Методические рекомендации по организации работы классного руководителя по психолого- педагогическому просвещению родителей умственно отсталых детей
Методические рекомендации по организации работы классного руководителя по психолого-
педагогическому просвещению родителей умственно отсталых детей
На основании анализа результатов исследования психолого-педагогической компетентности родителей умственно отсталых детей, а также исходя из опыта работы специалистов по повышению педагогической культуры родителей, была выявлена необходимость тесного сотрудничества образовательной организации с семьей умственно отсталого ребенка.
Работа с семьей может проводиться как индивидуально, так и по группам. Необходимо отметить, что оба варианта взаимодействия образовательного учреждения с семьей являются взаимодополняемыми, и могут реализовываться параллельно.
Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей умственно отсталых детей строится по нескольким направлениям: консультативное, информационно-просветительское, практическое.
Исходя их результатов опроса родителей умственно отсталых детей, были определены приоритетные направления работы с родителями: родительские собрания; психолого-педагогическое консультирование; участие родителей в коррекционных занятиях совместно с детьми; совместная деятельность родителей и детей вне коррекционно-развивающих занятий; психологический тренинг.
Одним из основных направлений работы с родителями, имеющими умственно отсталого ребенка, является родительское собрание. Родительские собрания как форма помощи семье имеет самые широкие возможности. Они могут быть разные по тематике, по включенности родителей в процесс.
Родительские собрания рекомендуется проводить регулярно – один раз в месяц. Тема родительского собрания должна раскрывать наиболее волнующие вопросы, возникающие у родителей в процессе воспитания ребенка. Направление, содержание и форма родительских собраний определяется характером проблем в воспитании детей. В системе родительских собраний большое значение имеют тематические родительские собрания. Через систему таких собраний осуществляется психолого-педагогическое информирование родителей умственно отсталых детей. На тематических родительских собраниях взрослые обучаются построению эффективного общения с ребенком, получают рекомендации по реализации коррекционно-развивающей деятельности. Тематика собрания определяется в соответствии с программой психолого-педагогического просвещения родителей. Опираясь на результаты, полученные из анкет родителей умственно отсталых детей, мы предлагаем систему родительских собраний на год.
Первое родительское собрание должно быть консультативным, которое
необходимо для получения специалистом информации о семьях и детях. На основе полученных результатов специалист разрабатывает систему последующих тематических родительских собраний. На этом же родительском собрании родители получают список рекомендованной к прочтению литературы, которая может помочь в организации воспитательного процесса.
«Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»
«Как организовывать досуг ребенка с умственной отсталостью»
«Как проводить коррекционно-развивающие занятия с ребенком»
«Как стимулировать познавательную активность ребенка путем использования дидактических и свободных игр»
«Методы педагогического воздействия на ребенка. Наказание или поощрение?»
«Развитие навыков самообслуживания у ребенка с умственной отсталостью»
«Детская литература, мультики, спектакли, помогающие в воспитании ребенка с умственной отсталостью»
Последнее родительское собрание является итоговым. На нем родители имеют возможность проанализировать достижения своего ребенка, проследить динамику его развития.
При выборе формы проведения родительского собрания необходимо исходить их того, что на собрании должно осуществляться не только информирование родителей, но также и обучение непосредственным педагогическим умениям и навыкам, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающий процесс дома при тесном взаимодействии с ребенком. Так, родительское собрание должно содержать лекционно-просветительскую часть, а также практическую часть. Во второй половине родительского собрания взрослые могут обсудить полученную информацию за круглым столом, проиграть конкретные ситуации, которые могут возникнуть в семье, разработать систему методов и приемов, позволяющих направлять ребенка в его деятельности. Мы предлагает использовать следующие формы родительского собрания: беседы; круглые столы, на которых могут присутствовать специалисты различных областей; деловые игры; родительский тренинг; практическое занятие с демонстрацией выполнения конкретных упражнений и заданий (на таком родительском собрании вместе с родителями могут присутствовать дети).
Работа с родителями может осуществляться разными специалистами: дефектологом, воспитателем, психологом, логопедом. В зависимости от специфики проблемы к собранию может быть подключен не один специалист, а сразу несколько.
Родительское собрание как форма поддержки семьи имеет ряд преимуществ: родители, общаясь друг с другом, перенимают опыт общения с детьми, получают поддержку со стороны других родителей, находящихся в подобной ситуации, имеют возможность выявить собственные ошибки в воспитании путем идентификации себя с другими членами группы (взгляд со стороны). Данная форма психолого-педагогической поддержки позволяет семье увидеть перспективы своего ребенка, снижает уровень стресса у родителей, расширяет круг знакомств. В целом родители начинают по-другому воспринимать трудности в семье, легче идут на контакт со специалистами, вовлекаются в коррекционно-воспитательный процесс. Родительские собрания позволяют систематически и целенаправленно осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.
Психолого-педагогическое консультирование - важный этап, позволяющий образовательному учреждению наладить общение с родителями умственно отсталых детей. Он необходим не только для ознакомления родителей с физиологическими и возрастными особенностями детей, а также для педагогической и психологической помощи родителям в решении возникающих проблем в воспитании ребенка с умственной отсталостью. На этапе консультирования родители могут получить ответы на наиболее волнующие их вопросы, получить индивидуальные рекомендации по стратегии воспитания ребенка. В результате, после психолого-педагогического консультирования, родители должны понять важность создания оптимальных условий для воспитания, а также адекватных способов взаимодействия с умственно отсталым ребенком. Психолого-педагогическое консультирование может проводить дефектолог, психолог, врач.
Познакомиться с содержанием коррекционно-развивающей работы, проводимой с умственно отсталыми детьми в саду, родители могут через просмотр открытых занятий. Присутствуя на занятиях вместе с ребенком, родители будут иметь возможность узнать о способах адекватного взаимодействия со своим ребенком, получат знания по формированию ряда умений и навыков у ребенка. Задача дефектолога на открытом занятии познакомить родителей с целью проводимого занятия, рассказать о методах педагогического взаимодействия с ребенком, проследить взаимосвязь между эмоциональным состоянием ребенка и успешностью усвоения материала, научить родителей наблюдать за изменениями поведения и реакциями своего ребенка. Присутствие родителей на занятиях вместе с ребенком поможет им лучше понять принцип выстраивания воспитательной работы со своим ребенком, а также наладить тесное сотрудничество со специалистами детского сада.
Важным шагом по повышению активности семьи является включение родителей в различные формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Это может быть общая проектная деятельность разной тематики: «Профессии родителей», «Моя семья», «Мой питомец» и т.д. Также участие в праздниках, помощь при подготовке номера, изготовлении декораций значительно сблизит не только родительско-детские отношения, а также укрепит связь детского сада и семьи.
Дополнительной формой поддержки семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, может выступать психологический тренинг для родителей, направленный на снятие состояния хронического стресса. Данное направление работы может значительно облегчить эмоциональное состояние семьи. Совместно с психологом родители смогут очертить круг проблем, которые больше всего беспокоят семью, разработать памятку с рекомендациями, получить несколько практических советов по самостоятельному выходу из состояния стресса. Данная форма работы выступает как вспомогательная, однако она важна для реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей.
Мы надеемся, что в результате реализации психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, у родителей изменится отношение к ребенку, появится понимание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с ним. Благодаря включению членов семьи в коррекционно-развивающий процесс они овладеют приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком, начнут чаще обращаться к специалистам за помощью. Индикатором успешности включения семьи в коррекционно-развивающий процесс является появление активной позиции в воспитании ребенка у родителей.
Заголовок 315