Классный час Великое чудо — семья (5 класс)
Классный час «Великое чудо - семья»
Цель: 1 Формирование представлений о жизненном идеале семьи, правильном отношении к семье и её членам. Задачи: 1. Формировать понятия «семья», «счастливая семья»; 2. Осознать ценности семейных отношений; 3. Формировать навыки семейной дипломатии. Форма проведения: круглый стол.
Ход классного часа.
Звучит музыка "Родительский дом" (слова М.Рябинина, музыка В.Шаинского). Ученик: Где бы ни были мы, но по- прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань родительский дом. И пускай наше детство не кончится, Хоть мы взрослыми стали людьми, Потому что родителям хочется, Чтобы мы оставались детьми. Поклонись до земли своей матери, И отцу до земли поклонись, Мы с тобою в долгу неоплаченном, Свято помним об этом всю жизнь.
Классный руководитель: Тема нашего классного часа посвящена семье и семейным ценностям. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
Беседа. - А что же такое семья ? Как вы понимаете это слово? - Какая семья называется счастливой? Да, семья - это люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. А давайте обратимся к истории, с чего всё начиналось...Когда появилось слово "семья”?
Ученик: Когда – то о нём не слыхала земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: ,,Сейчас я тебе семь вопросов задам - Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: "Я". Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева всё так же ответила: "Я". - Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? "Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я Сказала она знаменитых семь "Я”. Вот так на земле появилась семья.
Задание: нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, которые необходимы вам для счастливой жизни. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.
Обсуждение.
Действительно, семья – это одна из главных общечеловеческих ценностей. Человек, не имеющий семьи – это глубоко несчастный человек. В подтверждение приведу несколько статистических данных. В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. В России 118 тысяч детей-сирот, в Самарской области – 4,5 тысячи. Страшная картина, не правда ли? Как хорошо, что у вас есть родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, есть дом, где вас любят и ждут.
- Что для тебя означает понятие Дом?
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? - Как сохранить тепло Дома?
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо?», «Что плохо?», «Что можно?», «Что нельзя?»; приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая, требующая размышлений.
- А как создать Тепло нашего Дома? - Требует ли жизнь в семье большого творчества?
·
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости. Ученик: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом.Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,Родители во всем мудрей,Любимый папа – друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть её дорожена этой сказочной земле!
- А что такое семейные традиции? Обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Ведь не зря говорят в народе, что семья крепка традициями. - Какие семейные традиции есть в ваших семьях?
Много серьезных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз».
1. Какое выражение стало символом большой семьи: а) Трое в лодке; б) Четверо за компьютером; в) Пятеро в ванной; г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. А знаете ли вы какие праздники семьи празднуют в нашей стране? (1 июня- день защиты детей; 8 июля- день семьи, любви и верности; 15 мая- международный день семьи).
9. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Наш классный час подходит к концу. Что на свете всего дороже? Семья. А что значит семья? Это – семь я. А чем же скреплена она? Любовью, заботой и теплом. Ведь все мы связаны семьёй.
В заключение я дам вам домашнее задание, которое позволит нам в недалеком будущем продолжить разговор о семье и взаимоотношениях в ней.
Тест «Какими вы будете родителями?» 1. Двухмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы? а) дадите пустышку; б) возьмёте на руки и успокоите; в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет». 2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел: а) вы дадите ему другое блюдо; б) разрешите ему выйти из-за стола; в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё. 3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками: а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками; б) советуете ребёнку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь. 4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал: а) начнёте его ругать и кричать; б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание; в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату. 5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку: а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков; б) попытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка. 6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой: а) запретите гулять вообще; б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет; в) накажите.
13PAGE 15
13PAGE 14415