Инструктивно-методическое письмо. Астана 2015

Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина









ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

Инструктивно-методическое письмо






















Астана 2015
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол №4 от 18 мая 2015 г.).


Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно- методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 232 с.


Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в предшкольных и 1-11 классах средних общеобразовательных школ Республики Казахстан.
Сборник адресован руководителям школ, учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.

























© Национальная академия образования имени И. Алтынсарина, 2015.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

бразовательный процесс в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан осуществляется на основе
Государственного общеобязательного стандарта дошкольного и среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года
№1080 (далее – ГОСО РК 1.4.002-2012), типовых учебных планов дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года
№557 и от 8 ноября 2012 года № 500 (далее – ТУП), учебных программ для предшкольных классов («Біз мектепке барамыз», 2010 г.), типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года №115.
В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально- экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям.
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.
Основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Важным инструментом внешнего оценивания качества образования являются международные сравнительные исследования PISA, TIMSS, PIRLS и т.д. Одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований выступает функциональная грамотность. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности.
Следует также обратить внимание также на выводы Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее – ОЭСР), сделанные по итогам проведенного в 2014 году исследования. По мнению ОЭСР, требуется полный анализ и пересмотр действующих учебных программ среднего образования, так как действующие программы не дают возможности учащимся
достичь минимального уровня функциональной и математической грамотности, не способствуют развитию навыков мышления высокого уровня. Обращено также внимание на перегрузку академическими предметами и теоретическим материалом, что среди прочих недостатков делает программу более сложной и менее доступной для отстающих учащихся.
Как обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, необходимо улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также уровня понимания текстов различного типа у 15-летних учащихся), ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).
В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях.
В помощь учителям разработаны методические пособия по развитию математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS, которые размещены на сайте Национальной академии образования им. И.Алтынсарина ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В них даны методические рекомендации и включены примеры заданий, которые были использованы в международных исследованиях образовательных достижений учащихся.
В соответствии с Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы в рамках ВОУД сделан большой упор на оценку функциональной грамотности учащихся. Задания на проверку функциональной грамотности школьников были впервые включены в тесты ВОУД в 2014 году.
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся: грамотность чтения (казахский и русский языки), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география).
Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Примеры заданий на проверку сформированности у школьников функциональной грамотности публикуются в учебно-методических пособиях для подготовки к ВОУД СО и ЕНТ.
Одним из функционально значимых предметов в становлении личности ребенка является предмет «Самопознание». Его изучение осуществляется по типовым учебным программам для организаций образования, разработанным институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПООЦ
«Б™бек»), утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 03.04.2013г. №115). Обучение предмету осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание».
Изучение предмета «Самопознание» начинается с дошкольного уровня образования. Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы образования является важной ступенью социального формирования личности ребенка. Предшкольная подготовка 5-6 летних детей является завершающим звеном системы дошкольного воспитания и обучения, которое выравнивает стартовые возможности ребенка для получения начального образования.
С 2014-2015 учебного года в 24-х организациях образования республики реализуется модель углубленной интеграции программы нравственно- духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс.
Идея интеграции программы нравственно-духовного образования
«Самопознание» с другими образовательными областями, всей системой воспитательной работы, дополнительным образованием предполагает особую форму организации образовательного процесса, направленного на создание единого нравственно-духовного пространства организации образования для воспитания личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
В организациях образования, пилотирующих модель углубленной интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс (приложение 1), должны быть соблюдены
определенные педагогические условия, которые предполагают:
создание атмосферы доверия, вдохновленного творчества, условий для самоисследования, саморазвития и самосовершенствования;
осуществление интеграции нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы;
использование только позитивных и гуманных методов в процессе образования и воспитания растущего человека.
В рамках реализации поручения Президента РК от 17 апреля 2011 года и согласно ГОСО РК 1.4.002-2012 обучение предмету «Иностранный язык» в 2015-2016 учебном году в начальной школе будет осуществляться в 1-3-х классах.
В организациях дошкольного и среднего образования обучение иностранному языку, казахскому языку в организациях с неказахским языком обучения продолжается в соответствии с ориентацией на общеевропейские уровни владения языком. Отличительной особенностью этой системы является заданный уровень обученности языку.
Изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4-х классах является обязательным и реализуется в рамках предмета
«Познание мира» учителями начальных классов. При этом в 1-3 классах годовая нагрузка составляет 6 ч., в 4 классе – 10 ч. В 5-9 классах она составляет
15 ч. и осуществляется учителями физической культуры; в 10-11 классах годовая учебная нагрузка - 25 ч. (преподавателями-организаторами начальной военной подготовки). Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся в учебное время.
В целях повышения финансовой грамотности учащихся содержание курса
«Основы экономики и финансовой грамотности» в 4 классе интегрировано с предметом «Познание мира», в 5-11 классах – с предметом «Технология» и реализуется учителями начальных классов и учителями технологии. Дополнительно для повышения экономической грамотности учащихся можно организовать факультативный курс по образовательной программе
«Прикладная экономика», разработанной Центром прикладной экономики
«Дана Жол».
Профильное обучение на уровне общего среднего образования осуществляется по двум направлениям: общественно-гуманитарному (далее – ОГН), естественно-математическому (далее – ЕМН). Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. В целях реализации дифференцированного обучения и удовлетворения познавательных потребностей учащихся в рамках двух направлений вводится углубленное обучение по профильным предметам в рамках профессионально-ориентированного подхода.
В соответствии с ГОСО РК 1.4.002-2012 деление класса на две группы производится в городских общеобразовательных организациях при наполнении 24 и более учащихся, в сельских – 20 и более учащихся, в малокомплектных школах – не менее 10 учащихся:
по казахскому языку в 1-11 классах с неказахским языком обучения;
по казахской литературе в 5-11 классах с неказахским языком обучения;
по русскому языку в 3-11 классах с казахским и уйгурским, таджикским и узбекским языками обучения;
по иностранному языку в 1-11 классах;
по информатике в 5-11 классах;
по профильным предметам (относится к компетенции местных исполнительных органов);
по физической культуре в 5-11 классах (группы мальчиков и девочек).
По предмету «Технология» в 5-11 классах учащиеся делятся на группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса.
В целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана:
20 шагов к обществу всеобщего труда» рекомендуется введение курсов по выбору «Краеведение» (7 класс), «Абайтану» (9-11 классы) по учебным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РК от 3 апреля 2013 года №115.
Из вариативного компонента для обязательного изучения предмета
«Основы религиоведения» в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Курс «Основы религиоведения» должны преподавать учителя истории, прошедшие курсы повышения квалификации.
В помощь учителям разработаны методические пособия по проектированию содержания и проведения прикладных курсов по образовательным областям, размещенные на сайте Академии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
По предметам школьного и ученического компонентов не проводятся экзамены и единое национальное тестирование.
Максимальный объем недельной учебной нагрузки учащихся, включая все виды классной, внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) и учебной работы, не должен превышать в 1 классе 24 ч., во 2 классе – 25 ч., в 3 классе – 29 ч., в 4 классе – 29 ч., в 5 классе – 32 ч., в 6 классе – 33 ч., в
7 классе – 34 ч., в 8 классе – 36 ч., в 9 классе – 38 ч., в 10 классе – 39 ч., в 11 классе – 39 ч.
Домашнее задание – задание, задаваемое учителем учащимся для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.
Домашнее задание представляет собой самостоятельное закрепление и отработку знаний, полученных на уроках, и способствует успешному освоению учащимися учебного материала. Учащийся, с усердием и творчески выполняющий домашние задания, обязательно выходит на новый уровень познания, это ведет к развитию его исследовательских качеств, более глубокому пониманию вопросов. Выполнение домашних заданий дома необходимо еще и для того, чтобы привить учащемуся привычку регулярно и
самостоятельно выполнять задачи разной сложности, развивать навыки творческого труда. Это дисциплинирует ребенка, учит его планировать свое время, прививает чувство уверенности и собственного достоинства.
Основными видами домашнего задания являются:
изучение материала по учебнику;
выполнение различных письменных и практических работ (упражнений);
написание сочинений и других творческих работ;
подготовка различных схем, диаграмм;
подготовка гербариев по биологии, проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и др.
К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы и способствующих углублению и упрочению знаний учащихся, относятся:
в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;
по возможности дифференцировать домашнее задание, давать дополнительные задания повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.
Дидактическая структура урока любого типа включает этап задания на дом, состоящего из следующих действий:
информирование учащихся о домашнем задании с учетом индивидуальных подходов;
обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, отдельных работ (подробный инструктаж);
информирование о сроках проверки выполнения соответствующих заданий.
Согласно правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 «Домашние задания даются учащимся учителем-предметником с учетом возможности их выполнения с внесением данных в классный журнал. Рекомендуемое время (в астрономических часах) для выполнения домашних заданий составляет: во 2-3- х классах – не более 1,5 часов, в 4-5-х классах – не более 2-х часов, в 6-8-х классах – не более 2,5 часов, в 9-11-х классах - не более 3-х часов».
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 364 «О начале 2015-2016 учебного года в
общеобразовательных учебных заведениях»:
Продолжительность учебного года в предшкольных классах составляет 32 учебные недели, в 1 классах – 33 учебные недели, во 2-11 классах – 34 учебные недели.
В течение учебного года устанавливаются каникулы:
в 1-11 классах: осенние – 8 дней (с 4 по 11 ноября 2015 года включительно), зимние – 10 дней (с 30 декабря 2015 года по 8 января 2016 года включительно), весенние – 12 дней (с 21 марта по 1 апреля 2016 года включительно);
в предшкольных классах: осенние – 8 дней (с 4 по 11 ноября 2015 года включительно), зимние – 14 дней (с 28 декабря 2015 года по 10 января 2016 года включительно), весенние – 15 дней (с 21 марта по 4 апреля 2016 года включительно);
в предшкольных и 1 классах: дополнительные каникулы – 7 дней (с 1 по 7 февраля 2016 года включительно).
Перечень учебных изданий для 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10 и 11 классов определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении Перечня учебников, учебно- методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования» от 10 декабря 2014 года № 515, для 1, 7 и 8 классов приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 ноября 2013 года № 460.
В соответствии с действующими типовыми учебными программами в 2013 году были переизданы учебники для 2-х, 9-х классов, «Информатика» для 5-х классов, «Английский язык» для 1-х классов, в 2014 году переизданы учебники для 3-х , 10-х классов, «Английский язык» для 2-х классов, «Информатика» для 6-х классов, в этом году переиздаются учебники для 4,6-х, 11-х классов,
«Английский язык» для 3-х классов, «Информатика» для 7-х классов.
Для обеспечения каждого учащегося учебниками учителя, родители, школьные библиотекари, неправительственные организации, местные исполнительные органы, меценаты должны принять участие в проведении республиканской акции «Школьный учебник» в канун нового учебного года (приложение 2).
В условиях информатизации современного общества учителя-предметники должны обладать ИКТ-компетенциями, использовать дополнительные ресурсы, в том числе интернет и формировать у учащихся умения находить, обрабатывать информацию по предмету.
Формирование базы тестовых заданий для единого национального тестирования, внешней оценки учебных достижений, государственной аттестации среднего образования и комплексного тестирования абитуриентов будет осуществляться по материалам учебников, утвержденных приказами Министерства образования и науки РК. В связи с этим при подготовке к
национальным экзаменам и мониторингам учащиеся должны опираться на материалы учебников, утвержденных вышеуказанными приказами Министра образования и науки РК.
Учителя общеобразовательных школ самостоятельно разрабатывают календарно-тематическое планирование на основе типовых учебных программ по общеобразовательным предметам.
Типовые учебные программы по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115, размещены на сайте Академии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В общеобразовательных школах с уйгурским, узбекским и таджикским языками обучение ведется по учебникам в переводном варианте или по желанию учащихся и родителей используются учебники на казахском языке.
В целях оказания помощи учителям по полиязычному обучению предметов в школах с национальным языком обучения Национальной академией образования имени И. Алтынсарина разработаны:
методические рекомендации по распространению передового опыта полиязычного обучения в национальных школах, где рассмотрены пути развития полиязычия в условиях казахстанских национальных школ. Предложено двуязычное преподавание учебных предметов: на государственном языке и языке обучения школы;
методические рекомендации по полиязычному изучению предметов
«Математика», «География», «Физика», «Биология» в школах с национальным языком обучения, где даны практические рекомендации по организации и использованию полиязычия на уроках в общеобразовательной школе, рассмотрены роль и значение данных подходов, показана необходимая совокупность методических приемов, представлены типы и формы проведения уроков. Описаны дидактические подходы полиязычного изучения предмета, даны рекомендации по содержанию, методам и формам работы развития языковой компетенции и функциональной грамотности школьников по предмету;
терминологический словарь по основам наук для школ с национальным языком обучения, в котором раскрыты методические основы разработки терминологического словаря, предложена совокупность самых распространенных и используемых предметных терминов, что облегчает чтение школьной учебной литературы на казахском, русском, узбекском, уйгурском и таджикском языках. Словарь содержит примерно 11500 слов и словосочетаний на вышеуказанных языках и является средством оказания методической помощи в освоении языковой семантики терминологической лексики, способствует межъязыковому предметному общению, является проводником в понятийно-терминологический мир, развивает межкультурные коммуникации.
Указанные пособия размещены на сайте Академии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Для осуществления эффективной организации учебного процесса и внутришкольного контроля рекомендуются нормативы для администрации
общеобразовательных школ (табл.1).

Таблица 1 – Нормативы осуществления организации учебного процесса и внутришкольного контроля


Объекты контроля
Норма

1
Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий
3-4 урока в неделю (для заместителей директоров),
3 урока в неделю (для директора школы)

2
Проверка классных журналов
1 раз в месяц, 8-10 раз в год

3
Проверка дневников учащихся
1 раз в месяц, 8-10 раз в год

4
Проверка выполнения учебных программ по предметам
1 раз в четверть, 4 раза в год

5
Проверка личных дел учащихся
2 раза в год

6
Проверка тематических и кален- дарных планов по предметам
1-2 раза в год


В соответствии п.18 «Типовых правил деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего)», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, с учетом интересов родителей или иных законных представителей по согласованию с местными органами управления образования в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений.
Согласно П.5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию.
Для обучающихся с ограниченными возможностями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
Организации образования могут самостоятельно осуществлять учебный процесс по дистанционным образовательным технологиям (далее – ДОТ).
Организация учебного процесса регламентируется Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 (далее – Правило ДОТ).
По Правилам ДОТ применяются в отношении обучающихся, являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми- инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства на всех уровнях
образования. Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ, пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов. Дети-инвалиды представляют рекомендацию психолого-медико-педагогической консультации о возможности их участия в учебном процессе по ДОТ. В общеобразовательных организациях обучение по ДОТ проводится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования.
Согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании» экстернат является одной из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины соответствующей образовательной программы. Местные исполнительные органы выдают разрешение на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования, а также в организациях образования, реализующих специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы.
Прием документов и зачисление в организации образования, независимо от ведомственной подчиненности для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования, выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования и выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании регламентируется Стандартами государственных услуг в сфере среднего образования, оказываемых местными исполнительными органами, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года № 179.
В соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2014 года № 132 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 августа 2002 года № 593 «О Положении «О порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего среднего общего образования» определена дальнейшая траектория обучения учащихся в экспериментальных классах по переходу на 12-летнее обучение в 2015-2016 учебном году.
Согласно данного приказа учащиеся 10-х экспериментальных классов по окончании основной школы в 2014-2015 учебном году переводятся в 11-е классы 11-летней школы или на основании заявлений родителей и решения педагогического совета школы могут быть переведены в соответствующий 10-й класс 11-летней школы.
С целью повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики в рамках реализации Государственной программы развития на 2011-2020 годы важным является активное вовлечение педагогических кадров в обучение по уровневым программам через повышение квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан.
Концептуальные основы и уровневый принцип реализации программ позволяют сертифицированным педагогическим кадрам преобразовать практику преподавания посредством процесса коучинга и менторинга, деятельности сетевого педагогического сообщества создать необходимую образовательную среду, способствующую формированию у учащихся готовности к активному и успешному функционированию в ХХІ веке, привитию навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.
Учителя, прошедшие обучение по Программе третьего (базового) уровня,
должны:
совершенствовать процессы планирования, системного оценивания и рефлексии, реализации серии последовательных уроков, интегрирующих тематику семи модулей.
Учителя, прошедшие обучение по Программе второго (основного) уровня,
должны:
совершенствовать практику работы коллег в школе посредством менторинга и коучинга, организацию профессионального сообщества учителей школы, проводить планирование и исследование в действии в рамках класса.
Учителя, прошедшие обучение по Программе первого (продвинутого) уровня, должны:
организовать профессиональное сообщество учителей в школе и за ее пределами, в том числе руководство группой учителей школы, осуществляющих процесс коучинга и менторинга;
развивать у учителей понимание методов проведения исследований в сфере образования; планировать и проводить исследования в действии в масштабах школы.
Для обеспечения сотрудничества сертифицированных педагогических кадров, а также вовлечения в процесс учителей, не прошедших обучение по уровневым программам, необходимо осуществлять реализацию идей программы через школы (опорные школы) для поддержки обновления содержания среднего образования Республики Казахстан, утвержденных в качестве сетевого организатора, реализующих лидерские функции в создании сетевых сообществ.
Для мониторинга реализации ключевых идей Программ руководство общеобразовательной организации (директор, заместители директора) совместно с учителями, прошедшими обучение, должны осуществлять следующий комплекс практических мероприятий:
по Программе третьего (базового) уровня:
отслеживать эффективность использования 7-ми модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
проводить мониторинг качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;
по Программе второго (основного) уровня:
отслеживать эффективность использования 7-ми модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
проводить мониторинг качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;
наблюдать за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им исследования в действии;
выявлять методическую обеспеченность обучения коллег (планирование, составление расписания);
делать анализ успешности обучения группы коллег (6-10 человек) по Программе третьего (базового) уровня;
наблюдать за работой учителя по оказанию коучинга и менторинга коллегам;
по Программе первого (продвинутого) уровня:
отслеживать эффективность использования 7-ми модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
проводить мониторинг качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;
наблюдать за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им исследования в действии;
выявлять методическую обеспеченность обучения коллег (планирование, составление расписания);
делать анализ успешности обучения группы коллег (6-10 человек) по Программе второго (основного) уровня;
наблюдать за работой учителя по оказанию коучинга и менторинга коллегам;
наблюдать за процессом организации и функционирования профессионального сообщества учителей в школе и за ее пределами;
делать анализ по пониманию учителями, прошедших уровневые курсы, методов проведения исследований в сфере образования и умению планировать и проводить исследования в действии в масштабах школы.
Перечень нормативно-правовых документов Республики Казахстан, которыми должны руководствоваться общеобразовательные организации образования при организации образовательной деятельности, включен в приложение 3 данного инструктивно-методического письма. Нормативно- правовые документы размещены на сайте Министерства Юстиции Республики Казахстан (http://www.adilet.gov.kz) в блоке «Информационно-правовая система
«€ДІЛЕТ» (http://adilet.zan.kz).

«Русский язык» для школ с русским языком обучения
Предмет обучения в школьном курсе русского языка – современный русский литературный язык в его реальном функционировании в условиях полиэтнического Казахстана. Он закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Программа предполагает изучение теоретических сведений о языке, имеющих познавательно-практическую направленность, которая обеспечит эффективное общение в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения. В целом все содержание учебного предмета направлено на повышение культуры общения на русском языке и формирует навыки, необходимые для активной социальной и производственной деятельности конкурентоспособной личности в современном мире.
Цель обучения русскому языку – воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе:
освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи;
овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка.
Предмет «Русский язык» должен быть направлен на формирование коммуникативных навыков учащихся, чтобы учащийся мог в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости, умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
Важным компонентом в обучении русскому языку должна быть ориентация на формирование функциональной грамотности личности, одним из ее компонентов является грамотность чтения. Результаты участия 15-летних учащихся казахстанских школ в международном сравнительном исследовании PISA свидетельствует о недостаточном уровне сформированности грамотности чтения (в 2009 г. 59 место из 65 стран-участниц, в 2012 г. 63 место из 65 стран- участниц).
В связи с этим при обучении русскому языку необходимо усилить работу по формированию данного вида функциональной грамотности как необходимого навыка применения знаний и умений при решении широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Следует усилить работу с текстом как источником информации, направленную на развитие скорочтения, умений выделять главную и второстепенную, явную и скрытую, текстовую и внетекстовую информацию, лаконично представлять информацию и выступать перед публикой, излагать собственную точку зрения, аргументировать ее в устной (в дискуссиях, дебатах, докладе и др.) и письменной (эссе) формах. На уроках с целью формирования ИКТ-компетенций учащихся следует включать разнообразные виды работы с информацией из различных источников, включая инновационные коммуникационные технологии (словари, справочники, СМИ, интернет, компьютер и др.).
Поскольку предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в современных условиях полиэтнического Казахстана, на уроках русского языка рекомендуется использовать тесты различных стилей и жанров, охватывающих различные аспекты социально-экономической и культурной жизни общества. Работа с художественными, научными, научно-популярными текстами и текстами СМИ, фрагментами речевого общения в официальной/неофициальной обстановке позволят учащимся повысить уровень орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности, а также уровень речевой культуры, отработать навыки анализа и составления связных высказываний различных стилей, типов и жанров речи.

При отборе текстового материала необходимо усилить воспитательный компонент содержания образования. Тексты должны быть отобраны с учетом этнокультурного компонента (сведения о национально-культурной специфике русского языка, о культуре русского, казахского народов и других народов, проживающих на территории нашей страны). Содержание текстов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, на формирование казахстанского патриотизма и стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «M‰Sгілік Ел», на развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации.
Организация учебного процесса при ориентации на развитие критического мышления предполагает равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции, участвуя в дискуссии.
При изучении предмета «Русский язык» развитие критического мышления должно быть связано в первую очередь с работой с текстом. При этом необходимо объединение приемов учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание письменного текста). Чтение имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. При изучении русского языка учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с текстом, информацией.
Необходимо развивать такие читательские умения, как нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
При повышении уровня орфографической и пунктуационной грамотности учащихся следует уделять большое внимание внутрипредметным связям (морфемика, словообразование, лексика и этимология), формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания на практике, в продуктивной речевой деятельности. В связи с этим важно формировать представления о системе русского языка (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правилах функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи. При изучении любого языкового явления необходимо опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, что способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершен- ствовать свою речь. Для совершенствования коммуникативных навыков и

развития чувства языка важно проводить работу с синонимами, антонимами на разных языковых уровнях, осуществлять стилистический и жанровый анализ текстов, редактирование текста, стилистическую и жанровую трансформацию текста и др. Также в процессе обучения русскому языку необходимо использовать различные формы коллективной и индивидуальной работы, обсуждение проблемных вопросов, решение лингвистических задач и др.
Для более глубокого изучения предмета «Русский язык» учащимся можно предложить дополнительные корректировочные курсы по орфографии, пунктуации и культуре речи.
Количество часов по русскому языку составляет:
в 5, 6, 7, 8 классах – 3 часа в неделю, общее количество в год – 102 часа в каждом классе; в 9 классе – 2 часа в неделю, общее количество в год – 68 часов. Всего на изучение курса в 5 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Письменные, контрольные работы и тестирования: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть); 2 изложения (по одному в полугодие);
2 сочинения (по одному в полугодие); 2 контрольные работы (по одной в полугодие); 2 тестирования (по одному в полугодие; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения). Объем контрольных диктантов – 90-110 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Объем текста для подробного изложения – 100-150 слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше. Объем классных сочинений – 0,5-1,0 страницы.
На изучение курса в 6 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Письменные, контрольные работы и тестирования: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть); 3 изложения (2 в первом полугодии, 1 – во втором полугодии); 3 сочинения (1 в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 3 контрольные работы (1 – в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 3 тестирования (2 – в первом полугодии, 1 – во втором полугодии; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения). Объем контрольных диктантов – 110-120- 130 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Объем текста для подробного изложения – 150-200 слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше. Объем классных сочинений – 1,0-1,5 страницы.
На изучение курса в 7 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Письменные, контрольные работы и тестирования: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть); 3 изложения (2 в первом полугодии, 1 – во втором полугодии); 3 сочинения (1 в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 3 контрольные работы (1 – в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 3 тестирования (2 – в первом полугодии, 1 – во втором полугодии; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения). Объем контрольных диктантов – 120-140 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Объем текста для подробного изложения –

слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных и экзаменационных изложений – на 30-60 слов больше. Объем классных сочинений – 1,5-2,0 страницы.
На изучение курса в 8 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Письменные, контрольные работы и тестирования: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть); 3 изложения (2 в первом полугодии, 1 – во втором полугодии); 3 сочинения (1 в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 2 контрольные работы (по 1 в полугодие); 3 тестирования (1 – в первом полугодии, 2 – во втором полугодии; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения). Объем контрольных диктантов – 140-150 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Объем текста для подробного изложения – 250-350 слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов. Объем классных сочинений – 2,0-2,5 страницы.
В целях реализации ключевых направлений Стратегий «Казахстан – 2050»
новый политический курс состоявшегося государства», Послания Президента Н.А. Назарбаева от 11 ноября 2014 года «Нaрлы жол – Путь в будущее» и определения роли Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в развитии национальной истории и модернизации исторического сознания казахстанского общества и во исполнение приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 января 2015 года №32 внесены изменения и дополнения в типовые учебные программы по предмету «Русский язык» для 5-9 классов. В базовое содержание учебной программы 9 класса в тему «Текст. Особенности организации текста в разных стилях» включено произведение Н.Назарбаева «Слово о Независимости», текст выступления Главы государства 15 декабря 2014 года, на изучение которого отводится 1 час.
На изучение курса в 9 классе выделено 68 ч., из них 12 ч. – развитие речи. Письменные, контрольные работы и тестирования: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть); 3 изложения (2 в первом полугодии, 1 – во втором полугодии); 3 сочинения (1 в первом полугодии, 2 – во втором полугодии); 2 контрольные работы (по 1 в полугодие); 2 тестирования (1 – в первом полугодии, 2 – во втором полугодии; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения). Объем контрольных диктантов – 150-170 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Объем текста для подробного изложения – 350-400 слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше. Объем классных сочинений – 2,5-3,0 страницы.
Следует обратить внимание на оценивание работы учащихся. При оценивании языкового разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический) предлагается учитывать такие критерии, как логичность изложения (соблюдение порядка разбора), степень полноты характеристик (изложение всей необходимой информации), правильность (соответствие истинному

положению вещей). При оценивании орфографического и пунктуационного анализа текста важны такие критерии, как орфографическая и пунктуационная зоркость (умение видеть в тексте орфограммы и пунктограммы), обозначение условий выбора орфограмм и пунктограмм (выделение морфемы, где находится орфограмма; подчеркивание орфограммы одной чертой, условия – двумя; подбор проверочного слова; определение грамматических характеристик и т.п.), правильность (соответствие истинному положению вещей). Критериями оценивания диктанта с грамматическим заданием являются орфографическая грамотность, пунктуационная грамотность, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложения. Оценивание изложения должно учитывать полноту содержания, орфографическую грамотность, пунктуационную грамотность, лексико-стилистическую правильность текста, грамматико-стилистическую правильность текста. Критериями для оценивания устного монологического высказывания являются информативность (объем текста (количество слов), количество микротем (пункты содержания) и их развернутость микротем, логичность, завершенность), языковая правильность в области лексики, грамматики (морфология, синтаксис), орфоэпических норм, а также беглость речи. При оценивании письменного монологического высказывания важны такие критерии, как информативность (объем текста, количество микротем и их развернутость микротем, логичность, завершенность), языковая правильность в области лексики, грамматики (морфология, синтаксис), стилистики (сответствие стилю текста-источника/ оригинальность мысли, проявление собственного стиля), орфографии и пунктуации.

«Русская литература» для школ с русским языком обучения
Учебный предмет «Русская литература» занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания учащихся, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры.
Посредством предмета «Русская литература» осуществляется приобщение к чтению, формируется устойчивый интерес к чтению.
Предмет «Русская литература» нацелен на развитие образованной, культурной, функционально грамотной личности путем знакомства с нравственными образцами, выработанными человечеством в целом и народом своей страны.
Изучение русской литературы в школе основано, в первую очередь, на анализе произведения: идейно-художественном, сюжетно-композиционном, пообразном, стилевом. Особое внимание уделяется изучению творческой истории произведения, рассмотрению произведения в сравнительном контексте русской литературы и казахской литературы, русской литературы Казахстана.
Предмет «Русская литература» должен быть направлен на формирование коммуникативных навыков учащихся, чтобы учащиеся могли в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости, умело вести диалог в условиях

межкультурной коммуникации. Важным компонентом в обучении русской литературе должна быть ориентация на формирование функциональной грамотности личности, одним из ее видов является грамотность чтения. Результаты участия 15-летних учащихся казахстанских школ в международных сравнительных исследованиях PISA свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности грамотности чтения (в 2009 г. 59 место из 65 стран- участниц, в 2012 г. 63 место из 65 стран-участниц).
В связи с этим при обучении русской литературе необходимо усилить работу по формированию грамотности чтения как необходимого навыка работы с текстом в качестве основного источника информации, умение добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях. С учетом требований международных исследований PISА необходимо в процессе обучения литературе повысить качество чтения и понимания текста учащимися.
Изучение шедевров казахской, русской и зарубежной литературы должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств обучающихся, на понимание и осознание идеи
«M‰Sгілік Ел». Чтение литературы как части культурного наследия способствует формированию и развитию личности, ее системы ценностей, идеалов, способностей, характера. Формирование читательской грамотности – это основной ресурс введения учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.
Целью обучения предмету является формирование у учащихся способности к восприятию и пониманию художественной литературы как искусства слова, развитие читательских интересов, эстетического вкуса и образного мышления, обучение навыкам анализа художественного произведения. По окончании основной школы выпускник должен уметь не только анализировать художественный текст по предложенному алгоритму и постигать ценности словесного искусства в его соотнесенности с фактами культуры и истории, но и отстаивать собственное мнение с привлечением необходимых аргументов, высказывая его в устной и письменной форме.
В курсе основной школы учащиеся последовательно вводятся в художественный мир литературы, при этом формируется понятие о словесности как о метасистеме, в рамках которой развиваются такие словесно- художественные системы, как фольклор, мифология, художественная литература. Понимание специфики художественных миров этих систем, усвоение общих закономерностей развития литературы как вида искусства, осознание механизма смены и преемственности культурных эпох, места и роли в них литературы обеспечивается соблюдением принципов историзма, синхронности и хронологической последовательности изучения материала. Классический принцип постижения специфики словесного творчества путем изучения элементов стилистики, стиховедения, теории образа, структуры художественного произведения, литературных родов, художественного метода и стиля нацелен на повышение читательской культуры учащихся.

Литературоведческие термины изучаются последовательно при рассмотрении конкретных особенностей литературных текстов (от изобразительно- выразительных средств к структуре текста, литературным родам и жанрам, историческому развитию родов, жанров и литературных направлений) на основе индуктивного подхода. Изучение литературы предполагает идейно- художественный, сюжетно-композиционный, пообразный, стилевой анализ текста; при этом рассматривается творческая история произведения, его место в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов; учащиеся знакомятся с личностью и биографией писателя. Большое значение придается вступительным занятиям и организации чтения.
Изучение литературы есть движение от художественного текста к художественному миру; в процессе обучения должно происходить сотворчество, обмен пониманием и интерпретацией текстов между педагогом и учащимися. Задача учителя – помочь ученику выразить и сформулировать в устной и письменной речи свое понимание художественного произведения, создать собственный художественный или критический текст.
Организация учебного процесса при ориентации на развитие критического мышления предполагает равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции, участвуя в дискуссии.
При изучении литературы развитие критического мышления должно быть связано в первую очередь с работой с текстом. При этом необходимо объединение приемов учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание письменного текста). Чтение имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. При изучении предмета «Русская литература» учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с текстом, информацией.
Программа по русской литературе предлагает три списка литературных произведений: 1) для чтения и изучения; 2) для чтения и обсуждения; 3) для внеклассного (дополнительного) чтения. Первый список содержит обязательный минимум произведений, изучаемых в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) текстуально, подробно, с выполнением устных и письменных заданий разного характера (репродуктивного, аналитического, творческого). Второй список дает произведения для чтения, осмысления, обсуждения в классе, для письменного или устного отзыва о них и т.д. (рассматриваются проблема, герой, своеобразие композиции или сюжета). Третий список – рекомендательный, расширяющий круг самостоятельного

чтения учащихся список.
Количество часов по литературе составляет:
в 5-9 классах – по 2 часа в неделю, общее количество – 68 часов в год.
На изучение предмета «Русская литература» в 5 классе выделено 68 часов, из них: введение – 4 часа, чтение и изучение – 35 часов, чтение и обсуждение – 16 часов, заключение – 1 час, внеклассное чтение – 4 часа, уроки по развитию речи – 8 часов;
в 6 классе – 68 часов, из них: введение – 2 часа, чтение и изучение – 37 часов, чтение и обсуждение – 16 часов, заключение – 1 час, внеклассное чтение
4 часа, уроки по развитию речи – 8 часов;
в 7 классе – 68 часов, из них: введение – 2 часа, чтение и изучение – 32 часа, чтение и обсуждение – 21 час, заключение – 1 час, внеклассное чтение – 4 часа, уроки по развитию речи – 8 часов;
в 8 классе – 68 часов, из них: введение – 5 часов, чтение и изучение – 38 часов, чтение и обсуждение – 12 часов, заключение – 1 час, внеклассное чтение
4 часа, уроки по развитию речи – 8 часов;
в 9 классе – 68 часов, из них: введение – 2 часа, чтение и изучение – 53 часов, заключение – 1 час, внеклассное чтение – 4 часа, уроки по развитию речи
8 часов.
Количество учебных часов, отводимое учебной программой на изучение произведения, носит рекомендательный характер: возможна корректировка распределения количества часов в рамках темы для проведения творческих работ, поэтических чтений, читательских конференций и др.
Количество письменных работ: классных /домашних сочинений в 5 классе
2/1, в 6 классе – 2/1, в 7 классе – 3/1, в 8 классе – 3/1, в 9 классе – 3/1.
Примерный объем сочинений: 5 класс – 1-1,5 листа, 6 класс – 1,5-2 листа, 7
класс – 2-2,5 листа, 8 класс – 2,5-3 листа, 9 класс –3-3,5 листа.
Увеличение количества часов на развитие речи в рамках школьного курса литературы предполагает, кроме традиционного написания классных сочинений, также уроки по подготовке к сочинению и объяснение типичных ошибок в письменных работах учащихся, творческие работы, литературоведческий анализ художественных произведений.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Учебный процесс рекомендуется строить с использованием следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:
регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;
письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;
реализация установки на доработку и переработку учащимся текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);
проведение на завершающем этапе изучения монографической темы

уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы и др.);
систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;
последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов.
В 5-8 классах письменные работы по литературе носят обучающий характер. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя только по литературе и должны носить стимулирующий характер. Тетради для обучающих работ по русской литературе проверяются не реже одного раза в месяц. В любой проверяемой работе по литературе исправляются все допущенные учениками ошибки.
Отметки за сочинение по русской литературе в 9 классе выставляются по литературе и языку: первая – по литературе, вторая – по языку. При написании домашнего сочинения или других творческих работ отметка за работу выставляется в графу, соответствующую дате, когда давалось задание, или дате, когда проходила защита творческой работы.
Отметки за чтение наизусть выставляются на учебном занятии, следующем за учебным занятием, на котором было дано задание выучить наизусть, или на любом другом учебном занятии, тема которого включает изучение данного произведения.




















Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год 2

О


13 PAGE 14915

Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год

10

Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год

13 PAGE 141715

Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год

60

Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год

13 PAGE 146615

Инструктивно-методическое письмо
· 2015-2016 учебный год



15