Урок русского языка в 4 классе с мультимедийной презентацией на тему «Род имён существительных»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Род имён существительных»
Цель : вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока (познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных); совершенствовать у каждого учащегося умение определять род имён существительных; развивать мышление, наблюдательность, внимание, логическое мышление; формировать творческие способности через разнообразные виды деятельности; выражать свои мысли вслух; уметь слушать друг друга, работать в парах, в группе; воспитывать доброту, любовь и заботу к живым существам.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, презентація
Ожидаемый результат:
1. Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов
2.Уметь определять род имени существительного
План урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности учащихся
«Мозговой штурм»
Создание «Ассоциативного куста»
Сообщение темы и цели урока
Изучение нового материала
Рассказ учителя
Игра «Лишний предмет»
Физкультминутка для глаз
Обобщение и систематизация знаний учащихся
Работа по ученику
Физкультминутка
Работа в группе
Итог урока
Ход урока
І.Организационный момент
1. Рефлексия
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
День откроет на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
ІІ.Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Диалог
Задание: - Задайте друг другу вопросы по домашнему заданию
3.Минутка каллиграфии
Гг ог гр килограмм
К..л..гра - это мера веса. (Синтаксический разбор предложения)
3.Словарная работа
Электростанция, конечно, пенал, страна, беседа, электровоз, сад.
(Подчеркните орфограммы)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся
1.Отгадайте загадку : Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.
- О какой части речи сегодня на уроке пойдёт речь? (Об имени существительном)
2. «Мозговой штурм»
- Что вы знаете об имени существительном? (Ответы учащихся)
3.Создание «Ассоциативного куста»
3.Сообщение цели урока :
- Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени существительном и вспомним, как определять род имени существительного. Девиз нашего урока: «Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
ІІІ.Изучение нового материала
1.Объяснение учителем нового материала
- Практически все имена существительные, за небольшим исключением, принадлежат к одному из 3 родов: мужскому (м.р.) – город, мальчик, медведь; женскому (ж.р.) – картина, леска, волчица или среднему (ср. р.) – молоко, село, вещество.
Запомни правило:
Заменяя существительные местоимениями ОН, ОНА, ОНО вы определяли у существительных РОД.
Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.
И запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.
Средний род: Оно, моё –
Это правило твоё.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Чтение правила на стр. 95
3. Работа в паре. Игра «Лишнее слово»
Ученики называют лишний предмет, обосновывают свой выбор, слово вывешивается учителем на доске. (При затруднении выполнения задания, предложить заменять названия предметов местоимениями он, она, оно.)- Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
4. Физминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
ІV.Обобщение и систематизация знаний учащихся
1.Работа по учебнику
1.1.Распределительное письмо. Выполнение упр.196, стр.94
1.2.Работа над пословицами. Выборочное письмо. Выполнение упр. 197., стр.95
- Какой девиз нашего урока?
- Выпишите те пословицы, которые соответствуют девизу нашего урока, определите род имён существительных. (1 вариант – 3 предложение, 2 вариант – 2 предложение)
3. Физкультминутка
Мы немного отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети!
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.
4. Творческое упражнение
- Представь, что тебе нужно объяснить другу материал по теме этого урока. Построй своё объяснение, отвечая на вопросы:
- Какого рода могут быть имена существительные.
- Как определить род имён существительных. Примеры
5. Объяснительный диктант. Выполнение упр. 202, стр.96
- Запиши одним словом, определи род
6. Работа в группе (Объединяю в 4 группы)
- Прочитать текст. Определить главную мысль текста. Выписать имена существительные, определить род
Елка для воробьёв
Через три дня Новый год, а больной Витя в постели. Поставила мама перед кроватью елку. Повесила на нее немало украшений. Настало последнее утро перед Новым годом. Витька посмотрел в окно. Увидел маленьких воробьёв. Скачут, кушать ищут. Жаль стало ему птичек. Захотел он устроить и воробьям елку. Воткнул веточку елки в коробку из-под конфет. Насыпал зерна и крошек. Вынесла мама ту маленькую елку во двор. Увидели это воробьи. Подлетели к зерну и начали весело чирикать.
Заяц и рябина
Засыпало снегом землю. Нечего есть зайчику. Увидел красные ягоды на рябине. Бегает вокруг дерева, а ягоды высоко.
Просит зайка: "Дай мне, рябина, одну гроздь ягодок". А рябина и говорит: "Попроси ветра, он и оторвет".
Попросил зайчик ветра. Прилетел ветер, качает, трясет рябину. Оторвалась гроздь ягод, упала на снег. Ест зайчик ягоды, благодарит ветер.
Почему синичка плачет?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?
Как белочка спасла дятла
Среди зимы потеплело. Пошел дождь. А потом снова замерзло. Покрылись льдом деревья. Обледенели шишки на елках. Нечего есть дятлу. Стучит об лед, а до коры не достучится. Бьет клювом шишку, а зернышко не вылущивается.
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку, положила между стволом и ветвями. Сел дятел около шишки и начал долбить её клювом. А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко в небе радуется.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
V. Итог урока
1.Технология «Микрофон»
- Изменяются ли существительные по родам?
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как определить род имени существительного? Приведите примеры.
Домашнее задание: выполнить упр. 203, стр. 96, выучить правило на стр.95
2. Релаксация. (Учитель запаливает свечу).
-Проведите рукой над свечой. Что вы почувствовали?
-Да, она дает свет и тепло. Я накрою ее стеклянным колпаком; свет есть, а тепла не чувствуется.
Зажженная свеча – добрый, искренний человек; свеча, накрытая колпаком, - человек, который думает только о себе, не делает ничего доброго для других.
Седовская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней
Подготовила:
учитель начальных классов
И.В.Кузьмина
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Женщина, мужчина, дедушка, юноша (женщина)
- Капуста, морковь, репа, огурец (огурец)
- Кошка, собака, медведь, мышь (медведь)
- Лебедь, лиса, дельфин, медведь (лиса)
- Кукуруза, морковь, яблоко, груша (яблоко)
- Берет, шарф, свитер, пальто (пальто)
Елка для воробьёв
Через три дня Новый год, а больной Витя в постели. Поставила мама перед кроватью елку. Повесила на нее немало украшений. Настало последнее утро перед Новым годом. Витька посмотрел в окно. Увидел маленьких воробьёв. Скачут, кушать ищут. Жаль стало ему птичек. Захотел он устроить и воробьям елку. Воткнул веточку елки в коробку из-под конфет. Насыпал зерна и крошек. Вынесла мама ту маленькую елку во двор. Увидели это воробьи. Подлетели к зерну и начали весело чирикать.
Заяц и рябина
Засыпало снегом землю. Нечего есть зайчику. Увидел красные ягоды на рябине. Бегает вокруг дерева, а ягоды высоко.
Просит зайка: "Дай мне, рябина, одну гроздь ягодок". А рябина и говорит: "Попроси ветра, он и оторвет".
Попросил зайчик ветра. Прилетел ветер, качает, трясет рябину. Оторвалась гроздь ягод, упала на снег. Ест зайчик ягоды, благодарит ветер.
Почему синичка плачет?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?
Как белочка спасла дятла
Среди зимы потеплело. Пошел дождь. А потом снова замерзло. Покрылись льдом деревья. Обледенели шишки на елках. Нечего есть дятлу. Стучит об лед, а до коры не достучится. Бьет клювом шишку, а зернышко не вылущивается.
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку, положила между стволом и ветвями. Сел дятел около шишки и начал долбить её клювом. А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко в небе радуется.
Часть речи
Кто?
Что?
Имя существительное
Название предмета
Собств.
Нариц.
М.р., ж.р., с.р.
Одуш., неодуш.
ед. число
мн. число
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
«РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
дети по лесу1І
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·0
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·X
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ц
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·
·
·
·
·
·
·‹
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ў
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·P
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·В
·
·
·
·
·(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·P
·
·
·
·
·
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ћ
·
·
·
·
·
·
·
·птицы 2