Выступление на семинаре по духовно-нравственному воспитанию


"Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося начальной школы".
Кривопалова Марина Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ «Комсомольская СОШ»
«Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все меряется деньгами.
Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли такими? Бесспорно, мы хотим видеть в наших детях другие нравственные качества. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.
Я работаю учителем начальных классов и особое внимание уделяю духовно-нравственному воспитанию. И это неслучайно. Проанализировав проблемы классного коллектива, воспитательную работу за прошедший учебный год, исходя из анализа деятельности и психолого-педагогической характеристики класса, я пришла к выводу, что данное направление требует более серьёзного подхода в работе с классом. Исходя из этого были намечены цели работы, поставлены задачи, была сформулирована тема самообразования. Это был первый этап работы.
На втором этапе мною по выбранной проблеме воспитания классного коллектива была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, изучен опыт работы педагогов, эффективность используемых традиционных и нетрадиционных средств обучения.
На третьем этапе происходило накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
  Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.
Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
      Наиболее распространённой формой этой организации являются уроки ОРКСЭ, классные часы, часы общения.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удается обсудить, сравнить 2-3 притчи. Такие уроки способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. Ребятам было очень интересно, почему в православных храмах женщины должны быть в платках, а мужчины, наоборот, без головного убора. Для сравнения ребятам был приведён пример посещения мусульманского храма: вход без обуви, обязательное у мужчин наличие головного убора.
Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникает дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 
 Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию. 
 Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Блины-символ Масленицы», «Добрые дела в моей жизни» и др.
 И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:  укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;  формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;  развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Главной формой воспитательной работы с учащимися остаётся классный час. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Была проведена серия классных часов:  «Святые заступники Земли Русской». Речь шла о духовном подвиге Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Александра Невского. В ходе работы учащиеся были активны, смогли ответить на вопрос: «За что эти люди были причислены к лику святых?» Планируется серия классных часов о Матушке Матронушке и Ксении Петербургской, Иоанне Кронштадском.
Прошли уроки мужества: «Они сражались за Родину», «Хочется всех поимённо назвать…».  Они имеют целью обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями.
Регулярным стало проведение информационных часов: «Твоё русское имя», «Первый в космосе», фотоконкурсов «Природа нашего края», заочное путешествие: «Музеи мира», «Картинные галереи».
Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в классе определенной  проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.
При определении направлений нравственного воспитания  очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание  завтрашнего дня, насколько несет в себе дух нового времени.
Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться грамотно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени.
Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». А народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту. А для этого необходимо «построить дом» - не жилище, а Храм своей души. Выпустить на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения. Не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, бездуховностью.
             Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, доброе слово.Заканчивая своё выступление, хотелось бы сказать, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.