Конспект урока русского языка на тему Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по фотографии кабинета Л.Н. Толстого в Ясной Поляне»
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по фотографии кабинета Л.Н. Толстого в Ясной Поляне»
Елена Валериевна Зудова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №13» г. Новомосковск
Тип урока: развитие речи
Цель учебного занятия: обучение сочинению-описанию помещения
Задачи
образовательные:
- расширить знания учащихся о жанре сочинения, предполагающего
использование типа речи описание,
- познакомить с понятием «интерьер»,
- продолжить работу с лингвистическими терминами: «типы речи», «план»,
«синонимы»,
- активизировать познавательную самостоятельность обучающихся;
воспитательные:
- установить межличностные отношения в процессе обсуждения,
- создать условия для развития устойчивого интереса к творчеству
Л.Н.Толстого,
- настроить учащихся на размышления о пользе и престиже чтения;
развивающие:
- продолжить работу по развитию связной речи, творческих и
коммуникативных способностей, умения логично и аргументировано
строить высказывание,
- использовать жизненный опыт участников образовательного процесса,
- создать условия для развития навыков работы в паре.
Оборудование: стационарный компьютер, мультимедийный комплекс, презентация к учебному занятию, учебник Е.Никитиной «Родная речь. 6 класс», авторучки, тетради для творческих работ, «оценочные листы», словарь С.И.Ожегова, таблица для заполнения.Ход урока
Организационно-мотивационный этап (1 мин) Слайд№1
Учитель:
– Здравствуйте, мои дорогие! Сегодняшний урок русского языка мне хотелось бы начать с математической задачи: «Представьте, что у каждого из нас есть яблоко. Если мы обменяемся этими яблоками, то сколько яблок останется у каждого? (Ответ учеников: по одному яблоку)
- Верно. А теперь представьте, что у каждого из нас есть идея. Если мы обменяемся идеями, то сколько идей будет у каждого из нас? (Ответ учеников: по две идеи)
Учитель:
- Молодцы! Я предлагаю вам сегодня на уроке обмениваться идеями. Согласны? Первая идея ко мне уже пришла. Предлагаю поиграть. Принимаете такую идею? (Положительные отзывы учеников)
2. Актуализация знаний (4 мин)
Учитель:
- Для успешного проведения игры вам необходимо обобщить изученные орфограммы наречий. Знания о правописании этой части речи нам сегодня понадобятся. Как вы желаете провести обобщение изученного?
(Ученики предлагают провести обобщение с помощью одного из любимых ими творческих заданий, например, «Передай другому»)
Учитель:
- Мне нравится ваша идея. Приступим.
Проводится игра:
Школьникам предлагается сформировать команды с равным количеством участников (4 - 6 человек) и сесть за парты по одному, друг за другом. Учитель задает вопросы по теме урока, число которых равно числу участников команды. Например: «Что называется деепричастием?», «На какие вопросы отвечает деепричастие?», «Какие суффиксы могут образовать деепричастия несовершенного вида?», «Какие суффиксы могут образовать деепричастия совершенного вида?», «Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?» Ученик, сидящий за первой партой, записывает ответ на поставленный учителем вопрос на листе и передаёт его сидящему за ним однокласснику, который отвечает на следующий вопрос учителя. Ученик за последней партой, ответив на завершающий вопрос, встает и передает листок на первую парту. Затем командам даётся время для обсуждения получившихся «рассказов» и их доработку. Один из вариантов текста выдвигается на конкурс рассказов о деепричастии. Класс выбирает лучший текст из услышанных.
Учитель:
- Спасибо, ребята, у вас прекрасные знания. А теперь игра по правилам компьютерной игры. Принимаете такую идею?
(Положительные отзывы учеников)
Слайд№2
Учитель:
- Тогда воспользуйтесь «оценочными листами», которые лежат у вас на партах, и запишите ответы на следующие вопросы:
Слайд№3
Слайд№4
Слайд №5
2. Контроль знаний (1 мин)
Учитель:
- Игра окончена. Подводим итоги.
Слайд №6
Учитель:
- У кого все ответы правильные? Молодцы!
Слайд №7
2. Проблемно-поисковый этап (34 мин)
Учитель:
- Я желаю вам дальнейших успехов в освоении правописания наречий, с которыми вы, несомненно, встретитесь на сегодняшнем уроке развития речи. А сейчас попробуйте определить его тему. Откройте тетради и запишите дату - 9 сентября. Кто помнит, чем знаменит этот день? (Ответы учеников)
Учитель:
- Сегодня 187-ой год со дня рождения нашего земляка, великого русского писателя, философа и педагога, отца 13 детей, Льва Николаевича Толстого. Некоторые факты из его биографии помогут нам определить тему сегодняшнего урока.
Слайд№8
Учитель:
- Перед вами фотография кабинета Л.Н.Толстого в Государственном мемориальном и природном заповеднике «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». Здесь писатель работал над повестью «Юность», романом «Семейное счастье», рассказом «Хаджи-Мурат». Здесь находится реликвия дома и семьи Толстых – чёрный кожаный диван, на котором родился великий писатель. Здесь фрагменты любимой картины Толстого. Здесь рабочее место писателя, фотографии его родных и близких… Наверное, у кого-то из вас уже появилось предположение, что мы будем делать на сегодняшнем уроке.
(Учитель выслушивает предположения учеников, подводя к теме «Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по фотографии кабинета Л.Н. Толстого в Ясной Поляне»)
Учитель:
- Кому из вас удалось побывать в рабочем кабинете Л.Н.Толстого? Опишите свои ощущения. (Ответы детей) Тем, кто ещё ни разу не был ни в одном из кабинетов Л.Н.Толстого, предлагаю воспользоваться впечатлениями одноклассников и почувствовать атмосферу этого помещения, описав изображённый на фотографии интерьер. Именно это французское слово будет в центре нашего внимания, потому что сегодня мы будем учиться описывать помещение, внутреннюю часть дома или интерьер. Предлагаю найти это слово в словаре С.И.Ожегова. Кто хочет оказать свою помощь?
(Индивидуальная работа с толковым словарём)
Слайд№9
Учитель:
- Всем остальным я предлагаю познакомиться со сведениями, данными на стр. 80 учебника, где вы сможете найти информацию о том, что входит в основу описания помещения.
(Работа с учебником)
Учитель:
- Итак, подведём итоги. Слово интерьер, образованное от французского «убранство» - «внутренность», - это (Ответ ученика, работавшего индивидуально: «Живописное изображение внутренностей здания, комнат). Синонимы: (Ответы желающих: убранство (устар.), помещение). В основе описания помещения – (Ответы работавших с учебником: «Перечень его признаков и находящихся в нём предметов. Может сопровождаться указанием на их местоположение»). Благодарю всех за предоставленную информацию. Предлагаю сделать краткие записи в тетрадь. (Учащиеся делают записи)
Учитель:
- Воспользовавшись новыми сведениями, предложите своему соседу по парте задание. (Работа в парах)
Задание от учителя:
- У меня возникла ещё одна идея. Используя фотографию кабинета Л.Н.Толстого, составьте своё предложение, включив в него новое слово.
(Устная работа по развитию речи)
Учитель:
- А теперь откройте, пожалуйста, цветную вкладку вашего учебника. Здесь представлена фотография противоположной стены кабинета. Что вы здесь видите? (Ответ: «Тот самый диван»)
Учитель:
- Опишите его. (Ответы учеников)
Учитель:
- Предлагаю следующее задание. Заполняя таблицу, внесите в неё элементы кабинета Л.Н.Толстого.
Слайд№10
(Фронтальная аналитическая работа)
Основное содержание таблицы
предметы признаки местоположение
диван большой чёрный (орф. «О, е, ё после шипящих и ц») приземистый (чередующиеся приставки при-, пре-) у правой стены кабинета, не_ вплотную (подразумевается противопоставление)
книжная полка аккуратно (удвоенная согласная - словарное слово), плотно стоящие друг к другу книги (синоним - тома) на центральной стене
стол Деревянный (орф. «Н и нн в прилагательных»), с резными (орф. «Проверяемая безударная гласная») ножками в центре комнаты
кресла глубокие, обтянутые (орф. «Единообразное написание приставок») жёлтой (орф. «о, е, ё после шипящих и ц») тканью одно - слева (наречие с суффиксом –а) от письменного стола, другое – напротив (данное наречие пишется слитно - запомнить), в углу
фрагменты картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» Вопросы-подсказки:
Что у вас висит над рабочим столом? Для чего?
- служат писателю источником творческих сил и вдохновения, над книжной полкой
фотографии в рамках - хранят семейные традиции на стЕнах (обратить внимание детей на ударение)
Учитель:
- «Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам», - утверждал известный публицист Михаил Рощин. А можете ли вы по интерьеру этого рабочего кабинета дать характеристику его хозяину?
(Примерные ответы детей: «Хозяин этого кабинета творческий, начитанный, трудолюбивый, скромный, увлекающийся, неутомимый, гостеприимный»)
- Предлагаю записать мысли друг друга. Они вам могут пригодиться при написании домашнего сочинения.
(Записи в тетради)
Учитель:
- А теперь внимание. Л.Н.Толстой за работой в своём кабинете. Слайд№11
- Что скажете? (Ученики делятся своими впечатлениями, учитель обращает внимание учеников на важность книг для Л.Н.Толстого и престиж чтения в современном обществе успешных людей)
Слайд№12
4. Сообщение домашнего задания (2 мин)
Учитель:
- Ребята, дома вас ожидает творческая работа – написание сочинения по фотографии кабинета Л.Н. Толстого в Ясной Поляне (упр. 106 в учебнике Е.Никитиной «Родная речь. 6 класс») Какие у вас есть идеи относительно того, как вы будете работать? (Примерные ответы детей: «Я воспользуюсь подготовленными материалами», «Я расскажу о своей поездке в Ясную Поляну, включив описание кабинета Л.Н.Толстого» и т.п.)
Учитель:
- Подумайте, в каком жанре будет написано ваше сочинение. Может, это будет экскурсия, а, может, письмо другу. Вполне возможно, вы захотите создать телерепортаж или радиопередачу. Не забудьте сначала составить план вашей работы – краткую запись микротем. При написании сочинения пользуйтесь изученными орфографическими и пунктуационными правилами. При затруднениях обращайтесь к орфографическому словарю. С таким помощником вы не сделаете ни одной ошибки. Я желаю вам успехов. А что вы пожелаете друг другу?
4. Подведение итогов урока (2 мин)
Учитель:
- Понравилось ли вам сегодня на уроке обмениваться идеями?
- С каким термином мы сегодня познакомились?
- Какому типу речи уделили наибольшее внимание?
- Что описывали?
- Что поможет при написании домашнего сочинения?
5. Рефлексия (1 мин)
Учитель:
- На своём оценочном листе укажите степень вашей заинтересованности и активности на уроке.
Слайд№13
(Ученики дают себе качественную оценку)
Учитель:
- Передайте мне, пожалуйста, свои оценочные листы. Надеюсь на ваши честные выводы. Они помогут мне проанализировать урок. Спасибо за идеи! Желаю вам успехов при написании домашнего сочинения.
Слайд№14