ПРОГРАММА дополнительная общеобразовательная общеразвивающая по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста вышивке в технике изонить « НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН »

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»




УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУСОН
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Центрального района г.
Санкт-Петербурга»

_________________Е. Н. Васильева
«____»__________________20___ г.



ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста
вышивке в технике изонить
« НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН »

Срок обучения 1 год


Составитель:
педагог дополнительного образования социально-реабилитационного отделения Карпенко Жанна Анатольевна

Контактный телефон: 712-52-09

Одобрена и рекомендована к утверждению
заседание методического объединения Учреждения
(протокол №____ от «___» ________ 2016 г.)







Санкт-Петербург
2016

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




1. Пояснительная записка . 3

2. Учебно-тематический план ... 8

3. Содержание программы 9

4. Планируемые результаты освоения программы . 16

5. Список использованной литературы .. 18

6. Приложения

1. Календарно-тематическое планирование 20

2. Лист диагностики участников программы . 24

3. Инструктажи по технике безопасности .. 25

Что такое "ИЗОНИТЬ"?
Вы б у нас спросили.
Как нитью по картону шить,
Мы б Вам объяснили.
          Нужно большое желание,
          Бурная фантазия.
          Старание, терпение
          И хорошее настроение!
                    И тогда!..
                    Ромашка расцветёт,
                    И Жар-птица оживёт.
                    Ангел крыльями взмахнёт,
                    И кораблик поплывёт!



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рукоделие всегда и у всех народов было в почете. Декоративно-прикладное искусство удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В научном мире подтверждена эффективность терапевтического воздействия, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Очень интересным является плетение или вышивка с помощью нитки и иголки, то есть нитяная графика – это один из видов искусства, в котором графический рисунок, выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ плетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные изделия, которые использовались для украшения жилища. Используя эту технику можно создать великолепные открытки на память, закладки для книг, декоративные пано, оформить элементы одежды. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать основные приемы (заполнение угла, окружности и дуги). Одна из главных идей этой программы – приобщить лиц с ограниченными возможностями к искусству, через ниточный дизайн.

Актуальность программы: работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Любой увидевший работы в технике изонить, задается вопросом – как это делается? Программа «НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН» даёт возможность попробовать для себя новые материалы и изобразительные средства, дает дополнительные возможности для коррекции психофизического развития обучаемого. Программа способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует мыслительные процессы, доступна в выполнении и позволяет в каждом воспитывать уверенность в своих силах. Изготовление сувениров, различных панно и вещей для украшения нашего дома, приобщает наших обучающихся к миру искусства, даёт возможность самовыразиться, пробудить интерес к творчеству и желание творить самостоятельно. Одна из основных наших задач - повышение статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые занимаются творчеством.

Отличие настоящей программы от существующих в данной области программ заключается в том, что видом деятельности курса является новый вид декоративно-прикладного искусства – «Изонить». Программа «Ниточный дизайн» написана для лиц с ограниченными возможностями здоровья и составлена так, чтобы в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучаемых и степени усвоения ими учебного материала.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение, что способствует эмоциональному настрою и развитию.
Занятия по данной программе направлены на развитие и восстановление тонкой моторики у людей с ограниченными возможностями здоровья, формирования навыков организации досуга, повышение их культурного уровня и самообразования, повышение мотивации труда (потребность в труде, стремление принести пользу, желание овладеть приемами и достичь высоких результатов), полноценного общения в коллективе единомышленников и близких людей. Работа в технике вышивания «Изонить» способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника изонити конечно требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий. Обучаемый сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.

Участниками программы являются лица с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста (с нарушениями умственного развития; с нарушениями физического развития; с множественными нарушениями развития) способные как в физическом, так и в умственном развитии, работать руками и не имеющие серьезных нарушений зрения. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.

Для этого следует создать специальные методы и средства обучения (педагог сам решает, какие приёмы и методы применить на занятии, какую форму обучения):
- к таким людям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные условия.
- расширять образовательное пространство за пределы Учреждения.
- большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
- потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, в повторении и закреплении навыков и умений.
- использование интересных и красочных материалов, способствующих максимальной активизации познавательной деятельности обучающихся; чередование умственной и практической деятельности предотвращение утомления; побольше практических примеров.
- важную роль играет многократное повторение информации, которая должна быть выражена в понятной форме, не допустимы сокращения.
- особый педагогический такт, доброта и вера педагога в обучаемых; создание ситуации успеха, сопереживание; положительная оценка, которая способствует повышению учебной мотивации и успешности в обучении.
- использование инструкционных и технологических карт, готовых изделий увеличивает время на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным обучающимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а педагогу дает возможность оказать помощь менее подготовленным.

В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал обучаемого будет использован полностью. Занятия посещают лица разного возраста и пола, с разным уровнем способностей и умений, что диктует педагогу изначально больше времени отводить индивидуальной работе с каждым отдельным обучаемым. Самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование умений на должном уровне.

Поэтому на начальных этапах обучения наиболее целесообразна индивидуальная работа или работа небольшими группами по 2 -3 человека. Предполагается, что занятия должны носить максимально возможный систематический и планомерный характер, так как их последовательность выстраивается по принципу «от простого к сложному». Со временем в процессе занятий возможно объединение в большие группы до 5 человек (при приобретении обучающимися соответствующих навыков). Количество занятий для каждого участника программы определяется индивидуально (исходя из уровня обучаемости и РИПСО) и определяется при составлении расписания. Состав группы для каждого занятия может меняться и определяется режимом индивидуальной программы получателя услуг «Учреждения».


Цели: развитие творческого потенциала человека, его положительного эмоционального отношения к творчеству, его способностей и возможностей,
вовлечение его в активную творческую деятельность посредством освоения искусства изонити.



Задачи:

- обучающие: совершенствовать координацию движения, гибкость пальцев, развивать мелкую моторику рук; способствовать обучению конкретным трудовым навыкам в технике изонить; способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, наблюдательности.

- воспитательные: воспитывать трудолюбие, ответственность; добиваться максимальной самостоятельности в творчестве.

- развивающие: развивать и совершенствовать образное мышление, творческие способности, мотивацию к самостоятельному творчеству; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Программа рассчитана на 48 часов, из них теории – 15 часов (теоретическая часть является компонентом занятий, поэтому количество теоретических часов примерное, оно сформировано суммированием всех теоретических частей занятий), практических работ – 33 часа, выполнение творческого задания - 11 часов; срок обучения – 1 год. Время одного занятия варьируется от 40 до 60 минут (в зависимости от РИПСО получателя услуг).
Реализация программы осуществляется в процессе проведения практических занятий в соответствии с календарно - тематическим планом (Приложении 1). В календарно - тематический план могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с категорией участников, их пожеланиями и способностями. Исходя из специфики контингента обучаемых, педагог оставляет за собой право варьировать количество теоретических и практических часов на занятиях, а также количество часов на изучение той или иной темы, выполнение того или иного изделия.

Учебный план

всего часов
в неделю часов
занятий в неделю

48
1
1



В проведении занятий используются коллективные и творческие занятия. Теоретическая часть дается в форме объяснения, использование художественного слова (загадки, чтение стихотворения), беседы с использованием наглядного материала (показ иллюстраций, рассматривание готового образца, инструкционных карт) и закрепляется практической работой с демонстрацией практических приемов работы. Основная форма работы – учебные занятия (вводное, практическое занятие ознакомление, закрепление практических навыков с применением на практике, выполнение творческих работ, экскурсия и др.), используются элементы проблемного обучения.
Перед началом занятий предполагается проведение первичной социально-педагогической диагностики способностей клиентов и их возможностей с помощью Листа диагностики (Приложение 2). На первом занятии обязательное проведение первичного инструктажа по технике безопасности при работе (Приложение 3), с последующим напоминанием правил на каждом занятии.
За реализацию программных мероприятий отвечает педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, обладающий умениями и навыками вышивки в технике изонить.

Для проведения занятий требуется:
Помещение, обеспеченное столами, стульями по количеству человек в группе, шкафами и стеллажами для хранения материалов и работ, настольными лампами, а также стендами для выставки готовых работ.
Нитки мулине, ирис, швейные, декоративные - различных цветов, толщины и фактуры.
Картон цветной, наждачная бумага в листах (например, А 4) различного цвета и зернистости, бархатная цветная бумага. Фольга на плотной основе.
Наборы игл с большим ушком (для штопки) тонкие, длиной до 4 см.
Ножницы, чикалки, канцелярский нож.
Шило короткое и с тонкой иглой.
Подложка под работу специальная, чтобы не проколоть стол.
Карандаши, линейки, резинки и другие канцелярские товары.
Скотч, клей ПВА, «Момент».
Рамки для работ на формат от А 4 и больше.
Наглядные пособия (готовые образцы, схемы, инструкционные карты).
Литература по технике изонить.
Ноутбук/компьютер для демонстрации схем, образцов, видео-инструкций и приемов работы.
Техническое средство для воспроизведения музыки.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Содержание

Кол-во
занятий

Вид
деятельности


1

Вводное занятие. История возникновения нитяной графики.



1

Изложение нового материала. Демонстрация.


2

Материалы и инструменты.
Техника безопасности.



2

Изложение нового материала. Беседа. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.



3

Последовательность работы. Подготовка к работе. Составление рисунка.



4

Изложение нового материала. Беседа. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.


4

Техника заполнения углов.


5
Изложение нового материала. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.



5

Различные техники заполнения: окружности, овала, сердечка, лепестков и листочков цветка.



12

Изложение нового материала. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.


6

Техники заполнения сложных форм: дуги, спирали, капли. Техника заполнения веером. Техника заполнения квадрата и ромба.




7

Изложение нового материала. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.


7

Цветоведение. Цветовое сочетание.
(Экскурсии).



4

Изложение нового материала. Беседа. Демонстрация. Экскурсия.


8


Классификация работ.



2

Изложение нового материала. Беседа. Демонстрация. Практическая работа. Упражнения.



9

Приемы работы над творческим заданием на выбор.




11

Работа над творческим заданием. Повторение. Беседа. Практическая работа.




итого

48часов




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия 1: История возникновения НИТЯНОЙ ГРАФИКИ.
Цели занятия:
1. Образовательная: углубить и расширить знания об истории и развитии изонити; знакомство с работами мастеров.
2. Воспитательная: способствовать привитию интереса к декоративно–прикладному искусству, к истокам народного творчества;
3. Развивающая: стараться развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Методическое оснащение занятия: наглядный материал, иллюстрации в электронном виде и другое
Словарная работа: изонить, ниточный дизайн, нитяная графика, вышивание по картону.
Изложение нового материала: Изонить, ниточный дизайн, нитяная графика, вышивание по картону. Особую технику переплетения нитей. Второе рождение техники.


Тема занятия 2: Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить клиентов с материалами и инструментами, используемыми на занятиях по вышивке изонитью. Ознакомиться с правилами безопасной работы на занятиях.
2. Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность, внимательность
3. Развивающая: расширить кругозор, наблюдательность.
Методическое оснащение занятия: материалы и инструменты, необходимые для работы. Инструкции по безопасной работе. Компьютер. Готовые работы.
Словарная работа: инструменты, основа, фон, нитки, клей, скотч, иглы, шило.
Вопросы и задания: Попробуйте вспомнить или придумать загадку о какой-нибудь канцелярской вещи. Если это трудно, новые загадки найди в сборнике загадок. Прочитайте народную мудрость (пословицы и поговорки), расскажите на эти темы случай из своей жизни или жизни ваших знакомых и друзей.
Изложение нового материала: Для выполнения работ в технике изонить нужны материалы и инструменты. И знание правил безопасной работы с иголками, булавками, с ножницами, с шилом, циркулем, с клеем. Соблюдать правила охраны труда во время работы.
Практическая работа: Подбор материалов и инструментов. Упражнения по работе с инструментами.

Тема занятия 3 - 4: Последовательность работы.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с условными обозначениями, используемыми на схемах, с последовательностью выполнения работы.
2. Воспитательная: способствовать эстетическому и умственному развитию.
3. Развивающая: улучшать координации движения рук.
Методическое оснащение занятия: картон; нитки мулине; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: нитяная графика, изонить, условные обозначения.
Изложение нового материала: Последовательность работы. Условные обозначения.
Практическая работа: Определение изделия для изготовления. Упражнения по работе с инструментами.

Тема занятия 5 – 6: Подготовка к работе.
Цели занятия:
1. Образовательная: способствовать развитию глазомера и абстрактного мышления.
2. Воспитательная: воспитывать усидчивость и аккуратность.
3. Развивающая: продолжать развивать ручную моторику, получают первичную информацию навыков и умений вышивки по картону
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон, бархатная бумага; нитки мулине, ирис; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: основа, части углов, лицевая и изнаночная стороны работы.
Изложение нового материала: Составление рисунка. Последовательность составления рисунка для изонити. Придумать варианты работ по сложности, содержанию, композиции.
Практическая работа: Определение места на изделии расположения углов, деление сторон углов на одинаковое количество частей (для каждого отдельного угла это число может быть разным).
Прокалывание картона. Закрепление нити. Упражнения.


Тема занятия 7 - 8: Техника заполнения прямого угла.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с новым видом декоративно–прикладного искусства – изонить; стараться научить клиента изображать углы, заполнять углы.
2. Воспитательная: прививать любовь к декоративно–прикладному искусству; воспитывать аккуратность, точность, внимательность
3. Развивающая: развивать зрительную и моторную координацию в системе «глаз – рука»
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон, бархатная бумага; нитки мулине, ирис; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: нитяная графика, изонить
Изложение нового материала: Заполнение угла, изображение углов, последовательность выполнения углов
Практическая работа: Выполнение прямого угла. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.
Практическая работа: Изображение разных углов. Демонстрация клиентам приемов заполнения углов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


Тема занятия 9 - 11: Техника заполнения разных углов.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с техникой заполнения разных углов.
2. Воспитательная: прививать терпение и трудолюбие.
3. Развивающая: продолжать развивать ручную моторику, получать первичную информацию навыков и умений вышивки по картону
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон, нитки мулине, шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: углы тупые, острые, прямые, со сторонами разной длины
Изложение нового материала: Прошивание любого угла. Если угол неравносторонний.
Практическая работа: Изображение разных углов. Демонстрация клиентам приемов заполнения углов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.

Тема занятия 11 - 15: Техника заполнения окружности - углами.
Цели занятия:
1. Образовательная: дать представление о том какие варианты существуют в заполнении окружности углами.
2. Воспитательная: прививать усидчивость и аккуратность к работе.
3. Развивающая: развивать зрительную и моторную координацию в системе «глаз – рука»
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон; нитки мулине; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: окружность, диаметр, хорда.
Изложение нового материала: Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности.
Практическая работа: Изображение окружностей. Последовательность создания рисунка с использованием угла. Разметка на картоне. Демонстрация клиентам приемов заполнения углами окружности. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов разных диаметров.


Тема занятия 16 - 19: Техника заполнения окружности, овала, сердечка.
Цели занятия:
1. Образовательная: дать понятие как заполнять окружность, овал, сердечко техникой изонить.
2. Воспитательная: воспитывать точность и внимательность.
3. Развивающая: продолжать развивать ручную моторику, получать первичную информацию навыков и умений вышивки по картону
Методическое оснащение занятия: образцы изделий и работ; картон; нитки; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголки.
Словарная работа: окружность, овал, сердечко.
Практическая работа: Изображение окружностей, овала, сердечка. Демонстрация клиентам приемов заполнения окружности, овала, сердечка. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


Тема занятия 20 - 23: Техника заполнения лепестков и листиков цветка.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с новой техникой заполнения лепестков цветов.
2. Воспитательная: прививать терпение, трудолюбие; воспитывать внимательность, усидчивость.
3. Развивающая: развивать кругозор, ловкость руки точность.
Методическое оснащение занятия: образцы работ; картон; нитки; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголки.
Словарная работа: лепестки и листочки цветов.
Изложение нового материала: Заполнение лепестков, цветка. Техника заполнения листочков разными способами.
Практическая работа: Изображение лепестков и листочков цветка. Демонстрация клиентам приемов заполнения лепестков и листочков цветов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


Тема занятия 24 - 26: Техника заполнения дуги, спирали, капли.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с новой техникой заполнения дуги, спирали, лепестка.
2. Воспитательная: прививать умение пользоваться полученными знаниями; воспитывать аккуратность, точность, внимательность.
3. Развивающая: развивать зрительную и моторную координацию.
Методическое оснащение занятия: образцы работ; картон; нитки; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголки.
Словарная работа: дуга, спираль, волна, слёзка, капля или лепесток.
Изложение нового материала: Прошивание спирали. Неполное прошивание овала (слёзка, капля или лепесток)
Практическая работа: Изображение дуги, спирали, завитка, капли. Разметка на картоне.
Демонстрация клиентам приемов заполнения дуги, спирали, капли. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов заполнения различных видов кривых линий.


Тема занятия 27 - 28: Техника заполнения ВЕЕРОМ.
Цели занятия:
1. Образовательная: ознакомить обучающихся с новым видом заполнения веером, обучение отличать лицевую и изнаночную стороны.
2. Воспитательная: прививать основ культуры труда, терпения, трудолюбия.
3. Развивающая: развивать умение пользоваться иглой.
Методическое оснащение занятия: образцы работ; картон; нитки; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголки.
Словарная работа: веер, пришивание треугольником.
Изложение нового материала: Прошивание веера из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют “прошивания треугольниками”.
Практическая работа: Изображение лепестка. Демонстрация клиентам приемов заполнения веером. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


Тема занятия 29: Заполнение квадрата и ромба.
Цели занятия:
1. Образовательная: прививать умение использовать знания, полученные ранее на других занятиях и видах деятельности.
2. Воспитательная: прививать трудолюбие, терпение.
3. Развивающая: развивать зрительную и моторную координацию в системе «глаз – рука»
Методическое оснащение занятия: образцы работ; картон; нитки; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголки.
Словарная работа: квадрат, ромб, круг, треугольник.
Изложение нового материала: Заполнение квадрата и ромба.
Практическая работа: Изображение квадрата и ромба. Демонстрация клиентам приемов заполнения квадрата и ромба. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


Тема занятия 30 - 33: Цветовое сочетание, цветоведение (экскурсии).
Цели занятия:
1. Образовательная: формировать знания по основам цветоведения, расширять кругозор.
2. Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к действительности
3. Развивающая: улучшение концентрации внимания, образного мышления, фантазии, формировать эстетической и художественной вкус.
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; компьютер, фото готовых работ, цветовые сочетания.
Словарная работа: цвет, палитра, холодные и теплые цвета, ахроматические.
Изложение нового материала: Цвет. Наряду с экскурсиями в музей - мастерские творчества, краеведческий и этнографический музеи, проводятся экскурсии на природу, на выставки, в цветочный магазин и др.


Тема занятия 34: Классификация работ.
Цели занятия:
1. Образовательная: формировать знаний по основам композиции, учить анализу, наблюдательности.
2. Воспитательная: воспитывать эстетического отношения к действительности, воспитание вкуса,.
3. Развивающая: развивать творческие способности.
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон, бархатная бумага; нитки мулине, ирис; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: нитяная графика, изонить
Изложение нового материала: Контурное заполнение рисунка. Заполнение рисунка полностью. Объемная вышивка. Оформление готовых работ. Комбинированные работы.
Практическая работа: Продолжение работы над образцами и изделиями в технике изонить.


Тема занятия 35 - 44: Приемы работы над изделием.
Цели занятия:
1. Образовательная: способствовать освоению вышивки в технике изонить.
2. Воспитательная: прививать умения довести начатое дело до конца, взаимопониманию при выполнении работы, экономному расходу используемых материалов.
3. Развивающая: развивать мотивацию к самостоятельному творчеству, формировать первоначальные умения и навыки работы в творческой мастерской.
Методическое оснащение занятия: готовые работы в технике "Изонить"; картон, бархатная бумага; нитки мулине, ирис; шаблоны; карандаш; резинка; ножницы; иголка.
Словарная работа: способы заполнения, копирование рисунка, перенесение на картон.
Изложение нового материала: Подбор работы для творческого изготовления. Использования техники на примере изготовления комплекта изделий для оформления интерьера. Выбор конструкции проектируемых изделий. Выбор материалов. Творческое проектирование. Декоративное оформление основных деталей. Рассмотрение возможностей размещения созданного комплекта в интерьере. Это дает возможность попробовать свои силы в качестве “дизайнеров”.
Практическая работа: Демонстрация клиентам приемов заполнения. Перенос рисунка. Разметка рисунка. Выполнение базовых приёмов. Выполнение базовых приёмов в комплексе. Изготовление изделия в технике изонить. Контроль качества работы, самоконтроль. Окончательное оформление изделия, с учетом эстетических требований. Декорирование готовых изделий. Правила ТБ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Отслеживать результаты работы с обучаемыми позволяет диагностика в начале и в конце курса и определяется в соответствии с показателями, установленными в Листе диагностики (Приложение 2). Влияет также регулярность посещения занятий, результаты деятельности обучаемых и их индивидуальная способность к обучению. При проведении диагностики используются такие методы, как беседа, опрос, наблюдение.

Критерии оценки:
- высокий (В) – проявляет осознанность, активность, самостоятельность. Легко ориентируется в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); самостоятельно определяет количество точек. Правильно располагает рисунок на изделии в зависимости от размера фона. Хорошо развито цветовое восприятие, легко подбирает цвета к фону; подбирает цвета оттеняющие друг друга и контрастные. Развита хорошо мелкая моторика рук. Легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. Владеет иглой, ниткой и шилом; завязывает узелки и закрепляет нитки в работе. Пользуется при выполнении работы инструкционными картами, умеет выполнять работу без помощи педагога, помогает другим. Заполняет элементы вышивки в технике изонити, без нумерации полученных точек. Выполняет работы высокого качества, с элементами новизны и оригинальности. Знает и выполняет правила безопасной работы с ножницами, иглами и шилом.
- средний (С) – проявляет ситуативный интерес. Путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помощью педагога. Мелкая моторика развита хорошо, различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. Владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе. Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера планируемого изделия. Пользуется инструкционными картами в работе, частично использует образец, периодически обращается за помощью к педагогу, может повторить после демонстрации. Качество результата работы высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточно самостоятельности в творческом замысле (требуются советы и подсказки педагога в процессе работы); замысел реализован частично. Знает и выполняет правила безопасной работы с ножницами, иголками, шилом, но требуется напоминание педагога.
- низкий (Н) – проявляет слабый интерес, систематически обращается за помощью к педагогу или работает только с помощью педагога. Мелкая моторика рук развита плохо, плохо владеет иголкой, ниткой, шилом, с трудом завязывает узелок и закрепляет нитку в работе. Затрудняется в понятиях: холодные и теплые цвета; с трудом подбирает цвет к фону. Знает правила работы в технике изонить, но не может самостоятельно их использовать на практике без помощи. Различает лицевую и изнаночную сторону изделия. Затрудняется в определении толщины ниток. Результат труда низкого качества. Не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом, иголками.
- очень низкий (ОН) – беспомощность во всех компонентах трудового процесса, отказ от деятельности, результат не получен.

Программа считается успешно реализованной, если достигнута положительная динамика изменения показателей. Положительный эффект в целом, достигается при наличии высокой мотивации обучаемых к занятиям. Достаточно высокий уровень зависит от возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, от степени тяжести имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, от срока пребывания на инвалидности, от частоты и продолжительности проведения занятий.
С целью заинтересованности обучаемых данным видом прикладного искусства – изонить, проводится постоянно действующая выставка работ, обучающихся ранее.

Планируемые результаты освоения программы после года обучения:
Знать: историю изонити. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. Последовательность выполнения работы. Технику выполнения углов, окружностей, овала, сердечка, заполнение листочков и лепесточков. Цветовые сочетания. Техники заполнения сложных форм (дуги, спирали, капли). Техника заполнения веером. Техника заполнения квадрата и ромба.
Уметь: отличать лицевую и изнаночную сторону работы. Владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом. Закреплять нить в начале и в конце работы. Научиться технике работы с изонитью, переносить рисунок на изделие, прокалывать дырочки. Заполнять техникой изонить окружности, овалы, сердечки, заполнение листочков и лепесточков, дуг, углов, спиралей и капли. Выполнять не сложные узоры. Анализировать образцы. Самостоятельно подбирать цвет ниток и сочетать цвета в работе. Соблюдать правила безопасной работы. Взаимодействовать между собой и с педагогом.
Развить: развивать активный и пассивный словарь, объяснительную и доказательную речь, память, образное мышление, творческие способности, трудолюбие, ответственность, внимание, память, мышление, пространственное воображение.

Предполагается, что полученные знания, умения и навыки обучаемые будут применять и в повседневной жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей.–Мн.: Полымя, 1995.–128с.:ил.
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий/Пер. с англ. А. Деркача–М.: АСТ–ПРЕССКНИГА, 2003.–256с.:ил.
Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие. – 2-е изд., испр.– СПб. «Детство-пресс», 2007.– 48 с.: ил.
Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
Гусарова Н. Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва «Просвещение», 1987
Леонова О.В. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005.
Моздокова Ю.С. Концепция системы социально-культурной интеграции инвалидов//Вестник МГУКИ.–2006.-№2.
Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
Наталия Будур. Полная энциклопедия женских рукоделий. Том 1. Москва, «Олма-пресс» – 1999
Научно-методический журнал « Школа и производство»: 7/2008, 8/2008, 1/2009
Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. Пособие для руководителей кружков. М. «Просвещение», 1978
Техника рукоделия. Часть 2. Перевод с  немецкого Т. Н. Дорожкиной. – 2-е изд.– Минск, 1994
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.- 240 с., ил.
Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. – Брянск; Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1998.–236с.
Положение о реабилитационной программе С-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района С-Петербурга».
Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Журналы FacilFacil, Super Kit.
СД - диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. - @ Alisa Studio, 2002.
Использованы ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:// www. it – n. ru/
http://handmade. idvz. ru/forum/forum_posts. asp? TID=469&PN=2&TPN=1 http://museum. trecom. tomsk. ru/win/sashko/sashko. htm

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ


Приложение 1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста с нарушениями умственного развития; с нарушениями физического развития; с множественными нарушениями развития.

Календарно-тематический план проведения занятий
в рамках образовательной программы «Ниточный дизайн»



п/п


Тема занятия


Содержание

Кол-во занятий

Дата прове-дения





тео-
рия

практика


1
1

Вводное занятие. История возникновения НИТЯНОЙ ГРАФИКИ.

Общие понятия, требования. Краткие сведения из истории возникновения изонити, ниточного дизайна, нитяной графики, вышивания по картону. Рождение. Видоизменение. Знакомство с работами.



1







январь

2
2

Материалы и инструменты. Техника безопасности.



Знакомство с инструментами и материалами для работы. Характеристика материалов. Предназначение инструментов, приемы использования. Правила ТБ при работе с иглами и булавками, с ножницами, с шилом, циркулем, при работе с клеем. Охрана труда. Правильная посадка, расположение рук при работе с инструментами. Советы начинающим.

Практическая работа:
Демонстрация приемов по подбору материалов и инструментов. Ознакомление с правилами безопасной работы во время выполнения работ в технике изонить. Упражнения по работе с инструментами.






1






1






январь

3-4

Последовательность работы.



Последовательность работы в технике изонить. Условные обозначения. ТБ при работе.

Практическая работа:
Определение изделия для изготовления. Упражнения по работе с инструментами.



1


1


февраль

5-6

Подготовка к работе. Составление рисунка.



Последовательность подготовки работы к заполнению в технике изонить. Последовательность составления рисунка. Виды расположения углов относительно друг друга: в одном направлении, в противоположном. Выбор основы. Начало работы. Способы прокалывания картона. Закрепление нити. Различные виды стежков. ТБ при работе.

Практическая работа:
Определение места на изделии расположения углов, деление сторон углов на одинаковое количество частей (для каждого отдельного угла это число может быть разным). Прокалывание картона. Закрепление нити. Упражнения.


1


1


февраль

7-8

Техника заполнения прямого угла.



Виды углов. Заполнение угла. Изображение углов. Последовательность выполнения углов. Общая схема угла. Изнаночная сторона работы. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение угла. Демонстрация клиентам приемов заполнения угла. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


1


февраль-
март

9-11

Техника заполнения разных углов (варианты).



Виды углов (тупые, острые, прямые, со сторонами разной длины). Могут зашиваться частично. Техника заполнения. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение разных углов. Демонстрация клиентам приемов заполнения углов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


2


март

12-15

Техника заполнения окружности – углами.



Способы расположения углов для создания окружности. Техника заполнения. Понятие о диаметре, хорде. ТБ при работе.


Практическая работа:
Изображение окружностей. Последовательность создания рисунка с использованием угла. Разметка на картоне. Демонстрация клиентам приемов заполнения углами окружности.
Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов разных диаметров.


1


3


март-
апрель

16-19

Техника заполнения окружности, овала, сердечка.



Виды окружностей. Понятие о диаметре окружности, хорде. Техника заполнения окружностей, овалов, сердечка. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение окружностей, овала, сердечка. Демонстрация клиентам приемов заполнения окружности, овала, сердечка. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


3


апрель
-
май

20-23

Техника заполнения лепестков и листочков цветка.



Техника заполнения лепестков и листочков цветка. Схема прошивания цветов. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение лепестков и листочков цветка. Демонстрация клиентам приемов заполнения лепестков и листочков цветов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


3


май-
июнь

24-26

Техника заполнения дуги, спирали, капли.



Виды кривых линий: дуга, завиток, волна. Техника заполнения дуги, спирали, волны, капли. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение дуги, спирали, завитка, капли. Разметка на картоне. Демонстрация клиентам приемов заполнения дуги, спирали, капли. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов заполнения различных видов кривых линий.


1


2


июнь
- июль

27-28

Техника заполнения веером.



Техника заполнения листочка веером. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение лепестка. Демонстрация клиентам приемов заполнения веером. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


1


июль
-
август

29

Техника заполнения квадрата и ромба.



Техника заполнения квадрата и ромба. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение квадрата и ромба. Демонстрация клиентам приемов заполнения квадрата и ромба. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.



1



1



сентябрь

30-33

Цветоведение. Цветовое сочетание.
(Экскурсии).

Цвет. Цветовые сочетания в работе. Основы цветовой грамоты. Создание тоновой изонити. Знакомство с работами мастеров.

Посещение выставок, фестивалей, музеев и др. Обсуждение. Правила ТБ и дорожного движения.


1


3


сентябрь
-
октябрь

34

Классификация работ.

Классификация работ по технике исполнения: -контурное заполнение рисунка; -заполнение рисунка полностью; -объемная вышивка; -комбинированные работы. Свойства и качества композиции. Средства композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, контраст, метрический повтор, ритм, цвет. ТБ при работе.

Практическая работа:
Продолжение работы над образцами и изделиями в технике изонить.



1



1



октябрь

35-44

Приемы работы над изделием «Одуванчики» или на выбор.



Выбор изделия. Технология изготовления работы «Одуванчики». ТБ при работе.

Практическая работа:
Демонстрация клиентам приемов заполнения. Перенос рисунка на картон. Нанесение отверстий. Выполнение базовых приёмов. Выполнение базовых приёмов в комплексе. Выполнение изделия в технике изонить. Контроль качества работы, самоконтроль. Окончательное оформление изделия, с учетом эстетических требований. Декорирование готовых изделий. Правила ТБ.



1



10



октябрь
-
ноябрь
-
декабрь





Всего часов: 48


15

33




Приложение 2

ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ участника программы «НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН»

Обучаемый:__________________________________________________________
(Фамилия Имя Отчество – полностью)

Сколько полных лет:_________ Дата рождения: « ____ » ____________ 19___г.


п/п
Перечень показателей
отметка о необходимости формирования
Первичная
диагностика
«___»______20___г.
Итоговая
диагностика
«___»______20___г.

Дина-мика
(вбаллах,(()





0-3 бал

(Н)

4-6 бал

(С)

7-9 бал

(В)

0-3 бал

(Н)

4-6 бал

(С)

7-9 бал

(В)



Наличие интереса к творческой деятельности










Степень развития мелкой моторики, умение пользоваться инструментами (иголками, ножницами, шилом, карандашами)










Навыки ручного труда, вышивки, шитья










Умение работать с наглядными материалами (эскизы, образцы)










Координация движений










Умение самостоятельно подбирать материалы для изделий (цвет, фактура)










Умение концентрировать внимание, планировать свою работу.










Способность к монотонной работе, усидчивость, трудолюбие










Желание заниматься творчеством










Умение замечать ошибки и своевременно их устранять (аккуратность)










Умение создавать изделия по своему замыслу.










Наличие желания изготавливать изделия в технике «ИЗОНИТЬ»










Умение самостоятельно выполнять работу










Наличие ответственности










Овладение несложными техниками «ИЗОНИТЬ»











Педагог дополнительного образования ________________ / Карпенко Ж.А. /
/подпись/
Приложение 3
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.
Храните иголки и булавки в игольнице.
Не берите иголки и булавки в рот.
Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
Не перекусывайте нитку зубами можно испортить эмаль и поранить губы.
До и после работы проверь количество игл.
Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если она потеряется.
Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ, ЦИРКУЛЕМ.
Игла -шило должна хорошо держаться в ручке.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
При работе шило направлять острием от себя.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.

ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева сверху..
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30 – 40 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).








13PAGE \* MERGEFORMAT142615