Крупотерапия — средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях в условиях реабилитационного центра
Крупотерапия - средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях в условиях реабилитационного центра
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Я учитель - дефектолог работаю в МКУ РЦ "Радуга" города Прокопьевска с 2012 года с детьми с задержкой психо-речевого развития и умственной отсталостью.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью работы стало: развитие зрительно-моторной координации у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Занятия посещают дети у которых мелкая моторика развита плохо. Движения нечеткие, недостаточно координированные. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
При поступлении на реабилитационный курс детям проводится диагностика кинетического и кинестетического праксиса для определения уровня развития зрительно-моторной координации. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. В кабинете была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании - фломастеры, карандаши, мольберт, пластилин, гуашь, кисти и другое).
зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (из пластмассы, магнитный), мозаики.
театральная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, перчатки со сказочными персонажами, магнитный театр, ширма для теневого театра со сказочными героями для него).
зона с элементами Монтессори- педагогики - модуль "Дидактическая черепаха" и панель - Монтессори. Упражнения с липучками, пуговицами, пряжками, шнурови и пр.
Так же для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание игр меняется, цели и задачи заданий усложняются.
Для родителей оформлен стенд, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу консультации для родителей; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; для закрепления полученного материала дается домашнее задание, создаются буклеты с рекомендациями: "Зачем ребенку рисовать", "Правила рисования карандашами и красками", "Развитие графомоторных навыков" , а так же в процессе коррекционных занятий с родителями обсуждаю, как устранить те или иные трудности, возникшие в процессе обучения и воспитания его ребенка.
Так как 90% детей посещающих реабилитационный центр с умственной отсталостью имеют разные уровни системного недоразвития речи, возникла необходимость в создании технологии "Волшебная крупа".
Крупотерапия – нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов, жизнедеятельности организма.
Цель - взаимодействие детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости с окружающим миром, способствуя формированию речевых навыков, творческой активности, а также развитию зрительно - моторной координации. Применение крупотерапии в ходе занятий позволило решить сразу несколько коррекционно развивающих задач:
- Развить тактильно кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
- Снять мышечную напряженность;
- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности;
- Расширить словарный запас.
- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.
- Стабилизировать эмоциональное состояние.
Работая по технологии "Волшебная крупа" используя накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости..
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому использую следующие приемы:
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, будет необходим следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено). Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Не менее эффективен прием «сухого бассейна»: для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. Для проведения упражнений использую пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки. В «сухой бассейн» бросаю мелкие игрушки, камушки дети с интересом "ищут клад". Задания достаточно просты, так как дети на захватывают и держат предмет ладонью.
На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи. Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях: - массаж ладоней с помощью горошины;
- раскладывание в мисочки;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- выкладывание цифр, букв.
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать. Воспитатели Центра делают с детьми разнообразные поделки, аппликации с крупой и являются победителями Всероссийских творческих конкурсов в номинации декоративно-прикладное искусство.
С логопедами Центра проводятся интегрированные занятия, закрепляем лексический материал по различным темам. Для коррекции звукопроизношения сначала дети учат сочетать движения языка и пальцев в «сухом бассейне» при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривают слоги и слова. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, побуждаем его рассказывать знакомые стихотворения, потешки, сочетая их с ритмичными движениями кистей рук. На занятиях обязательно включаются физкульминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Для детей с системным недоразвитием речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Регулярно используя метод крупотерапии на занятиях, я отметила улучшение мелкой моторики у 83% детей за 2014-2015 года: улучшилась тактильно кинестетическая чувствительность, понизилась мышечная напряженность, расширился словарный запас детей. Личностно - ориентированный подход в работе с детьми способствовал улучшению памяти и внимания, у них повысилась работоспособность, снизился уровень утомляемости. Таким образом, в результате проведенной работы по применению метода крупотерапии с детьми с нарушением интеллекта, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост и очень эффективен в своем использовании. Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.