Разработка праздника Наурыз.Наурыз-праздник весны и обновления.
Конспект модифицированного занятия.
Тема: Наурыз – праздник мира и весны, добра, счастья, радости.
Цель: создать условия для эмоционально-положительного восприятия национально-культурных традиций в праздновании восточного Нового Года – Наурыза. Раскрыть особенности традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника. На конкретном примере показать духовное единство народов сохранении и развитии национальных традиций. Способствовать формированию толерантного отношения детей к культуре народов своей страны.
Задачи: развить представление о древнем народном празднике – Наурыз. Познакомить с традициями казахского народа в праздновании Наурыза. Сформировать представление о Наурызе, как о межнациональном празднике. Развить представление о многообразие народной художественной культуре, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Словарная работа: с‰леметсіздерме, сау болыSыздар, жіліншік (кость), KарCа тaяK (воронья лапа), KошKар м_йіз (бараний рог).
Предварительная работа: чтение художественной литературы (казахские народные сказки «Лиса и коза», «Чудесная шуба»; заучивание стихотворений Балибаева «Юрта», Алимбаева «Уроки вежливости»). Заучивание казахских пословиц и поговорок. Знакомство с бытом казахского народа. Слушание казахской музыки. Изготовление и украшение предметов быта казахским орнаментом (домбра, пиала, ковер).
Организационная структура занятия:
Педагог:
Jaрметті KонаKтар! Сіздерді Наурыз кінімен KaттыKтаймыз.
Д_ниедегі бар жаKсылыKты тілейміз.
€рKашанда беттеріSнеS к_лкі кетпесін.
Жайнап ж_ре беріSіздер.
Педагог: Сегодня замечательный день – праздник пробуждения новой жизни, праздник мира и весны. Наурыз – праздник равноденствия.
Мы здесь сегодня собрались
Чтоб встретить праздник – Наурыз.
Улыбки, шутки, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.
Возьмемся за руки, друзья,
Ведь мы – единая семья.
Татарин, русский и казах
Литовец, немец и поляк.
Весна на встречу нам идет.
Весна на праздник всех зовет.
Народы самых разных стран
Шлют поздравления в Казахстан.
Играй, баян, звени, домбра.
Желаем счастья и добра,
Здоровья и терпения,
Отличного настроения.
Чтоб мечты у всех сбылись
Здравствуй, праздник Наурыз!
На занятии нас будет сопровождать музыка композитора Кагенова «Степные напевы».
Обратить внимание детей на национальный уголок, оформленный к празднику Наурыз.
Символом этого праздника является цветок тюльпан.
Дети исполняют танец с тюльпанами, сделанными на занятии.
Беседа педагога с детьми об истории праздника Наурыз. Демонстрация иллюстраций.
Педагог: Ни один праздник не проходит без игр. Предлагаю размяться и поиграть в национальные казахские игры
Игры «Собери монетки», «Перетени-ка».
Педагог: Казахи не только умеют хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умеют хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи.
Ковроткачество им занимались в основном женщины. В казахский коврах присутствуют несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющая центр поля ковра. В центральной части один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые повторяются строгим порядком несколько раз.
Казахские ювелиры, изготовляли различные изделия из серебра, драгоценных камней. Обратите внимание на этот браслет! Примерьте его на свою руку.
Также лепили посуду из глины. Затем обжигали ее в большой печи и передавали художнику, который покрывал посуду краской и наносил узор.
Также славится Казахстан и устным народным творчеством, знаменитыми поэтами и писателями. Дети читают пословицы и поговорки.
Педагог: а теперь я предлагаю перейти к новому стенду и рассмотреть казахскую национальную одежду (Айыр калпак, позументный чапан, саукеле, двухярусное платье, чапан, тюбетейка).
Игра «Тюбетейка-Невидимка».
Педагог: Ребята, а вы знаете как называется жилище казахов? Юрта – это переносное жилище кочевников. Юрта – очень удобное и практичное жилье. Она быстро собирается и также быстро разбирается. Зимой в ней тепло, летом прохладно (педагог демонстрирует большую юрту; дети рассматривают и передают по кругу маленький макет юрты).
Педагог: А сейчас послушайте музыку. Обратите внимание на звучание музыкальных инструментов, на светлый и жизнерадостный характер музыки. Музыка рисует бескрайние просторы красочной золотой казахской степи и изображает движение. Музыка передает не только красоту природы Казахстана, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа. Вы знаете какой инструмент звучит? Это домбра – казахский народный струнный музыкальный инструмент. Домбра имеет овальную форму корпуса и тонкий гриф. Она имеет две струны. Корпус и гриф украшены орнаментом. Домбра делается из дерева: ели, сосны, березы, ореха. Звучит домбра ярко, энергично, ритмично. Во время звучания музыки я прочту вам стихотворение Ильяса Джансугурова «Домбра».
Играй свой кюй, домбра,играй.
Напев чудесный разливай.
Журчи как горные ручьи
На сердце радость навивай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес.
Чтоб все заслушались тебя
Твои напевы полюбя.
Педагог: Ребята, мы с вами говорили о казахских мастерах. Я предлагаю сегодня показать и вам свой талант, умение создавать красивые вещи. (дети выполняют поделку-аппликацию «Домбра»).
Под звучание домбры дети имитируют игру на музыкальном инструменте.
Педагог: Закончить занятие я хочу пожеланием. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верил, что доброе слово поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком
Достойным народа своего.
Педагог:
Радость, солнце и улыбки
Ты несешь нам, Наурыз!
Всем «шашу» на радость дарим
Будет щедрым Наурыз!
Шашу - разбросать конфеты.
15