Подготовка к домашнему сочинению на тему :
Подготовка к домашнему сочинению на тему :
« Гость –человек желанный».
Цели урока: Развитие речи учащихся ; систематизация знаний о стилях и типах речи ; учить , выделять узловые моменты высказывания.
Вступительное слово учителя .
Образ жизни народа, его повседневный труд, взаимоотношение людей, народные обычаи и обряды ярче всего познаются через национальную кухню, умение принимать и угощать гостей. Сегодня на уроке мы поведем разговор о казахском хлебосольстве. Но для начала познакомимся с традициями гостеприимства разных народов.
Работа с текстом «Гость – человек желанный». В каждой стране- свои обычаи гостеприимство.
Очень церемонно принимают гостей в Индии. Хозяева выходят им навстречу с гирляндами цветов. Какой бы бедной ни была семья, без цветов дело никогда не обходится.
Англичане будут потрясены, если вы опоздаете на встречу даже минут на 5-10, так как очень ценят пунктуальность. Они не станут уставлять стол яствами, а ограничатся очень скромным по нашим понятиям обедом. Нельзя обвинять англичан в скупости : у них так принято. Они считают ,что в гости ходят не для того , чтобы поесть , а для встречи с людьми ,которые вам симпатичны и с которыми приятно провести вечер за интересной беседой.
В Японии, например ,другая традиция . Хозяева долго будут извиняться за то, что им нечем угостить гостя, хотя стол ломится от еды. После чаепития хозяин предлагает гостю свою ванну. Для этой цели обычно служит бочка, наполненная чистой водой. Одевшись в кимоно , гости усаживаются ужинать.
В традиционной турецкой семье вас могут пригласить провести время в бане, которая является своеобразным клубом. Там беседуют , играют в шахматы , нарды, слушают певцов и рассказчиков.
О русском гостеприимстве.
Гостей встречали за порогом и приглашали за стол. От хозяина нередко требовалось знание обычаев, чтобы рассадить всех к общему удовольствию. В красный угол садился сам хозяин, справа от него , соблюдая при этом принцип старшинства рассаживались мужчины.
Групповая форма работы- просмотровое чтение.
- А теперь мы обратимся к обычаям и традициям казахского гостеприимства. Каждая группа будет работать по конкретному источнику с использованием условных знаков «Заметки на полях» :
«-» -противоречит тому что вы знали ;
«+»- является для вас новым ;
«?»- непонятно ;
«!» - обратить внимание.
1-я группа знакомится с фрагментом из книги Б. Адамбаева «Казахское народное ораторское искусство» и выписывает из него казахские пословицы. 2-я группа читает текст «Вокруг дастархана» и также выписывает пословицы и бата. 3 –я группа обращается к фрагменту из книги Б. Момышулы «Наша семья».
После пересказа текстов , группа заранее подготовленных учащихся прелагает сокращенный вариант из фрагментов книг «Путь Абая» М . Ауэзова , «Плеяды- созвездие надежды» А. Кекильбаева, «Кровь и пот» А. Нурпеисова, «Казахи» (Исторические очерки , том т.7). Используя прием синквейна , который предполагает подачу главного существенного в сжатом виде и определенной последовательности, ученики составляют композиционную схему темы: «Мудрость предков- зеркало для потомков».
Определяем жанр будущего сочинения. Беседуем о стиле и типах речи, форме сочинения.
Индивидуальная работа. Составить сложный план и подобрать пословицы, которые могут стать эпиграфом к сочинению.
Дома учащиеся должны написать сочинение на одну из тем : «Гость – человек желанный» или «Чаепитие в России и Казахстане»