Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его самосознания, индивидуальных способностей. В свете этого одной из актуальных становится задача обеспечения детям равных стартовых условий перед поступлением в первый класс, а также формирование готовности к систематическому обучению в школе.
Процесс развития ребенка во многом уникален. Каждый период развития характеризуется определенным ведущим видом деятельности, в процессе которой происходит качественное изменение психики, формируются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Поступление в школу является переломным моментом в жизни дошкольника: игра как ведущая деятельность уступает место учебной, успешность которой зависит от уровня сформированности предпосылок к данному виду деятельности (общеучебных умений и навыков, учебной мотивации и произвольности поведения).
Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно сформировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как форму наиболее целесообразную и руководимую педагогом.
Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определенной системе и последовательности.
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста, как форма обучения, по своим признакам приближено к школьному уроку, что обеспечивает
преемственность между дошкольным и начальным звеньями обучения. Однако следует подчеркнуть, что обучение старших дошкольников существенно отличается от школьного как по цели, так и по методам его проведения.
Главной целью является не усвоение соответствующих знаний и навыков, а подготовка к усвоению содержания тех предметов, которые будут изучаться в течение последующих лет, развитие у детей психологических предпосылок к переходу в школу; методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.
Основные различия между уроком и занятием заключается в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в процессе обучения. Сравнивая урок в начальной школе и занятие с дошкольниками, можно выделить следующие признаки сходства:
- одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определенного объема знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание;
- четкая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребенку.
Однако школьное и предшкольное обучение имеют свои особенности. (Табл. 1)
Таблица 1
Урок в школе Занятие в группах с дошкольниками
Содержание обучения
- предметное обучение; ученики овладевают основами наук, знания даются в строго научной логике;
- учащихся вооружают довольно сложными практическими умениями и навыками умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов и т.д. - содержание обучения проще;
- детям сообщаются элементарные, доступные для понимания знания
Форма организации
1. по длительности: 4-6 уроков в день длительностью 40 минут;
2. по структуре:
- организационный момент;
- проверка и оценка домашнего задания;
- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа)
- закрепление изученного материала;
- задание на дом. 1. по длительности: 2 - 3 занятия в день длительностью 25-30 минут;
2. по структуре:
- организационный момент;
- начало занятия;
- ход занятия;
- оценка деятельности детей, подведение итогов.
Нет оценки по бальной системе (оценка только словесная)
Применяемые методы и приемы
В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными. В работе с дошкольниками преобладают наглядные, игровые и практические методы в сочетании со словесными.
Своеобразие содержания обучения старших дошкольников требует использования системы занятий, где каждое занимает определенное место в формировании знаний и умений. Активная позиция детей в процессе освоения знаний является условием формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности.
Основу организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию значимых функций определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психологофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий.
Постепенность и систематичность. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Цикличность повторения. Позволяет закрепить полученные знания.
Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершенность этого процесса: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, умений и навыков. Освоение нового материала должно происходить на основе воспроизведения ранее изученного, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал должен даваться небольшими частями. В ходе одного занятия осуществляется первичное восприятие нового материала, и его осмысление, усвоение знаний, умений и навыков.
Только такое многократное восприятие знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.
Усвоение ребенком соответствующего уровня знаний (представлений и определенных понятий) о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., расширение, закрепление, обобщение и систематизация усвоенного материала достигаются при организации двух этапов занятия: введение и воспроизведение нового материала.
Формирование умений происходит на этапе решения проблемных задач и выполнения упражнений.
Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия, упражнения в применении (например, на этапе устного счета, письма, отражения результатов деятельности в речи и др.).
Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований реализуемой образовательной программы по данному разделу с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития и направленно на достижение основных целей обучения:
- образовательных, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;
- развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, мышления, памяти, речи;
- воспитательных, связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
Современный педагог должен не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков, но и развивать их способности, возможности, воспитывать личность. Развивающие и воспитательные цели достигаются в ходе решения задач развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умений сравнивать, классифицировать и т.д.); формирования отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются на данном занятии, к собственной деятельности; установления отношений и взаимодействия со сверстниками, а также освоения правил, норм поведения в условиях обучающих занятий.
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо определить его главную цель, зависящую от того, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
На обучающем занятии накапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды занятий.
Комплексное (интегрированное) занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из двух – трех классических занятий, реализующих раздел образовательной программы, объединенных одной темой или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
Интеграция содержания различных областей знания позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.
Бинарное занятие - это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и учащихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно. бинарные занятия интересны и увлекательны, дети активны на протяжении всего занятия.
Тематическое занятие. Обобщающее занятие, построенное по лексическому принципу. Каждое занятие посвящено отдельной теме: времена года, явления общественной жизни, творчество писателей. На протяжении всего занятия сохраняется элемент новизны.
Доминантное занятие. Занятие, на котором доминирует один из видов деятельности. Оно с одной стороны позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, с другой – способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах деятельности.
По целям и задачам различают занятия:
Обучающие;
Развивающие;
Закрепляющие;
Диагностические;
Обобщающие.
По сюжетно – тематическому оформлению:
Занятие – путешествие (например, сказочное путешествие в страну знаний);
Занятие экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ, экспериментируют с водой, бумагой, тканью);
Занятие – проектирование решения проблемы (дети совместно со взрослыми проводят исследования для получения новых знаний);
Занятие – экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки, природных объектов);
Занятие – дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);
Занятие – развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);
Занятие – посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками);
Занятие – посещение гостей;
Занятие – сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом знакомой сказки);
Занятие – беседа (познавательная беседа). В ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания. Основным содержанием является рассказ педагога. Занятие требует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, иллюстраций, видеоматериалов. Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение, закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению, систематизации накопленных впечатлений);
Занятие – конкурс («КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»);Занятие – викторина (все задания, как правило, объединены одной общей темой).
Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них необходимо вводить элементы проблемного изложения учебного материала, организовывать коллективный или индивидуальный поиск, экспериментальную деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности у детей. Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.
Модель построения обучающего занятия
Деятельность педагога Деятельность ребенка
Мотивация деятельности Возникновение интереса к новой деятельности, готовность к восприятию
Изложение учебного материала Восприятие
Закрепление учебного материала Осмысление
Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью
Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности
Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: « мотивация – восприятие – осмысление».
Модель построения развивающего занятия
Педагог Ребенок
Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «хочу узнать»
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация
Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск
Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез
Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.
Отличие развивающего занятия в том, что оно обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
Формы обучения, используемые на занятиях
Формы организации детей Особенности организации
Подгрупповая Детей делят на подгруппы, и педагог работает с ними одновременно. Основаниями для комплектации групп могут быть: личная симпатия детей, общность интересов. Главная задача педагога – обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения
Фронтальная (коллективная) Педагог работает со всей группой. Главными достоинствами данного вида обучения являются единое содержание, четкая организационная структура, простое управление, недостатком трудности в индивидуализации обучения
Индивидуально - дифференцированная Педагог разрабатывает задания разной степени сложности с учетом возрастного компонента, уровня сформированности практических умений и навыков детей, эмоционального состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности.
Работа с детьми дошкольного возраста предусматривают занятия более гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, а также личностно ориентированные. Личностно-ориентированная педагогика предполагает постоянное обращение к субъективному опыту детей, признание уникальности каждого воспитанника.
Занятие, разработанное в рамках личностно-ориентированной педагогики, требует не только создания в группе благожелательной творческой атмосферы, насыщения играми и самостоятельными творческими заданиями, но и пересмотра привычных профессиональных позиций, соблюдение ряда определенных условий.
Опора на субъективный опыт ребенка. Педагог сообщает детям знания в строго логической последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности.
В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка.
Педагогу необходимо продумать не только, то какой материал он будет сообщать, но и то, какова взаимосвязь этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к ребенку.
Знание психологических особенностей. При подготовке к занятию педагог должен подбирать дидактический материал позволяющий использовать разноуровневые по сложности задания.
Рекомендации к подготовке учебного занятия.
Разработка гибкого плана:
- определение общей цели и ее конкретизация в зависимости от разных этапов занятия;
- планирование разных форм организации работы;
- выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий;
- планирование содержания занятия.
Педагогу в начале занятия необходимо создать положительный эмоциональный настрой на работу, сообщить детям не только тему, но цели, формы работы в течение занятия.
На протяжении всего занятия стимулировать детей к активной мыслительной деятельности. Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), позволять каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность.
В конце занятия обязательным является подведение итогов. Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы узнать сделать.