Выступление на тему:Эффективные пути и приёмы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Степанова Любовь Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Больше- Машляковская СОШ» Рыбно-Слободского района РТ
Каримуллина Эндже Мансуровнаучитель русского языка и литературы МБОУ «Больше- Машляковская СОШ» Рыбно-Слободского района РТ
Самым сложным является написание сочинения. Что такое по сути сочинение на ЕГЭ? Это беседа. Беседа и с автором текста, по которому пишется сочинение, и с проверяющим. При этом эта работа должна быть выдержанной по стилю, по умению «охватить» проблему и «глобально», и «узко».
Итак, опыт работы показывает: ребята «боятся» проблемы текста. То и дело приходится слышать :«Вот если бы правильно найти проблему…»
Что такое проблема?
Проблема- поставленный именно автором вопрос, на который он в тексте сам же и отвечает. Сложность- ни в одном тексте мы не увидим: «Ребята, вот проблема- …» и « Ребята, вот моя позиция как автора-…». Ребятам, чтобы разобраться «в дебрях» текста нужно уметь различать
- стили речи: публицистический, художественный, разговорный
-иметь широкий кругозор
-богатую фантазию и воображение
-знать средства выразительности языка
-читать как можно больше художественной литературы
Ребята четко должны знать различия между темой , проблемой, авторской позицией.
Тема- о чем?
Проблема- вопрос, поднятый автором текста.
Авторская позиция- ответ автора на вопрос, поднятый им в тексте.
Попытаемся на примере стихотворения в прозе «Собака» И.С.Тургенева найти эти части сочинения
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.И я тоже гляжу ей в глаза.Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…И конец!Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.Февраль, 1878.
1.Тема, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы : погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря"), собака.
2. Проблема жизни и смерти.
3. Авторская позиция -усиление впечатления беззащитности жизни перед смертью.
Более сложным является написание сочинения по художественному тексту: для этого ученику необходимо знать все произведение, то есть помнить о том, что было до отрывка; а также помнить – что было после.
Открытием для нас стала книга Пауло Коэльо «Мактуб», в которой собраны короткие истории, заимствованные автором из различных источников и культур. Чтение этой книги- прекрасный повод поразмышлять.
Текст 1
Один очень благочестивый и набожный человек внезапно лишился всего своего состояния. И зная, что Господь может в любых обстоятельствах прийти к нему на помощь, принялся молиться:
-Сделай так, чтобы я выиграл в лотерею.
Такие молитвы воссылал он год за годом, но остался бедняком.
Но вот он умер и, как человек праведной жизни , попал прямо к райским вратам.
Но входить отказался. А заявил, что прожил всю свою жизнь, не нарушая заповедей и в полном соответствии с тем, чему его учили, а вот Бог все равно так и не послал ему выигрыш в лотерею.
- И все, что Ты мне обещал, ничего не стоит!- в ярости кричал он.
- Я был готов помочь тебе, - отвечал Господь.- Но ты бы хоть раз купил лотерейный билет!
Проблема: Что нужно делать , чтобы добиться максимальных результатов, чтобы многое успеть в жизни! Над этой проблемой размышляет…
Литературный аргумент:
Илья Ильич Обломов («Обломов», А. Гончаров) так за свою жизнь «ни разу не купил лотерейного билета»: не встал с дивана и не поехал в деревню контролировать финансовые дела; не поддержал огонь разгоравшейся было любви к Ольге… Как следствие- короткое безликое существование и бесславный конец.
Авторская позиция:
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо правильно расставить приоритеты и обязательно делать попытки для достижения результата.
Комментарий:
В современном мире очень важно прилагать максимум усилий , чтобы состояться на каком-либо поприще. Не успеешь- можешь потерять очень многое.
Текст 2
Часто случается так, что мы должны выжидать и медлить. А часто приходится засучить рукава и решить проблему, не откладывая.
В таких ситуациях промедление губительно.
Проблема:
Проблема своевременности принятия нужного решения в переломные моменты.
Комментарий:
Чувствуй решительный момент, который нужен для серьезных изменений в судьбе- и будешь вознагражден ее яркими подарками.
Авторская позиция:
В решительные моменты промедление губительно!
Литературный аргумент:
Иван Тимофеевич («Олеся», И. Куприн) долго не мог решиться предложить руку и сердце Олесе. К тому времени, когда понял что именно Олеся его единственная любовь, было уже слишком поздно.
Автор из повести «Ася» И. Тургенева вовремя не смог оценить чистоту и преданность Аси. Когда решился объясниться в любви, Ася уехала, не оставив адреса. Герой всю жизнь жалел о том, что не успел. Так никого и не смог полюбить.
Текст 3
Странник сидит посреди леса и глядит на скромный дом.
Он уже бывал здесь прежде вместе с компанией друзей, но в ту пору заметил только сходство между этим домиком и зданиями, построенными неким испанским архитектором, жившим много-много лет назад и никогда не бывавшим здесь. Дом этот расположен неподалеку от Кабо-Фрио, в Рио-де-Жанейро, и целиком сделан из осколков стекла. Его хозяин- по имени Габриэл- в 1899 году увидел во сне ангела, который сказал ему: «Построй дом из стекла.» И Габриэл принялся собирать разбитые тарелки, кувшины, безделушки, изразцы, приговаривая: «Всякий осколочек будет наделен красотой». Первые лет сорок местные жители считали его сумасшедшим , а потом заезжие путешественники увидели этот дом, стали привозить сюда друзей – и Габриэл прославился и прослыл гением. Однако исчезла прелесть новизны- и он вновь погрузился в безвестность. Но строить не перестал и в 93 года приладил на подобающее ему место последний кусок стекла. И умер.
Проблема:
Может ли быть так , что человек весь смысл своей жизни видит лишь в чем-то одном? (даже по велению ангела)
Комментарий:
Актуальная проблема – сейчас зацикливаться только на чем-то одном невозможно. Что будет , если это одно вдруг рухнет? Где тогда искать источник вдохновения?
Авторская позиция:
Нельзя и еще раз нельзя жить только одним! Ведь если оборвется эта, одна, нить- что тогда делать без других нитей, которые удержат человека на плаву. Нужно быть мобильным, меняться по обстоятельствам. Это даст щущение полноценной жизни.
Литературный аргумент:
Желтков из «Гранатового браслета» И. Куприна после разговора с родственниками Веры Николаевны потерял всякий интерес к жизни и покончил самоубийством.
Минимум художественной литературы, зомбированное «проглатывание» телепередач самого разного уровня, бесцельное просиживание перед компьютером приводят к тому, что ребята не умеют правильно, логически выражать свои мысли, а не умеешь выражать свои мысли не достучишься до собеседника, оппонента, значит, проиграешь интеллектуальный разговор (спор, диалог).Ведь не зря же: «Заговори, чтобы я тебя увидел…» В наше очень короткое время, когда можно быть «на коне», только владея нужной информацией, а стать хозяином положения- лишь изменив свою точку зрения на информацию, архиважным становится быть лингвистически образованным; конкретнее уметь чувствовать стили языка. В последнее время многие ребята словами типа «жесть, клево, круто, как бы, ну, это…» заменяют весь словарный запас русского языка. А это даже меньше, чем лексикон Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев».Иногда происходит определенный перенос: кто-то из ребят в надежде написать «верное» с точки зрения стиля сочинение начинает использовать высокий, чуть ли не официально-деловой стиль. Кто-то, наоборот, не мудрствуя лукаво, пишет любое сочинение, «своим», «дворовым» стилем. Предлагаем для сравнения сочинения, написанные в таких стилях.
Лилия Салават
Когда говоришь: «Салават, нельзя же писать вот таким образом сочинения. Они же должны красиво, литературно звучать!» Он отвечает: «Почему же?! Все так говорят!- «Кто это все?»- «Ну, все: и по телевизору так говорят, и по радио, и в книгах тоже.»- «В каких книгах?!»- «Ну, например, про Слепого…»
Обобщенный разговор с Лилией: «Понимаешь, этот «официальный» стиль тоже ведь звучит неправильно, для слуха –это же скучно!»- «А как же тогда писать, ведь Вы говорите: «не надо писать слишком просто!» Мы делаем вывод: ученице не хватает чувства меры, умения находить так называемую «золотую середину.» Какие же мы выводы делаем , исходя из написанного? Их можно сформулировать следующим образом:
-Готовиться к сдаче ЕГЭ начинаем с самых младших классов. Помним : стоя на берегу , невозможно сдать экзамен!
- Учимся рассуждать , рассуждать , рассуждать.
-«Видим» текст (любой!) , одновременно умеем «видеть» идею текста, его проблему, авторскую позицию.
-Предлагаем свои способы решения проблемы.
-Много и целенаправленно работаем над речью, «чувствуем» ее стили.
-Находим в бесконечном телепространстве передачи, которые учат красоте, умению размышлять; красивому , правильному говорению и произношению.
-Читаем классическую литературу.
Уважаемые коллеги, давайте помнить: в нелегком деле подготовки ребят к успешной сдаче ЕГЭ нашу роль переоценить невозможно! Поэтому будем учиться и учиться, изучать и изучать, помогать и любить.