Роль историко-краеведческих экспедиций в военно-патриотическом воспитании учащихся
Шиженская Н.Н.
(Санкт-Петербург, Россия, ГБОУ школа №104 им. Героя Советского Союза М.С. Харченко, е-mail: shizhenskaya56@mail.ru)
Историко-краеведческая экспедиция как форма патриотического воспитания (на примере деятельности школьного музея)
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, физической и военно-профессиональной подготовки.
Оно ведется системно, целенаправленно, дифференцированно, комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями школы, семьи, общественных организаций. Патриотическое воспитание учащихся реализуется через деятельность.
Особое место в воспитании подрастающего поколения в нашей школе отводится школьному музею имени М. С. Харченко, который является центром патриотического воспитания учащихся. Музей - это не только хранилище ценных материалов, реликвий прошлого, а прежде всего, живая связь с современностью, показ сегодняшнего дня, раскрытие перспектив будущего. Материалы музея широко используются в воспитательной работе для проведения уроков мужества, классных часов, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, уроков по истории России, музыки, ИЗО, краеведению.
Важную роль в военно-патриотическом воспитании занимает поисковая и научно -исследовательская работа учащихся. За последние несколько лет были совершены 4 экспедиции по местам, связанными с именем Героя Советского Союза М. С. Харченко и 2 –й ЛПБ им. Н. Г. Васильева.
Вся работа по военно-патриотическому воспитанию объединяет и сплачивает коллектив. Воспитывает у учащихся чувство ответственности, гордость за школу.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания учащихся школы №104:
Цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
Привлечение учащихся к изучению исторического и культурного наследия школы, города, края.
Заинтересованность учащихся краеведческой поисково – исследовательской деятельностью.
Создание условий для вовлечения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей защиты Ленинграда в годы Блокады.
Активизация деятельности и пропаганда работы школьного музея.
Социализация и самореализация учащихся в коллективной творческой деятельности.
Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма через активные формы туристско – краеведческой деятельности.
Формирование целостного отношения к человеческой личности через изучение собственных корней и сохранение культурных ценностей семьи.
Создание мотивов самообразования учащихся.
Пропаганда научных знаний.
Формирование навыков в области исследовательской деятельности и работы с первоисточниками.
Приобщение юных петербуржцев к современной жизни города, сельской местности, их проблемам.
Стимулирование совместной деятельности учащихся, учителей, родителей, ветеранов 2 ЛПБ.
Привитие юным гражданам навыков общественного поведения, отвечающим многолетним петербургским традициям.
Воспитание чувства гордости за подвиг ленинградцев, выстоявших в битве с фашизмом.
Создание условий для выявления одаренных детей.
Историко – краеведческие экспедиции – как форма патриотического воспитания подрастающего поколения
Школьные музеи, посвященные событиям героического прошлого нашего Отечества, вносят огромный вклад в воспитание молодежи на героических традициях народа. Они являются неиссякаемым источником гражданского и патриотического воспитания.
В нашей 104-ой школе Выборгского района в 1967 году создан музей Героя Советского Союза отважного пулеметчика М. С. Харченко, командира диверсионного отряда имени
В. П. Бундзена, партизана 2-й Ленинградской Партизанской Бригады им. Н.Г. Васильева.
Работа школьного музея строится на основе самоуправления. Создан Совет музея из числа инициативных учащихся, выпускников, учителей школы и ветеранов партизанского движения. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают ребята новые материалы для музея Славы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Поисковая работа становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Преемственность – одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея. Мы работаем в тесном контакте с общественными и ветеранскими организациями.
В 2012 г. в рамках городской краеведческой программы патриотической направленности «Наследники Великого города » наш музей прошел аттестацию.
Воспитанники военно – патриотического объединения «Долг» успешно участвуют в районных и городских конкурсах, конференциях, олимпиадах:
*1 место в районном конкурсе экскурсоводов «Миша с нами, победа будет за нами!» Блохина М.
*1 место в районной и городской конференции «Война. Блокада. Ленинград» Блохина М. «Партизанский край. Жизнь ради Победы» (о юных патриотах Лесной республики).
*2 место в районной и 1 место в городской конференции «Война. Блокада. Ленинград» -Савосина Ю. «Партизанский обоз» (по воспоминаниям ветеранов 2ЛПБ).
*1 место в районной историко – краеведческой олимпиаде Блохина М. «Дети Войны» (о юных партизанах 2ЛПБ).
*3 место в региональной историко – краеведческой олимпиаде – Блохина М..
Успешно участвовали воспитанники военно – патриотического объединения «Долг» в конкурсных мероприятиях и в этом 2012-2013 учебном году:
*1 место в районном и 2 место в городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев - Матюшова А. «Символ блокадного Ленинграда»
*2 место в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев – Нестерова Е. «Имя на обелиске» (по материалам историко – краеведческой экспедиции в Партизанский край).
*1 место в районной и городской конференции «Война. Блокада. Ленинград» - Нестерова Е. «Имя на обелиске» (уточнение биографических данных и гибели М. С. Харченко).
*1место в районной и городской историко – краеведческой конференции «Старт в науку» - Матюшова А. «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей!» (об учителях и учениках Дедовичской школы №1) по материалам экспедиции в партизанский край.
*3 место в городском конкурсе буклетов школьных музеев.
*3 место в городском конкурсе «Лучший школьный музей».
Главное место в военно – патриотическом воспитании учащихся школы занимает проведение ежегодных историко – краеведческих экспедиций по местам боев 2-ой ЛПБ им.Героя Советского Союза Н.Г.Васильева в Дедовичский район Псковской области и Поддорский район Новгородской области.
Цель экспедиций: активизировать историко – краеведческую работу в школе, вовлечь большое количество учеников в военно – патриотическое объединение «Долг».
Задачи:
1. Сбор новых материалов для пополнения экспозиции школьного музея.
2. Наладить дружественные связи с учащимися школ поселков Дедовичи, Токсово, Поддорье, Струги Красные, Белебелка, деревни Чернецово, городов Москва, Валдай для совместного изучения героического прошлого Партизанского Края.
3.Уточнить биографические данные М.С.Харченко и ветеранов партизанского движения.
4.Собрать материалы о детях войны – участниках антифашистского сопротивления.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Старт экспедиции дают выпускники в наказе учащимся школы, которое звучит на празднике Первого звонка. Они передают эстафету замечательных дел молодым, просят продолжать школьные традиции, не забывать о том, что школа носит имя легендарного Героя. Выпускники и помогают в организации экспедиций, контролируют ход подготовки к поездке, исходя из собственного опыта, принимают первые отчеты, оказывают помощь в обработке материала.
Затем в школе создается Экспедиционный Совет, который возглавляет Хранитель Музея Малькова Т.А.. Действует в нем несколько инициативных групп:
1.Маршрутная команда, изучая, маршруты прошлых поездок, топографические карты и карты воинских захоронений должна предложить такой маршрут, чтобы он не повторялся, был доступен для поездки на автобусе, проходил по местам боев 2-ой ЛПБ. В экспедиционный план обязательно должен войти пеший поход, посещение краеведческих музеев и школ, митинги Памяти у монументов ( принимаются советы ветеранов партизанского движения).
2. Группа по связям с общественностью налаживает тесные отношения с администрацией района или волости, отделами народного образования, краеведческими музеями, школами, ветеранами 2-ЛПБ: сначала пишут письма почтовые, затем электронная переписка и телефонная связь. Важно договориться о ночлеге, церемонии принятия пищи, концертах и спектаклях для местного населения, спортивных состязаниях со сверстниками, вечере отдыха и дискотеке, экскурсионном сопровождении и проведении Митингов Памяти с возложением венков. Обязательно узнаем, какую помощь можем оказать ветеранам войны (посадка картофеля, сбор урожая, ремонт и покраска забора, мытье окон, колка дров и т.д.).
3. Экспедиционный денежный фонд разъясняет на Совете Президентов школы задачи по сбору заработанных учащимися денежных средств (именно, заработанных самими, а не выпрошенных у родителей). Фонд рассчитывает, сколько необходимо иметь денег и планирует, на что они будут истрачены. Учащиеся школы трудятся осенью в совхозах на сборе урожая, собирают макулатуру, раздают рекламу у метро, снимаются в массовках на киностудии «Ленфильм», сортируют и разносят корреспонденцию на почте, а 18-летние одиннадцатиклассники работали на избирательных участках в выборную компанию Президента России. Каждый класс сам выбирает объекты Трудового десанта и ежемесячно отчитывается перед фондом о «трудовых подвигах». На деньги фонда приобретаются венки и цветы, сувениры ровесникам и новым друзьям, подарки ветеранам, спортивные кубки и вымпела, краска и кисти для покраски оград воинских могил и захоронений.
4.Медицинская комиссия под руководством медсестры школы занимается сбором аптечки медикаментов, обучается необходимым навыкам оказания первой медицинской помощи и использования лекарственных трав.
5. Спортивный клуб «Совенок» в течение года проводит соревнования школьной Спартакиады на кубок имени Героя СССР М.С.Харченко по различным видам спорта с целью формирования общешкольной команды по футболу, волейболу, баскетболу, скипингу (те виды спорта, по которым мы соревнуемся с ровесниками из школ поселков Дедовичи, Поддорье, Белебелка).
6. Команда школьных журналистов подготавливает в поездку технику, необходимую для освещения хода военно – патриотической экспедиции: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, продумывает вопросы для интервью.
7. Совет Президентов организует и проводит конкурсы политической и военной песни, поэзии, чтецов, посвященные памяти М.С.Харченко. Авторские стихи наших учащихся становятся основой для подготовки сценариев митингов Памяти.
8. У школьного хора большой репертуар песен партизан, о войне, о мире, с которыми они побеждают на городских конкурсах, праздниках. К поездке в Партизанский край готовится концерт для жителей деревень, учащихся школ, ветеранов. Множество выступлений проходит прямо у военных могил, в музеях или в домах у ветеранов Войны.
9. Кружок хореографии и студия современного танца занимается постановкой танцевальных композиций для концертов в поездке по Партизанскому краю.
10. Кружок моделирования одежды изготавливает костюмы для танцевальной композиции.
11. Кружки бисероплетения, бумагопластики, резьбы по дереву изготавливают сувениры для ветеранов войны, макеты для школьных музеев.
12. Театральная студия ставит спектакли, которые артисты-школьники показывают для местных жителей поселков и деревень.
13. Заведующая школьной столовой подготавливает для поездки бутыли с водой, формирует сухой паек, продукты для приготовления обеда в походе.
Как видно из вышесказанного, почти все учащиеся и учителя нашей школы задействованы в подготовке экспедиции, внося весомый вклад в создание культурно – воспитательной среды. Каждый ученик имеет возможность в любой сфере проявить свои индивидуальные способности: организаторские, интеллектуальные, творческие.
В результате этой хлопотливой и емкой работы развивается инициативность учащихся, трудолюбие, сплоченность ученического школьного братства, партнерство с учительским коллективом, с родителями, Советом ветеранов партизанского движения, патриотизм, ответственность, благородство. Мы все приобретаем новых надежных друзей, расширяем свой кругозор, обогащаем память новыми историческими знаниями, воспитываем в себе толерантность, с удовольствием занимаемся благотворительностью и тимуровской работой.
Итак, цель достигнута – все увлеченно участвуют в подготовке экспедиции и мечтают стать ее участником. Вот теперь самое сложное: необходимо отобрать 30 человек самых достойных. Делегатом быть - большая честь. Этого права удостаиваются лучшие спортсмены, танцоры, чтецы, певцы, экскурсоводы школьного музея, победители олимпиад. Сопровождают школьную делегацию учителя ОБЖ, физической культуры, руководитель хора, руководитель театральной студии, организатор внеклассной работы, руководитель музея. Но, надо сказать с радостью, что среди учителей тоже есть конкуренция при отборе в делегацию. В поездку приглашаются ветераны 2-й ЛПБ, родственники Героя М. Харченко, которые с удовольствием являются экскурсоводами памятных мест боев. Они возвращаются по « реке времени» в свое детство и юность, в те места, где родились, проживали и боролись с врагом. Уроки Мужества, которые они проводят в поездке, нравятся и юным и седым патриотам.
Экспедиции не могли бы состояться без материальной помощи и содействия вице – спикера ЗАКСа Санкт – Петербурга, депутата округа «Сампсониевское» С.А.Анденко, который всегда поддерживает наши начинания, интересуется результатами поисков.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИЙ
Методы и технологии, которые используются в историко – краеведческих экспедициях:
Встречи с ветеранами партизанского края и детьми войны – интервьюирование и опрос, сбор исторических экспонатов для школьного музея
Акции, митинги Памяти, возложение венков на могилы героев войны
Концерты для жителей населенных пунктов, учащихся школ, ветеранов войны
Участие в раскопках на месте боев с немецко – фашистскими захватчиками, с целью увековечивания памяти неизвестных героев войны
Участие в траурных мероприятиях по захоронению останков неизвестных солдат
Ухаживание за могилами воинов и памятниками Войны (покраска и ремонт оград, уборка мусора)
Экскурсии в историко – краеведческие музеи районных поселков и школ с целью пополнения школьной экспозиции, уточнение биографических данных воинов Партизанского края, приобретение опыта проведения экскурсий
Проведение исторических конференций «Партизанский край. Жизнь ради победы».
Проведение спортивных состязаний с целью упрочения дружеских отношений между школьниками города и села
Поход или лыжный пробег «Партизанская тропа» 10 – 12 км по территории Лесной республики и обед у « партизанского костра» (ребята должны почувствовать тяготы жизни партизан в лесу и сложности переходов по болотистой местности Серболовских лесов и Рдейских непроходимых болот)
Молебен в церкви
Создание видеофильма «Дети войны»
Трудовой десант (помощь в сборе урожая местным жителям, посадка картофеля, мытье окон, колка дров)
За два года было проведено 4 экспедиции:
Первая в Мае 2011г. С- Петербург - г. Псков - г. Старая Русса – пос. Поддорье – пос. Белебелка – С – Петербург.
В ходе этой поездки отряду удалось найти место захоронения брата нашего бывшего директора Волковой Т.Ф. Ей было известно, что брат без вести пропал на территории Партизанского края Ленинградской области в августе 1943 года. Делом моей чести было выполнить просьбу любимого педагога. Удача сопутствовала нам, пройдя 18 захоронений в Новгородской области, в поселке Белебелка на мраморной плите мы обнаружили фамилию Яковлева М.Ф.. Архивная запись в Книге Памяти подтвердила факт захоронения солдата. Участники экспедиционного отряда прибрали территорию мемориального кладбища, провели траурный митинг и возложение венков, сфотографировали захоронение, набрали священной земли. По возвращении в Санкт – Петербург, делегаты поискового отряда побывали в гостях у Волковой Т.Ф. с отчетом по итогам поездки, передали ей фотографии могилы брата и землю. Много слов благодарности мы услышали от пожилого человека и ее родственников. Мы сделали благое дело.
План проведения экспедиции в Партизанский край 17-19 мая 2011 года
17 мая 2011 года.
07-00 Отъезд от здания школы.
10-45 Деревня Мясной Бор Подберезского района Новгородской области.
Митинг и возложение цветов к Мемориалу Памяти погибших советских солдат.
12-30 Город Великий Новгород. Монумент Победы на Екатерининской горке в Кремлевском парке. Митинг и возложение цветов. Подвиг жителей Новгородской Земли во имя Победы.
13-45 Город Старая Русса. Посещение музея Северо-Западного фронта и Партизанского края. Встреча с ветеранами партизанского движения. Урок Мужества.
15-10 Митинг Памяти у Мемориального Комплекса в д. Кривовицы. Трудовой десант
15-25 Трудовой десант у памятника воинам 4 ГВДД в деревне Устье.
15-40 Обед в поселке Поддорье.
16-10 Митинг Памяти и возложение цветов у памятника погибшим защитникам Родины в д. Масловское. Трудовой десант (уборка территории, покраска креста).
17-00 Митинг Памяти и возложение цветов на мемориальном комплексе в д. Самбатово, у могил погибших воинов 4 Стрелковой бригады, 23 Гвардейской Стрелковой Дивизии, 128 отдельного мотострелкового батальона, 391 стрелковой дивизии. Трудовой десант.
18-00 Молебен в Троицкой церкви поселка Поддорье.
18-35 Возложение цветов на могилу Героя СССР Гаврилова Ф.Г.
18-45 Возложение цветов к памятному знаку репрессированным жителям пос. Поддорье
19-00 Экскурсия в Краеведческий музей поселка Поддорье.
19-30 Концерт для жителей пос. Поддорье и ветеранов Партизанского движения «Юность, подвиг партизанский не забудь!»
20-30 Соревнования по волейболу и баскетболу.
21-3 Экскурсия в школьный музей Боевой Славы. Конференция «Вклад 2ЛПБ в Победу над фашистской Германией»
21-30 Танцевальный марафон. Вечер знакомств. Чаепитие. Круглый стол «Радости и чаяния учительского труда».
23-00 Конкурс военной патриотической песни у партизанского костра.
18 мая 2011 года.
6-30 Подъем.
7-30 Завтрак.
8-10 Митинг у монумента в честь перехода линии фронта партизанским продовольственным обозом у деревни Жемчугово. Трудовой десант (уборка территории).
9-00 Возложение цветов к памятнику погибшим жителям деревни Соколье.
Трудовой десант. Посещение святого источника Нила Столобенского на реке Редья.
10-30 Деревня Глотово, где располагался военный госпиталь. Реквием «Партизанская мама», в память о враче 2ЛПБ Радевич Л.С.
10-30 -18-30 Пеший поход «Партизанская тропа» (16 км по болотистой местности, заросли кустарников, берега рек Полисть и Редья, заброшенные деревни)
11-40 Пос. Белебелка. Воинское захоронение. Митинг Памяти и возложение цветов на могилы погибших солдат. Трудовой десант (уборка территории и посадка цветов на могилы).
12-00 Минута Молчания и возложение цветов к памятнику погибшим жителям пос. Белебелка.
12-10 Экскурсия в школьный музей поселка Белебелка.
12-40 Митинг Памяти у монумента Жертвам немецкого трудового лагеря.
13-00 Урок Мужества. Встреча с участниками войны в Доме Ветеранов пос. Белебелка. Концерт для жителей поселка. Посещение выставки прикладного искусства и народных промыслов. Трудовой десант (мытье окон в Доме Ветеранов).
14-00 Посещение ГЭС
14-30 Военная судьба д. Карабинец. Посещение могилы семьи, погибшей в декабре 1942 г. в ходе карательной немецкой операции. Трудовой десант (ремонт деревянной ограды). Посещение Камня - Следовика.
15-00 Митинг Памяти у монумента жителям деревень Починок и Бычково, расстрелянных на льду реки Полисть в декабре 1942 года.
15-30 Урок Мужества. Встреча с детьми Войны, выжившими в кровавой бойне на реке Полисть, Зверевой А.Н. и Веткиной Р.И. Концерт для Ветеранов Войны.
Трудовой десант (помощь престарелым людям в посадке картофеля).
17-30 Походный обед на берегу реки Полисть в деревне Карабинец.
18-30 Отъезд в Санкт – Петербург
Вторая в сентябре 2012г. С– Петербург – Курган партизанской Славы(135 км Киевского шоссе) – г. Луга – г. Порхов – пос. Дедовичи – д. Нивки - д. Хлеборадово – д. Железница – С – Петербург.
Давно мы не навещали Родину нашего Героя М.С. Харченко. В данной экспедиции участвовала племянница М.Харченко Александрова Г.Г.. Целью поездки являлось уточнить биографические факты жизни М. Харченко, раскрыть тайну гибели героя. Проведя исследовательскую работу в архиве музея поселка Дедовичи, музея школы №1, встречаясь с ветеранами 2-ой ЛПБ и местными жителями д. Шубино, мы выяснили, что факты гибели героя расходятся с донесениями командира отряда, которые признаются официальными. Мы побывали на родине сбора продовольственного обоза в деревне Нивки и выяснили, что на монументе в деревне Жемчугово, где обоз переходил трассу Холм – Старая Русса, допущена историческая ошибка: указана дата февраль 1942 г., а обоз вышел 5 марта 1942 г.
Делегатам отряда удалось встретиться с детьми войны и записать их воспоминания о военном детстве на видеокамеру для создания фильма. Материалы экспедиции легли в основу научно – исследовательских работ и будут участвовать в конкурсе «Война. Блокада. Ленинград». Нас поразила история школы №1,ведь каждый учитель и ученик 1941 года – герой, вложивший вклад в Великую Победу. Перед нами открылись новые перспективы поисковой деятельности: хотим собрать информацию о юных патриотах поселка Дедовичи – учениках школы №1 и выпустить цикл книг о наших ровесниках военной поры.
Третья в октябре 2012 года. С-Петербург – Псков – город Валдай – Санкт-Петербург.
Делегация школьников побывала на могиле командира 2-й ЛПБ Н.Г. Васильева и командира 3-й ЛПБ В. Германа. В сквере Героев у вечного огня проведен траурный митинг и возложение венков.
В музее школы №5 города Валдая проведена научно – историческая конференция «Роль 2-ой Ленинградской Партизанской бригады имени Н.Г.Васильева в формировании Партизанского края и разгроме немецко – фашистских захватчиков».
Четвертая 5марта 2013 г. Санкт-Петербург - пос. Дедовичи – деревня Нивки – Санкт-Петербург.
Делегация школы №104 приняла участие в торжественно – траурном митинге в дер.Нивки - родине партизанского обоза, в 71-годовщину отправки продовольственного обоза жителям блокированного Ленинграда, встретились с живыми ветеранами 2ЛПБ, побывали на экскурсии в краеведческом музее пос. Дедовичи и школьном музее деревни Станки, приняли участие в лыжном пробеге по маршруту партизанского обоза.
Вечером, вместе с ветеранами войны и друзьями из школы №1, мы ловили рыбу в реке Шелонь и варили вкусную уху. Даже мороз -27 градусов не смог омрачить встречу и чудесные воспоминания
Наши экспедиции широко освещаются в газете «Коммуна» и телепередачах телеканала «Альфа» поселка Дедовичи Псковской области и газете «Заря» поселка Поддорье Новгородской области.
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕДИЦИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Каждый член экспедиции принимает участие в обработке полученных материалов:
создание компьютерных презентаций
создание фотоотчетов 20х30 и 30х40
создание видеофильмов
в программе «фотошоп» создают коллажи важнейших поисковых мероприятий
материалы экспедиции выкладывают на сайте школы
экскурсоводы составляют новые маршруты экскурсий по школьному музею, используя материалы из экспедиций
члены исторического клуба, изучая новый экспедиционный архивный материал, работают над созданием научно – исследовательских работ на конкурсы и конференции
выпускают книги о Героях войны Дедовичского района
музей М. С. Харченко участвует городском конкурсе на звание «Лучший школьный музей», для которого создает презентацию о деятельности военно – патриотического объединения «Долг»
руководитель школьного музея Шиженская Н. Н. участвует в городских открытых педчтениях по проблемам школьного краеведения .
Материалы, привезенные из историко – краеведческих экспедиций, становятся ценными экспонатами школьного музея и поэтому их необходимо рекламировать, пропагандировать. К ним проявляют большой интерес весь коллектив школы, организация «Псковское землячество», общественность Выборгского района.
Ход экспедиций подробно освещаются периодической печатью местных органов власти и телевидением (газеты хранятся в музее).
Без родной земли нет большой судьбы. Любовь к Родине дает смысл жизни. Мы нашли способ военно – патриотического воспитания через систему экспедиционно – краеведческой работы.
бђЗаголовок 215