Рабочая программа Основы философии для профессиональных образовательных организаций медицинского профиля
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский медицинский колледж»
рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 Основы философии
(индекс и наименование дисциплины)
31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация
для специальности (группы специальностей)
Фельдшер, Медицинская сестра, Фармацевт
(код и наименование специальности)
углубленный и базовый
(уровень подготовки)
(ППКРС по профессии 34.01. 01. Младшая медицинская сестра
по уходу за больными)
Альметьевск – 2016
Рассмотрено
ЦМК общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол №__
«____»____________201__ г.
Председатель___________________
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
____________ А.К. Багаутдинов
«_____»________________201__ г.
Рабочая программа дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), проекта примерной программа учебной дисциплины для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация.
Может быть использована при реализации ППКРС по профессии 34.01. 01. Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Разработчик: Багаутдинов А.К. – преподаватель гуманитарных дисциплин, высшей квалификационной категории.
Рецензенты:
Рахимова А.Н. – преподаватель истории и обществознания, высшей квалификационной категории Альметьевского медицинского колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Основы Философии» является частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), в соответствии с ФГОС по специальностям колледжа:
31.02.01 Лечебное дело;
34.02.01 Сестринское дело;
33.02.01 Фармация;
ППКРС по профессии 34.01. 01. Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППССЗ:
Дисциплина «Основы Философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Основы Философии» обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины «Основы Философии» обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 14 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
62
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
14
в том числе:
составление конспектов
заполнение таблиц
написание рефератов
3
2
9
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.
1
Тема 1.2. Вопросы философии. Основные категории и понятия философии
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.
Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.
1
Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции.
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.
Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.
1
Практическое занятие.
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.
2
Раздел 2. История философии
Тема 2.1. Философия Древнего Востока.
Содержание учебного материала
2
1
2
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
1
Тема 2.2. Развитие античной философии.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
5
Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.
1
Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод.
1
Тема 2.4. Немецкая классическая философия
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.
1
Тема 2.5. Русская философия.
Содержание учебного материала
2
1
2.
3.
4.
5.
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы.
П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.
1
Тема 2.6. Философия XX века.
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
4.
5.
Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Экзистенциализм.
Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
1
Раздел 3. Философское учение о бытии.
Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.
1
Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.
Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.
1
Практическое занятие.
Изучение материи как фундаментальной философской категории.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела.
Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.
Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе».
3
Раздел 4. Философское осмысление природы человека.
Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.
Антропосоциогенез – процесс формирования человека из
животного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и
материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его
влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человека.
Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.
Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
1
Практическое занятие.
Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.
2
Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность.
Содержание учебного материала
2
1
2
Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика
1
Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
Познание как предмет философского анализа. Чело