Система работы учителя математики с одаренными учащимися


Исмаилова Мадина Руслановна
МБОУ «СОШ №2 с.Тарское»
Научно-практическая работа«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ»
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в этом или ином виде деятельности. Он имеет ряд особенностей: любознателен, настойчив в поиске ответов, часто задаёт глубокие вопросы, склонен к размышлениям, отличается хорошей памятью. Кроме этого, диагностику одаренности проводит психолог школы. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету 1.
Система работы учителя математики с одаренными детьми включает в себя следующие направления:
развитие творческих способностей учащихся на уроках;
развитие творческих способностей учащихся на факультативных занятиях;
развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными учащимися должна быть ежедневной. На каждом уроке учитель должен уделять особое внимание таким детям. На уроках математики во всех классах необходимы творческие минутки. Учащимся предлагаются задачи «с изюминкой», они и сами находят такие задачи. Не стоит забывать и про игровые моменты. На уроках с использованием игры у учащихся вырабатываются такие качества, как внимание, целеустремлённость, самостоятельность, вера в собственные силы, умение использовать полученные знания в новой ситуации.
Урок позволяет выявить одарённых учащихся и привлечь их на факультативные занятия, где применяются такие приёмы и методы, как мозговой штурм, консультации старших учеников, подсказка с последующим самостоятельным решением, эвристическая беседа, метод проектов, самостоятельная работа учащихся.
Но урок, факультативные занятия не в полной мере способствуют подготовке учащегося к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, поэтому возникает необходимость объединить одарённых учащихся для занятий, где шёл бы активный обмен знаниями. Таким объединением является Школа любителей математики. Школу любителей математики посещают учащиеся 5 – 11 классов (присутствие учащихся начальной школы приветствуется).
Организация работы Школы любителей математики.
40906704445участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня
00участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня
565154445самостоятельная работа учащихся
по индивидуальным планам
00самостоятельная работа учащихся
по индивидуальным планам
19824704445индивидуальные и групповые консультации учащихся
00индивидуальные и групповые консультации учащихся

290957013335000
187452010223500
198247024130Школа любителей математики
00Школа любителей математики
4190365178435обучение в заочных школах различного уровня
00обучение в заочных школах различного уровня
56515174625организация исследовательской деятельности учащихся
00организация исследовательской деятельности учащихся
38411152413000
177419019494500395414519494500
359664054610001874520546100029857708318500
56515180340работа тренерских разновозрастных групп
00работа тренерских разновозрастных групп
2285365180340внеклассные мероприятия
00внеклассные мероприятия
4399915180340олимпиадный час
00олимпиадный час


В начале учебного года на индивидуальных консультациях составляется план работы на год для каждого учащегося. План не является статичным, в течение года в него вносятся коррективы. У каждого учащегося свой план работы, исходя из тех целей, которые он перед собой ставит. Кто – то планирует участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, кто – то – в научно – практических конференциях. Есть учащиеся, которые посещают Школу любителей математики с целью повышения математической компетентности.
Важным этапом в работе с одарёнными детьми является включение их в олимпиадное движение. «Олимпиадники» проявляют себя уже в 5-6 классах. Для того чтобы отыскать их, начиная с пятого класса, организуется круглогодичная олимпиада. Каждые две недели учащимся предлагается выполнить 10 задач. Сначала решить задачи пытаются все учащиеся. Постепенно отсеиваются те, кто слабее и те, кому это просто не интересно. Те, кто остался, приходят в Школу любителей математики, они сами предлагают заниматься дополнительно.
В настоящее время у учащихся появились большие возможности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе Интернет-конкурсах и олимпиадах. В связи с этим в Школе любителей математики вводится олимпиадный час. Целью этой работы является обучение решению задач олимпиадного характера. Каждый год материалы этих задач корректируются с учётом накопленного опыта и после статистической обработки результатов решений прошедшего учебного года.
Одной из основных форм работы в Школе любителей математики является создание разновозрастных тренерских групп. Группы формируются по запросам учащихся. Состав группы колеблется то 2 – 3 до 7 – 8 человек. Обучение в группах осуществляет не только учитель, но и тот из учащихся, кто уже хорошо владеет данным материалом. В этом случае не только ученик получает новые знания, но и тренер укрепляется в своих знаниях, расширяя и углубляя их.
В рамках Школы любителей математики организуется исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность подразумевает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представления об объекте или окружающем мире 2.
В 5-7 классах учащимся хочется скорее получить результат. Поэтому используются, в основном, краткосрочные и среднесрочные проекты. Учащимся 5 – 8 классов предлагается принять участие в конкурсах устных и письменных сочинений, рефератов, сказок, стихотворений, по результатам которых проводятся конференции, составляются сборники логических задач. Лучшие работы помещаются в стенгазету.
В среднем и старшем звене предпочтение - долгосрочным проектам, рассчитанным на четверть или даже на год. Результат, как правило, оформляется в виде рефератов и презентаций. Со своими работами ребята выступают на различных научно – практических конференциях.
Внеклассные мероприятия также являются одной из форм работы в Школе юных математиков. Играм типа «Математическая π-ццерия», «Клуб знатоков математики», «Математический брейн-ринг», различным викторинам отводится важное место в Школе любителей математики.
С целью совершенствования теоретических и практических знаний и умений, а также оказания помощи в решении заданий очно-заочных математических школ в рамках Школы любителей математики регулярно осуществляются индивидуальные и групповые консультации учащихся.

ЛИТЕРАТУРА
Апти, Л.Ш. Основные направления работы с одаренными детьми по математике [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://multiurok.ru/uchitel-68/blog/osnovnyie-napravlieniia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie.html. - Дата доступа: 03.04.2015.
Материалы в помощь организаторам исследовательской деятельности учащихся / Составители Н.В.Моргунова, М.А.Даниленко. - Могилёв: МГОИРО, 2011. - 32с.