Методика сопровождения социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.


Методика сопровождения социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

 Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.
Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе к сопровождению, как к методу, необходимо рассматривать его как способ практического осуществления, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности школьныхконсилиумов и советов по профилактике, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.
В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др. Беляева Л.А. и Васильков М. А. считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.
Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.
Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации.
Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает:
сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;
использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.
По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для
При осуществлении сопровождения, необходимо опираться на следующие принципы:
рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем);
приоритет интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка);
непрерывность сопровождения (специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна);
мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов).

Содержание деятельности социального педагога по сопровождению ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

Этапы работы Цели, задачи работы Возможные методы, приемы, технологии Примерная документация
Диагностический Выделение учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной /социально-опасном положении.
Определение проблем семьи и ребенка.
Оценка степени социального риска для ребенка, установление роли семьи в возникновении проблем.
Определение ресурсов семьи по решению проблем.
Сбор информации о семье и ребенке
Изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем Наблюдение, анализ учета посещаемости, тестирование, ранжирование, интервью, опрос родителей и учащихся, беседы с родителями и учащимися, анкетирование, тестирование выход в адрес
Личное дело ребенка,
Медицинская карта
Социальный паспорт класса (школы),
Акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий
Докладные от педагогов и классного руководителя
Документы учета посещаемости и успеваемости
Копии заявлений от родителей,
Результаты диагностики (проводившейся педагогом-психологом)
Документы от субъектов профилактики, социальных служб и организаций, социальной защиты
Аналитический Анализ полученной информации на диагностическом этапе.
Проведение совета профилактики ОУ (ОО)
Постановка учащегося на ВШК
Выработка маршрута индивидуального сопровождения в зависимости от социальных проблем ребенка (по результатам диагностического этапа).Определение необходимых виды помощи (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.).
Анализ полученной информации, наблюдение, беседа, консультирование,
информационные сообщения.


Предоставляются документы согласно: Положению о постановке учащихся на ВШК, Положению о Совете профилактики ОУ (ОО).
Собственно индивидуальноесопровождение Индивидуальное сопровождение.
Оценка соответствия ресурсов ОУ и сложности проблем стоящих перед ребенком и семьей (законными представителями)
Оценка готовности семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем Информационные сообщения
Консультации специалистов
Коррекционная работа
Просветительская деятельность
Наблюдение, изучение документации, опрос родителей, беседы с родителями, выход в адрес, социальный патронаж, групповые и индивидуальные занятия учащимся и его родителями (законными представителями). Рекомендации специалистов
Журнал консультаций
Протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, консилиумов, педагогических советов
Журнал индивидуальной работы
журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, с ребенком
Распечатки электронных карточек учащихся (БД «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ СПб»
Оценка результативности. Оценка результативности сопровождения. Информационные сообщения, наблюдение, опрос родителей, беседы с родителями, изучение и анализ документации согласно положению ВШК и Совета Профилактики.

Предоставляются документы согласно: Положению о постановке учащихся на ВШК, Положению о Совете профилактики ОУ (ОО).