Программа развития просодической стороны речи у детей с дизартрией в условиях дошкольного логопункта.
Программа логопедической работы по преодолению недоразвития просодической стороны речи у детей с дизартрией ,в условиях дошкольного логопункта.
Автор: Маммеева С.П.
Москва 2015г.
Пояснительная записка.
Недоразвитие просодики у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее такие компоненты речевой деятельности как:
-темп речи
-ритм речи
-сила и громкость голоса
-тембр голоса
-интонация
-дикция
-пауза
-ударение
-речевое дыхание
В научной литературе нарушения просодики выделяются при заикании, дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной алалии, а так же у детей страдающих заболеваниями ,влияющими на голосоподачу ( деформации грудных клеток, искусственная гортань, трахеотомия, и расщелины неба и пр.), голосоведение (полипы голосовых складок, искусственная гортань, ,расщелины неба, свищи и пр.), у детей с врожденными патологиями цнс (ДЦП и пр). Медицинскими аспектами данных дефектов и их коррекцией (кроме ринолалии) занимаются фониатры; нарушениями, не требующими пост- операционной коррекции в условиях стационара ,занимаются учителя-логопеды- в условиях дошкольных учреждений.(логогруппа, логопункт).
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы и коррекция речевых нарушений. При диагностике речевого нарушения важно выявить структуру дефекта, сохранные функции, на которые будет опираться логопед в своей работе в первую очередь это слух и зрение.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, инструктора по плаванию.
Характеристика детей с дизартрией.
Дизартрия возникает при недостаточной иннервации нервных волокон, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой. На дошкольные логопункты попадают преимущественно дети со стертой формой дизартрии, имеющие сохранный слух и интеллект. Однако тяжесть проявления может быть разная. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
*Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
У детей- дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется:- нечетким, смазанным звукопроизношением; - голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; - ритм дыхания нарушен; - речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Классификации дизартрии:1) По степени выраженности: а) Анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи.б) Дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность.в) стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые)- выражены в стертой форме.Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики. 2) По локализации поражения: a) Бульбарная дизартрия - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного паралича. При бульбарной дизартрии ,наблюдаются: нарушение глотания, поперхивания, попадания пищевых масс в нос, нарушение голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограниченная подвижность мягкого нёба, неподвижность голосовых связок, отсутствуют нёбный и глоточный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.б) Псевдобульбарная дизартрия - дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного паралича. При псевдобульбарной дизартрии наблюдается: гиперсаливация (усиленное слюноотделение) – ограничение движения мышц языка, нарушение произвольного глотания, парез губных мышц; повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничения движений губ, языка, мягкого нёба, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.в) Подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая) дизартрия - дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
Характерными чертами для этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены). Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, немодулированная, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.г) Дизартрия паркинсоническая – вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдается при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.д) Корковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением корковых зон в области передней центральной извилины, связанной с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова. Эта форма дизартрии характеризуется более изолированными нарушениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.ж) Мозжечковая дизартрия - дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; Характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи.Речь носит замедленный, скандированный, растянутый, толчкообразный характер. Нарушены модуляции и отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы.
Чаще всего встречается бульбарная и псевдобульбарная формы.
Исходя из вышеизложенного ,можно сделать вывод, что дети страдающие данным речевым расстройством в первую очередь должны получать комплекс мероприятий для компенсации данного дефекта, как педагогических, логопедических, так и медицинских ( медикаментозная терапия, физиотерапия).
Организация коррекционно-логопедической работы для детей с дизартрией в условиях дошкольного отделения. (средняя группа)
Необходимость ранней организации работы по развитию просодики обусловлена большими возможностями данного возрастного периода. С четырехлетнего возраста дети зачисляются на логопункт. Исходя из особенностей детей с дизартрией, расписания занятий, режима дня необходимо выстроить процесс коррекционного воздействия так чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников. Желательно проводить занятия с логопедом в первую половину дня, что бы вторая могла быть свободна для посещения бассейнов, ЛФК и пр. Логопедические занятия по развитию просодической стороны речи с детьми- дизартриками проводятся в подгруппах, численностью не более 4-х человек.
Направления работы на занятиях: •Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук)
Постановка речевого дыхания
Развитие активной подражательной речевой деятельности;
Развитие мелкой и артикуляционной моторики
Развитие темпа и ритма речи
Развитие интонационной выразительности
Активизация речевой и мимической мускулатуры
Работа над силой и высотой голоса.
Организация коррекционно-логопедической работы для детей с дизартрией в условиях дошкольного отделения (старший возраст)
Задачи и содержание коррекционной работы планируются с учетом выявленных на обследовании критериев. Занятия носят подгрупповой характер, однако численность детей может достигать 6 человек.
Направления работы на занятиях: •Развитие чувства ритма, на основе музыкальных произведений. (имитация игры на музыкальных инструментах)
Развитие речевого дыхания, выработка правильного речевого длительного выдоха.
Развитие активной речевой деятельности, связной речи
Развитие мелкой и артикуляционной моторики
Развитие темпа и ритма речи
Развитие интонационной выразительности
Развитие речевой и мимической мускулатуры
Работа над силой и высотой голоса
Организация коррекционно-логопедической работы для детей с дизартрией в условиях дошкольного логопункта.( подготовительная к школе группа).
Задачи и содержание планируются с учетом результатов обследования, на котором выявляются остаточные явления недоразвития просодической стороны речи. Занятия носят подгрупповой характер , при необходимости проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Направления работы на занятиях: •Развитие чувства ритма, на основе музыкальных произведений. (имитация игры на музыкальных инструментах)
Развитие речевого дыхания.
Развитие артикуляционной моторики
Развитие темпа и ритма речи
Развитие интонационной выразительности
Развитие речевой и мимической мускулатуры
Формирование графических навыков
Работа над паузированием.
Работа над дикцией
Работа над тембром, силой и высотой голоса.
Занятия воспитателя.
В задачу воспитателя входит включение ребенка с дизартрическими нарушениями в игры -драматизации. Контроль на занятиях за силой голоса. Воспитатель должен следить за дикцией ребенка, интонационной выразительностью речи. Так же он должен отслеживать длительность сна, следить за качеством пережевывания пищи, отслеживать координированные тонкие движения пальцев рук. Используется пальчиковая гимнастика. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.
Физическая культура. Деятельность инструктора по ФИЗО.
В связи с тем, что дети ,имеющие в основе дефекта органическую природу в большинстве случаев имеют высокую возбудимость, отвлекаемость или наоборот повышенную утомляемость, необходимо сформировать целостные двигательные навыки, с учетом органической патологии. Дети с дизартрией в преобладающем большинстве имеют стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному темпу и плохой переключаемости. В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные, недостаточно ритмичные движения.
Музыкальные занятия. Деятельность музыкального руководителя.
Развивать музыкальный и физиологический слух. Активизация всех голосовых регистров. Вовлечение детей в активную деятельность в условиях праздников, театрализованных постановок. Обучение вокализации гласных на твердой и мягкой атаке голоса. Работа над силой и высотой голоса. Активизация ритмичных движений в музыкальный такт. Логоритмические разминки. Особое внимание стоит обратить на детей с тахилалией и брадилалией, так же на детей с ярко выраженным назальным оттенком речи.
Психо-коррекция. Работа педагога-психолога.
Выявление индивидуальных особенностей детей в ходе психолого-педагогической диагностики, (таких как тревожность и пр.). Работа над предупреждением логоневроза. Работа по снятию и профилактике психо- эмоциональной напряженности, агрессии, неуверенности в себе, гиперактивности.
Часть 1. Логопедическая работа с детьми по развитию просодики в средней группе.
Период Основное содержание работы
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие понимания речи. Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Различать интонации.
Развитие активной подражательной речевой деятельности. Учить детей называть родителей, родственников ,имена друзей.. Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов.
•Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук)т понимание ритма более легких мелодий фортепиано.
Постановка речевого дыхания по Беляковой, Гончаровой.
Постановка диафрагмального дыхания
Развитие мелкой и артикуляционной моторики (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика)
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу ,с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).
Логоритмика по Волковой.
Развитие интонационной выразительности.
В играх-драматизациях.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика.
Активизация речевой и мимической мускулатуры.
Логопедический массаж по Новиковой.
Самомассаж.
Нормализация тонуса, под средством релаксации. По Выгодской, Пеллингер. Успенской.
Работа над силой и высотой голоса.
Метод дирижирования.
Интерактивные игры.
Упражнения на голосовом модуляторе компьютера.
Прослушивание записей своего голоса.
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь Развитие понимания речи. Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Различать интонации. Понимать логическое ударение.
Развитие активной подражательной речевой деятельности. Учить детей повторять за логопедом фразу. Отвечать на вопросы с утвердительной интонацией полным предложением.
Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук) усложнением ритма музыкальных произведений.
Работа над речевым и физиологическим дыханием. По Беляковой, Гончаровой.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, работа с мелкими предметами )Арт-терапия, песочная терапия. Интерактивные игры. Работа с прищепками, массажными мячиками.
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу ,с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).Логоритмика по Волковой.
Развитие интонационной выразительности.
В играх-драматизациях.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика.
Активизация речевой и мимической мускулатуры.
Логопедический массаж по Новиковой.
Самомассаж.
Нормализация тонуса, под средством релаксации. По Выгодской, Пеллингер. Успенской.
Работа над силой и высотой голоса.
Метод дирижирования.
Интерактивные игры.
Упражнения на голосовом модуляторе компьютера.
Прослушивание записей своего голоса.
Знакомство с гласными звуками. Речедвигательная ритмика А.Я. Мухиной. Дифтонги.
В итоге логопедической работы дети должны:
Правильно дышать при голосоведении.
Правильно артикулировать гласные.
Уметь повышать-понижать голос.
Овладеть первичными интонационными навыками.
Овладеть навыками речевого артикулирования. Удерживать артикуляционную позу.
Нивелировать паретические проявления.
Активизировать мимическую мускулатуру.
Овладеть первичными навыками скоординированных и ритмичных движений, в том числе и пальцев рук.
Нормализовать психо-эмоциональное состояние. Побороть страх речи перед сверстниками.
Нормализовать и понимать слоговую структуру слова.
Овладеть фразовой речью (первоначальный этап: простое распространенное предложение).
Уметь убыстрять и замедлять темп речи.
Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Автоматизировать в речи уже поставленные звуки.
Понимать обращенную речь и логическое ударение.
Часть 2. Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Период Основное содержание работы
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие понимания речи. Учить понимать логико-грамматические конструкции.
Развитие активной подражательной речевой деятельности. Овладение навыками пересказа, с учетом интонационной окрашенности текста. Разучивание стихотворений.
Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук) понимание ритма более сложных произведений.
Работа над речевым и физиологическим дыханием. По Беляковой, Гончаровой.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики : Артикуляционная гимнастика. Арт-терапия. Терапия песком. Работа с мелкими ,логопедическими пазлами и выкладывание букв из фасоли, мелких материалов, лепка букв из пластилина.
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу ,с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).
Логоритмика по Волковой.
Развитие интонационной выразительности.
В играх-драматизациях. В театрализованных постановках.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика.
Активизация речевой и мимической мускулатуры.
Логопедический массаж по Новиковой.
Самомассаж.
Нормализация тонуса, под средством релаксации. По Выгодской, Пеллингер. Успенской.
Работа над силой и высотой голоса.
Метод дирижирования.
Интерактивные игры.
Упражнения на голосовом модуляторе компьютера.
Прослушивание записей своего голоса.
Знакомство с согласными звуками. Речедвигательная ритмика А.Я. Мухиной. ( м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, д-дь, к-кь, г-гь, х-хь,б-бь,в-вь,ф-фь)
II Январь, февраль, март, апрель, май, начало июня Развитие понимания речи.Учить понимать логико-грамматические конструкции. Усложнение материала.
Развитие активной подражательной речевой деятельности.Овладение навыками пересказа, с учетом интонационной окрашенности текста. Разучивание стихотворений.
•Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук) понимание ритма более сложных произведений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Работа над речевым и физиологическим дыханием. По Беляковой, Гончаровой.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики :артикуляционная гимнастика. Арттерапия. Терапия песком. Работа с мелкими логопедическими пазлами и выкладывание букв из фасоли, мелких материалов, лепка букв из пластилина.
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу ,с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).
Логоритмика по Волковой.
Развитие интонационной выразительности.
В играх-драматизациях. В театрализованных постановках.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика.
Активизация речевой и мимической мускулатуры.
Логопедический массаж по Новиковой.
Самомассаж.
Нормализация тонуса, под средством релаксации. По Выгодской, Пеллингер. Успенской.
Работа над силой и высотой голоса.
Метод дирижирования.
Интерактивные игры.
Упражнения на голосовом модуляторе компьютера.
Прослушивание записей своего голоса.
Знакомство с согласными звуками. Речедвигательная ритмика А.Я. Мухиной. (Свистящие, шипящие))Индивидуальная работа над тембром голоса.
В итоге логопедической работы дети должны:
Понимать и использовать в речи логико-грамматические конструкции.
Уметь воспроизвести ритм музыкального произведения, воспроизвести ритм предложенный логопедом.
Уточнить артикуляцию согласных звуков, автоматизировать в речь исправленные звуки.
Уметь понижать-повышать голос по команде и в самостоятельной речи.
Уметь определить ритмический рисунок слова и подсчитать количество слогов, подбирать слова под ритмический рисунок.
Уметь воспроизводить и продуцировать сложное распространенное предложение. Сохранять ритмический рисунок слов в процессе продуцирования.
Нормализовать мышечный тонус.
Адаптироваться в группе детей. Свободно вести диалог.
Уметь вокализировать по заданным маркерам.
Овладеть точными и скоординированными движениями.
Избавиться от назального оттенка.
На итоговом обследовании показать уровень сформированности просодической стороны речи не менее 70- 80%
Часть 3. Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи у детей в подготовительной к школе группе.
Предполагается, что к концу второго года обучения дети имеют достаточный уровень сформированности просодической стороны речи. Лишь у детей с ярко-выраженными органическими поражениями могут оставаться явления недоразвития. Работа с такими детьми выносится на индивидуальные занятия. Работа с остальными детьми проводится в группе. Задания по развитию просодики выносятся на этапы занятия: оргмомент, физминутки. Контроль и закрепление навыков просодики ведется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Период Основное содержание работы
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие понимания речи. Закрепление навыка понимания логико-грамматических конструкций.
Развитие активной подражательной речевой деятельности. Закрепление навыков пересказа, с учетом интонационной окрашенности текста. Разучивание стихотворений.
•Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук) понимание ритма более сложных произведений.
Развитие артикуляционной моторики : Артикуляционная гимнастика под ритм, в том числе и музыкальных произведений.
Развитие тонкой моторики пальцев рук, графических навыков.
Работа с мелкими логопедическими пазлами и выкладывание букв из фасоли, мелких материалов, лепка букв из пластилина. Печатание букв и графических рисунков под заданный ритм.
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу, с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).
Логоритмика по Волковой. (физминутки).
Развитие интонационной выразительности.
В театрализованных постановках.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика.
Развитие речевой и мимической мускулатуры.
Самомассаж под ритм и музыкальные композиции.
Закрепление навыка владения силой и высотой голоса. Метод дирижирования.
Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
Работа над паузированием.
Индивидуальная работа над тембром голоса.
II Январь, февраль, март, апрель, май, начало июня Развитие понимания речи. Закрепление навыка понимания логико-грамматических конструкций.
Развитие активной подражательной речевой деятельности. Закрепление навыков пересказа, с учетом интонационной окрашенности текста. Разучивание стихотворений.
Развитие чувства ритма, на основе классических произведений. Имитация игры на музыкальных инструментах (отбивание ритма пальцами рук) понимание ритма более сложных произведений.
Развитие артикуляционной моторики : Артикуляционная гимнастика под ритм, в том числе и музыкальных произведений.
Развитие тонкой моторики пальцев рук, графических навыков.
Работа с мелкими логопедическими пазлами и выкладывание букв из фасоли, мелких материалов, лепка букв из пластилина. Печатание букв и графических рисунков под заданный ритм.
Развитие темпа и ритма речи. Методы отхлопывания, пропрыгивания слогов. Отстукивание руками по столу ,с сопряженным воспроизведением. ( в ходе работы над слоговой структурой слова).
Логоритмика по Волковой. (физминутки).
Развитие интонационной выразительности.
В театрализованных постановках.
Метод маркеров речи (по опорным знакам, в ходе работы над предложением)
Психогимнастика. (оргмомент)
Развитие речевой и мимической мускулатуры.
Самомассаж под ритм и музыкальные композиции. (оргмомент)
Закрепление навыка владения силой и высотой голоса.Метод дирижирования.
Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
Работа над паузированием.
Индивидуальная работа над тембром голоса.
В итоге логопедической работы дети должны:
Понимать и использовать в речи логико-грамматические конструкции.
Уметь воспроизвести ритм музыкального произведения, воспроизвести ритм предложенный логопедом.
Уточнить артикуляцию согласных звуков, автоматизировать в речь исправленные звуки.
Уметь понижать-повышать голос по команде и в самостоятельной речи.
Уметь определить ритмический рисунок слова и подсчитать количество слогов, подбирать слова под ритмический рисунок.
Уметь сохранять ритмический рисунок слов в процессе продуцирования.
Нормализовать мышечный тонус.
Свободно вести диалог.
Уметь вокализировать по заданным маркерам.
Овладеть точными и скоординированными движениями. Уметь воспроизводить их под заданный ритм.
Овладеть начальными графическими навыками.
Иметь четкую дикцию.
На итоговом обследовании показать уровень сформированности просодической стороны речи не менее 90%