«Система работы с одарёнными учащимися в начальной школе».

«Система работы с одарёнными учащимися в начальной школе».
Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.
Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одарённости. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях любого ребёнка можно развить до уровня одарённости. Другие подчёркивают уникальность одарённости.
Д. Б. Богоявленская в своих работах даёт следующее определение: «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Несомненно, что в обучении таких детей нужно использование новых образовательных технологий развивающего обучения и воспитания.
Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет в некоторой степени выявить наклонности, способности и интересы учащихся.
Так же опираюсь на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.
Кроме того использую педагогическую диагностику - методику для родителей и педагогов, например, «карту одаренности» Савенкова, методику для детей и родителей: «карту интересов для младших школьников».
В учебной деятельности работу с одарёнными детьми строю на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использую образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, ориентированные на творческое развитие личности.
Пользуюсь приёмами создания проблемных ситуаций: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагаю учащимся рассмотреть явления с различных позиций, побуждаю их делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, формулирую проблемные задачи, например с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.
Применяю дидактические игры, провожу КВН, викторины. Дидактическая игра предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность. Многие игры требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.
Использование информационно – коммуникативных технологий в моей практике направлено на развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления учащихся.
Практикую специальные уроки, на которых использую методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдение, беседы, опыты. Стараюсь развивать у детей умения видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления, давать определения понятий, делать выводы, работать с текстом, защищать и доказывать свои идеи.
Внеурочную работу с одарёнными учащимися выстраиваю на основе выявления одарённости по видам деятельности.
В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей – это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.
В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ. Учащиеся класса являются членами школьного научного общества учащихся «Поиск».
В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей – самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.
Театрализованные праздники  особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.
В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают мне в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.
Положительным фактом в моей работе можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.
Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики моего класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.
Список литературы:
Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- М: Владос, 1999
Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007
Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009
Интернет – ресурсы
http://www.odardeti.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]