает внимание слушателей тем, что попав однажды на крючок критики сэсэна, не легко отделаешься, если у тебя не все в порядке с совестью. (Предлагаю свой перевод куплета).
«Хоть Фарах и неграмотный.
не лезет в карман за словом.
Только не попадись под его перо,
Что правда – будь бдителен».
(Перевод авт) ( 1927 год).
Первый сборник его произведений увидел свет еще в 1928 году.
Хотя он не мог увидеть лица своих слушателей, остается заключить, что он ощущал все это душой.
В пламенных своих выступлениях народный сэсэн призывал жить надеждой на лучшее будущее.
Из рассказов Зулейхи апы: «Однажды отец побывал в райцентре. Руководители предложили ему переехать в другое село, сказали что здесь нет дорог, и трудно будет ему посещать другие населенные пункты. Надо сказать, что в таком незрящем состоянии, он один, пешком перемещался десятки километров в день из аула в аул.
К этому времени, он уже был признанным поэтом. Об этом свидетельствует орден «Знак Почета», врученный ему в 1939 году в Кремле самим Михаилом Калининым.
Окрыленный от такого признания своего труда он пишет стихотворение (Рахмат) «Спасибо!»
Рахмат!
Спасибо!
Благодарю!
(При получении ордена)
Раньше зрящим я трудился,
Баям и Боярам.
Своих сил я напрасно тратил
В пользу этим баям.
В молодости я работал,
На приисках и заводах,
Вкалывал за гроши я,
Однако, напрасно!
От моего труда за даром,
Довольны остались баи.
Когда меня ослепили,
Выгнали из (с) завода.
Хоть и, лишили меня глаз,
Мнений я не менял.
Старался беречь себя я,
Служить народу.
Раньше об этих радостных днях
И не помечтали.
Родную партию благодарю
За все это счастье.
Родную страну благодарю,
Спасибо товарищ Калинин
Я еще не раз спою
Про Родину мою. (свою)
(перевод авт) (1939 г.)
«Нашей семье предложили переселиться в д. Новый Янтузово или Верхний Лачентау Бирского района. Отец выбрал деревню «Новый Баиш» (Бирский район).
Таким образом, в том же 1939 году мы переехали сюда. Нас было 5-ро детей и родители.
В 1941 году началась война (ВОВ). Отец должен был ехать в Одессу, где должны были ему делать операцию на глаза.
Вскоре Одесса (этот город) был оккупирован фашистами.
Надежда снова увидеть белый свет осталась долгожданным ожиданием для отца.
Конечно какой – то шанс на это был, учитывая это Уфимский профессор Кудаяров все-таки решился на операцию.
После операции один глаз отца стал видеть. «Хорошо различаю цифры настенных часов»,- говорил он. Для человека прожившего 25 лет слепым, это было большое счастье. Но вскоре его глаз сильно начал болеть, и пришлось ему снова ехать в г. Уфу. В больнице, к сожалению, один глаз ему удалили.
В последние годы, здоровье у него ухудшилось.
Мы все, мама, и пятеро детей, благодаря отцу, жили неплохо.
Папа общался с известными людьми. Часто ездил к Сайфи Кудашу. Однажды взял с собой и меня. Хорошо помню, это был день окончания войны 9 мая – День Победы.
Все ликовали, поздравляли друг друга с Победой! В ту же ночь он написал стихотворение «День Победы».
Он дружил и с Гайнаном Амири. До войны несколько раз дядя Гайнан гостил у нас. С армии он привез жену вроде русскую. И потом с ним мы общались только перепиской. Также отец часто ездил и к Даут Юлтыю.
По-моему, из тех, кто сделал все, для того, чтобы отца признали как писателя, и чтобы ему присвоили звание Народного Сэсэна принадлежит Дауту Юлтыю.
И тут снова хочу вспомнить тот случай, когда отец исчезал в Уфе. Начались репрессии, узнав что Даута Юлтыя арестовали, мама плакала, и очень испугалась, подумала, что могут забрать и отца» Вот такие сведения стали известны от рассказа дочери сэсэна Зулейхи апы.
В 1939 году за заслуги в области художественной литературы Фаррах Давлетшин награжден орденом «Знак Почета», а в 1944 году Президиум Верховного Совета Башкирской АССР присвоил ему звание «Наролный сэсэн Башкирии».
Его имя было отмечено в газете «Правда» наряду с таким известным казахским поэтом как Джамбул Джабаев, и сказительницей русского народного творчества Анной Барышниковой.
Фарах Давлетшин умер 11 января 1956 года.
Народный сэсэн похоронен на сельском кладбище д. Ново Баиш(ево) Бирского района.
За могилой ухаживают его дети (в живых еще двое), родственники, односельчане.
Орден «Знак Почета» храниться у внука сэсэна Раифа Кабирова проживающего в г. Бирске.
В его честь одна из улиц города Дюртюли названа его именем.
«Был слеп Гомер, был глух Бетховен, и Демосфен косноязык»
Слепой Фаррах достиг больших высот и был признан Народным!
Память о народном сэсэне жива.
Сэсэн жил на Бирской земле.
15