Статья: Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организаций
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида
«ЗВЁЗДОЧКА» г.Зернограда
Психолого-педагогическое сопровождение детей
с особыми образовательными потребностями
в условиях дошкольных организаций
Волгина Маргарита Викторовна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
29.08.2014г.
Ребенок с особыми потребностями в образовании (ООП) – это уже не новое для нашего восприятия понятие.
Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями здоровья или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления такие понятия, как «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и такие страшные слова, как слепой, глухой, даун, спастик, алалик, дизартрик, аутист, - указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Дети с особыми образовательными потребностями - эта та категория воспитанников, кому нужны обходные пути получения знаний, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными.
Такое понятие, как «психолого-педагогическое сопровождение» является сегодня не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время развитие, обучение и воспитание детей с ООП принято называть «инклюзией».
При инклюзивном подходе мы не адаптируем детей с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям и стандартам детского сада, а реформируем образовательные учреждения и ищем педагогические подходы к их обучению, чтобы было возможно учитывать особые образовательные потребности всех детей, у которых они возникают.
В нашем городе уже приняты шаги в данном направлении. На базе РПМПК открылся психологический центр, специалисты которого оказывают консультационную помощь, связанную с инклюзией в образовании.
В образовательной политике нашей страны разработан и внедрен пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями.
Как же на самом деле осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП?
Для успешного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП педагоги и специалисты дошкольной организации должны правильно оценить возможности каждого ребёнка, четко определить уровень его актуального развития, используя методы углубленной диагностики и, по выявленным в ходе психодиагностики проблемам, осуществить разработку индивидуального образовательного маршрута развития каждого ребенка, имеющего особые потребности в образовании.
Мониторинг данного сопровождения проводится в три этапа:
Результатом первого этапа будет предоставление всех специалистов об особенностях развития ребенка.
Затем, чтобы конкретизировать и уточнить представление о ребенке, проводится второй уточняющий этап, который опирается на углубленные методы диагностики: беседа, анализ продуктивной деятельности ребёнка, тесты, опросы, анкетирование педагогов и родителей.
Третий этап (окончательный) заключается в сравнении и сопоставлении полученных данных о ребёнка и выведение из них определенного заключения, которое называется интерпретацией. Преимущественно для заключения используется метод экспертных оценок.
Мониторинг детского развития включает в себя:
оценку психического развития ребенка;
состояние его здоровья;
развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг проводится два раза в год: в начале и по окончании работы по программе с ребёнком. Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию
процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что в педагогической практике порой бывает очень сложно соединить требования дошкольной программы и особенности детей с ООП, которые должны ее освоить?
Психологи предлагают разделить все содержание образовательной программы ДОУ на три категории:
«обязан знать» - информация, обязательная к усвоению ребёнком и существенная;
«должен знать» - информация важная, но не существенная;
«может знать» - информация несущественная и не слишком важная.
Если адаптировать данную систему в практику психолого-педагогического сопровождения детей с ООП, то категория «обязан знать» будет соответствовать индивидуальному образовательному маршруту ребенка, который для него определили и разработали специалисты ПМПК в рамках инклюзивной образовательной вертикали.
Например: (В детский сад поступил ребёнок с диагнозом РДА. На данном этапе формировать у него элементарные математические представления и обучать грамоте будет бессмысленно, а вот формировать механизмы сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми будет логично. Так как дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, и дающее возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение). Это и есть категория «обязан знать».
Инклюзивное образование строится на следующих принципах.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.
Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. Этого допускать нельзя.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и
способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,
понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Заострю Ваше внимание на главных аспектах:
Важным условием успешности психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями является самостоятельная активность ребенка.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, всё делают за него, предугадывая его каждое движение, у детей формируется «выученная беспомощность», феномен, при котором ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. Этого допускать нельзя.
Для стимуляции детской активности педагоги и специалисты ДОУ могут использовать принципы организации среды ДОУ.
Решающим фактором, от которого зависит успешное обучение и воспитание дошкольников с ООП – адекватные условия воспитания ребёнка в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных, коррекционно-развивающих и социокультурных мероприятий. Усилия педагогов будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Л.С.Выготский в связи с этим писал: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, а возможно шире практиковать их общение с остальными детьми». Обязательным условием выступает не ориентация на особенности имеющегося нарушения у ребенка, а компенсацию развития вторичного дефекта.
Опыт зарубежных и российских специалистов показывает, что грамотно организованная ранняя диагностика, комплексная коррекция и реабилитация открывают для значительной части детей с ООП возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15