Опыт работы на темуФормирование экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья
Управление администрации Жирновского района Волгоградской области Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Внеурочная деятельность по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Описание передового педагогического опыта:
Елхова Ирина Александровна
воспитатель
Государственное образовательное
учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Красноярская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
п.г.т. Красный Яр
2013
Содержание работы
Информационно-справочные сведения об опыте.
Технологические сведения об опыте.
2.1. Актуальность темы
2.2. Педагогические задачи, решаемые в опыте
2.3. Педагогические средства, используемые в опыте
2.4. Технология опыта
2.5. Новизна педагогического опыта
2.6. Результативность опыта
Перспективы использования опыта в массовой педагогической практике
3.1. Условия функционирования опыта
3.2. Теоретико-практические основы опыта
3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике
Список используемой литературы
Информационно-справочные сведения об опыте.
Тема "Внеурочная деятельность по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой»
Автор опыта: Елхова Ирина Александровна
Должность автора: воспитатель Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Жирновского района Волгоградской области
Место функционирования опыта: Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Жирновского района Волгоградской области
Разновидность опыта: эвристический
Длительность функционирования опыта: опыт наблюдается с 2010 г.по 2013г.
Материалы, иллюстрирующие опыт: опыт представлен описанием и следующими приложениям:
Результаты первичного и повторного анкетирования по выявлению уровня экологических знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Перспективный план экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Игры по экологии и требования к ним.
Беседа «Как вести себя в природе»
Разработки экологических сказок.
Игра- путешествие «В мире комнатных растений»
Экскурсия « Лесные загадки зимушки- зимы».
Экскурсия «На цветочной поляне»
Беседа «Почему надо беречь воду»
Памятка «Правила экологического поведения».
Схема паспорта свалок.
Анкета опросника «От чего зависит чистота села»
Практическая работа «Бытовые отходы нашей школы»
Экологическая игра «Экодром».
Практическая ра
Технологические сведения об опыте.
2.1.Актуальность темы.
Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Однако наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров. Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологического воспитания. Главное,нужно развивать у ребенка с отклонениями в развитии, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Успешность экологического воспитания в коррекционной школе на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы т.к. для детей, обучающихся в ней, природные компоненты являются обязательным компонентом их жизни. Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия в экологическом воспитании личности информировании экологически оправданного поведения человека. Эстетическая выразительность сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления об окружающей среде. Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений со стороны воспитателя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают все большую актуальность. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического воспитания. И решение её, обеспечивает полную адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью в социуме, в будущем.
2.2.Педагогические задачи, решаемые в опыте.
В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:
1) Развитие познавательного интереса к миру природы.
2) Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного взаимодействия с природой, бережного отношения к ней.
3) Освоение новых видов творческой деятельности (моделирование, эксперимент, проектная деятельность)в процессе участия детей в проектах «Мое дерево», «Село без свалок».
2.3.Педагогические средства, используемые в опыте.
В практике воспитательной работы использовались педагогические средства организации работы по формированию экологической культуры:
1) наблюдение(во время экскурсий за объектами живой и неживой природы,за деревом и его сезонными изменениями во время работы по проекту,);
2) практические работы (труд в уголке природы и на участке школы, уборка свалок);
3) дидактические игры-путешествия «В мире комнатных растений», «Экологический калейдоскоп»;
4)памятки(памятка «Правила экологически верного поведения);
5) составление паспорта объекта(паспортизация свалок для проекта «Село без свалок»);
7) художественная литература;
8) модели «отраженной природы» (уголки живой природы, комнатные растения, аквариумные рыбки, «огород» на окошке )
2.4.Технология опыта.
Переходя непосредственно к описанию технологии опыта следует остановиться на том, что работа по воспитанию экологической культуры проводится во внеурочное время, которая обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на более свободных началах. Это дает педагогу больше возможности для организации различных видов деятельности и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. С учащимися начальных классов, так и с детьми 5-6 классов наиболее целесообразной является внеклассная работа
В содержании экологического образования должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Детей нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды (значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении
окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях внеклассной работы по формированию экологических знаний. На следующем этапе работы, дети сами принимают участие в уборке объектов природы. Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите; вся эта работа подготавливает детей к самостоятельной проектной деятельности.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.
Таким образом, в содержании перспективного плана экологического воспитания могут быть
прослежены несколько содержательных линий:
- человек- природное существо и член общества;
- многообразие природного и социального окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы зависит от того, как воспитатель сочетает деятельность воспитанников в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью внеклассной работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической
тропинки. Это на начальном этапе работы. На следующем этапе дети сами выбирают тему работы: «Село без свалок», «Озеленение сада» и т.д. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы :поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.
Внеклассная работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы обогащают процесс обучения и воспитания младших школьников.
Для выявления уровня экологических знаний школьников в ГОУ « Красноярская школа- интернат» Волгоградской области детям была предложена анкета Л.И.Моисеевой.
Данные полученные в ходе первичного и повторного анкетирования даны в таблице( Приложение № 1)
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологических знаний очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологических знаний у школьников может повысить эффективность формирования у них бережного отношения к природе.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания, мы разработали и предлагаем перспективный план экологического воспитания школьников отряда «Мечта» во внеклассной работе. План составлен из расчета одно занятие в неделю на два года обучения. Данное направление было выбрано воспитателями отряда и согласовано с руководством школы.( Приложение № 2)
При построении перспективного плана внеклассной работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы .
В первый год:
- познавательном ;
- познавательно-развлекательном;
-практическом.
Второй год:
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском .Мы запланировали мероприятия ,основываясь на данных направлениях.
Год работы по проекту. Направления Перечень значимых (ключевых)мероприятий.
2010-2011год. Проект «Мое дерево.»
-познавательное
-познавательно-
развлекательное
-практическое Дидактические игры по экологии
(Приложение№3)
Беседы: «Почему надо беречь нашу воду?» (Приложение№9),«Как вести себя в природе»(Приложение№4)
Экологические сказки (Приложение№5)
Игры-путешествия:«В мире комнатных растений.»(Приложение№6)
Экскурсии: «На цветочной поляне.»(Приложение№8)
Практическая деятельность по уходу за деревом ,в рамках проекта.
Творческие задания: «Изучение кроны ,ствола, коры дерева»,
«Изучение развития дерева»
Разработка памятки «Правила экологического поведения»(Приложение№10))
2011-2012год .Проект
«Село без свалок.»
-познавательно-
развлекательное
-практическое
-исследовательское Экскурсии:«Загадки зимушки-зимы»(Приложение №7)
Экологические игры«Экодром»(Приложение№14)
Уборка свалок: Акция «Чистый поселок»
Практическая работа «Вторая жизнь наших бытовых отходов»(Приложение№15)
Оформление результатов практических исследований по проекту.
Практическая работа групп.
Составление паспорта свалок (Приложение№11)
Практическая ,
исследовательская работа «Бытовые отходы нашей школы»(Приложение№13)
Социологический опрос населения поселка «От чего зависит чистота нашего села.»(Приложение№12)
План может быть реализован при проведении внеклассной воспитательной работы; план рассчитан на два года ,охватывает детей младшего и среднего школьного возраста.
Предлагаемый план обеспечен пакетом методических разработок. Его апробация проводилась на базе 4-6 классов Красноярской школы- интернат. В ходе работы нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой, элементы проекта Н.А. Выучевской «Село без свалок».
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста , играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной
оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по
книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа школьников в рамках
экологических проектов. Учащиеся с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по
проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты.
В то же время дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап - подготовительный. На этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий (дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон, растут во дворе . У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны ( береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня,
ива.
Важной задачей работы в рамках проекта- воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево - друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая
обычные, «человеческие» имена (Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ( это придуманные слова, отражающие
определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик
(ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет
своего дерева в разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится
пример одного из заданий (Изучение ствола, коры).
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя.
Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаков пахнет кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во
время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним
другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.
Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми
сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.
Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.
«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром
возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написал Артёмов Максим)
«У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Кротов Миша)
Если на первый год работы дети участвовали в проектной деятельности совместно с воспитателем, то план на второй год работы был составлен по иному, исходя из того, что дети- подростки, получили больше самостоятельности в проектной деятельности
Второй год работы по формированию экологических знаний прошел в работе над проектом.
При проведении занятий использовались различные формы экологического обучения:
Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения (загрязнение окружающей среды бытовыми отходами)
Экспертиза – изучение части материала, исследование(изучение состава воды ,анализ состояния здоровья воспитанников интерната по итогам медосмотров).
Мониторинг – наблюдение за живыми объектами(организация системы наблюдений за состоянием реки Медведица ,парковых насаждений ,окраин поселка в связи с загрязнением их бытовыми отходами.)
Работа с научно-популярной литературой .(энциклопедии растительного и животного мира ,журналы «GEOленок», «Муравейник», «Лазурь».
Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.( «Мое дерево», «Село без свалок»..
В ходе выполнения проектов дети сами учились формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как воспитателя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; здесь так же привлекаются учителя географии, трудового обучения, библиотекарь, медицинский персонал, жители поселка..
На вводных занятиях обобщаю знания учащихся о понятии «проект»,знакомлю с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.
Распределение ролей между участниками обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.
Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые были предложены детям :
«Село без свалок».
«Здоровье человека и окружающая среда».
«Озеленение села».
«Урожай растим мы сами».
Дети выбрали проект «Село без свалок», реализованный учащимися 5-6 классов, проживающих в отряде «Мечта».
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
Алгоритм проектирования:
– актуальность проекта, постановка цели, задач;– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;– создание новой системы.– оценка проекта (практическая проверка);– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.
Актуальность, постановка цели, задач.
Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса . Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.
Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.
Задачи:
Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
Определить проблемы утилизации мусора;
Решение проблемы мусорных свалок в нашем селе
Социологическое исследование населения;
Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором
Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе
Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Красный Яр может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.
Наша школа находится в центре села. За со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами, рядом парк и стадион. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.
На первом этапе(Сентябрь-октябрь) нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о несанкционированных мусорных свалках ,расположенных на территории поселка, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Работа велась совместно с библиотекарем и классным руководителем .Дети,на экскурсиях ,фотографировали места выброса мусора ,уточняли его местоположение(улица ,природный объект и обсуждали предполагаемый план действий. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление и зачитал его перед другими детьми. Небольшие выдержки я приведу для примера.
««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.
Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.
Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.
На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.
Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.
Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.
Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.
Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.
Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.
Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.
Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».
Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.
На следующем этапе(Ноябрь- декабрь) учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (с учителем географии); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров (совместно с медиком и воспитателем), «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей школы».
В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.
Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 6. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Медведица, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются , берут воду для домашних нужд .
Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 4 из 6 свалок и заполнили «паспорт» на каждую .
Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).
В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.
Социологи провели опрос населения «От кого зависит чистота нашего села?» (совместно с организатором) . показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 30 жителей села: 5 – в возрасте от 18-25 лет, 15 – от 36–50 лет, 10 –старше 50 лет. Социальная категория: 50% – рабочие, 10% – служащие, 40% – пенсионеры. На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит» 10 человек ответили, что это молодежь, 5 человек – что это подростки, 15 человек – указали на взрослых. Не задумываясь выбросили бы в общественном месте: 5 – пустую банку, 5 – обертку от жевательной резинки, 20 не выбрали никакие варианты. Ребята отметили это как признак экологической культуры у части взрослого населения. Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).
Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей школы», результаты получились следующими: за неделю накапливается примерно от 50 до 100 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло и бумага.
Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так, например, детей с кожными заболеваниями увеличилось вдвое с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.
На 3 этапе проекта (Январь) все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:
Пути решения проблем мусорного загрязнения:
Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
Установка штрафов за нарушения.
Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).
С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» .
На 4 этапе (Февраль)учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции.
На 5 этапе (Март-апрель) дети совместно с воспитателями, классными руководителями, учителями с/труда приступили к уборке близлежащих свалок. Привлекались дети старших классов.
Проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.
Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.
Итоги проектной деятельности учащихся широко применяются на уроках географии и биологии.
2.5.Новизна педагогического опыта.
Экологические знания, переданные воспитателем посредством творческой деятельности и игры в первый год работы усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика. Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей от чрезмерного увлечения массовыми играми в ущерб другим формам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.Среди традиционных массовых форм внеклассной работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание экологических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. Во второй год работы по формированию экологических знаний дети от творческо-развлекательной деятельности переходят к самостоятельной исследовательской проектной работе.
-Мною был взят проект Выучевской Н.А,.предназначенный для учащихся массовых общеобразовательных школ и предложен для детей с интеллектуальной недостаточностью.
-Дети работали по принципу от простого к сложному(проект под руководством воспитателя..Затем, проектная деятельность,,основаная на новых формах формирования экологических знаний.)
-Участники проектов получали практически-ориентированные задачи и увидели,что результат их деятельности нужен и важен,Жители поселка достойно оценили его.
-Были налажены междпредметные связи с учителями географии,сельскохозяйственного труда,,мед.персоналом,библиотекарем.
2.6. Результативность опыта.
Внеклассная работа, проводимая по нашему плану в отряде «Мечта»
Красноярской школы- интернат показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Воспитанники стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе,что следует из повторного анкетирования..Процент детей со средним и высоким уровнем экологических знаний существенно увеличился(Приложение №1)
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися по экологическому воспитанию. По результатам повторного анкетирования можно сделать вывод, что работа по плану достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.,.Дети участвовали в 7 областном экологическом конкурсе «Отходы и доходы»- Работа «Живи земля»-1 место.Заняли второе место в конкурсе поделок «Природные фантазии» на Волгоградском этапе всероссийской акции«Добровольцы-детям».Были отмечены ценным подарком от администрации поселка на праздновании «Дня поселка Красный Яр».Также, дети,работавшие по проектному плану являются постоянными участниками школьных конкурсов на экологическую тему и занимают призовые места. Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития. Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задачей.
III. Сведения об использовании опыта в массовой практике.
3.1.Условия функционирования опыта.
Красноярская коррекционная школа функционирует с 1961 года. В ней воспитывается и проживает 79 детей-сирот.
Проблема, над которой работает коллектив в течение пяти лет это: формирование личности умственно отсталого ребенка как полноправного члена современного общества. Мой опыт проходил в рамках данной темы в направлении формирования экологических знаний,,норм и правил взаимодействия с природой.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы-интерната восьмого вида составляют дети с диагнозом F 70. Обучение осуществляется в одну смену, что позволяет планировать и полноценно, разнообразно проводить мероприятия воспитывающего характера. В отряде «Мечта», в котором я работаю, постоянно проживает 11 детей,-учащихся 4-6 классов.
Дети моего отряда легко возбудимы, агрессивны по незначительному поводу, наблюдаются аффективные вспышки, проявляющиеся в брани, агрессии к сверстникам, взрослым.
Я имею высшее педагогическое образование, по должности воспитатель присвоена первая квалификационная категория, прошла в 2008 году курсы повышения квалификации. В практике работы сложился демократический стиль общения: ребёнок→ авторитетный взрослый (товарищ, друг, советник, помощник). Избегаются приказы, но не приветствуются фамильярность.
Планировать занятия мне позволяет методическое оснащение нашей школы:
Литература:
Журнал «Дефектология»
Журнал «Здоровье и экология»
Журнал «Библиотека»
Вестник «Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»
Социальная психология
«Олигофренопедагогика» Б.П.Пузанов
«Коррекционная педагогика» под ред. В.С.Кукушина
«Педагогическая коррекция» В.П,Кащенко
«Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» Е.Д.Худенко
3.2.Теоретико-практические основы опыта.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок".
Опыт В.А. Сухомлинского служит ярким доказательством позитивного влияния воспитательного потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, с опытом его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.
Значительные достижения в разработке проблем экологического образования накоплены за последние два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школа РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева Л.П. и др.).
В большинстве программ экологического образования, разработанных коллективом ученых, присутствует идея "интеграции научных знаний с образом искусства", актуализации познавательной функции искусства, а также выводы о том, что общение с природой - ведущее условие формирования экологической ответственности на основе теоретического и практического отношения к природной среде. Исследователи подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами классной комнаты, усиление контактов с окружающим миром для осознания школьниками своей роли в улучшении природной среды. Модель школы "Экология и диалектика" Л.В. Тарасова представляет собой экологизированную модель развивающего обучения." На первый взгляд, выдвигаются умения, а приобретение знаний рассматривается как средство развития". Учебный процесс, по утверждению автора, ориентирован "на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые предстоит решать человечеству". Все содержание обучения в школе, работающей по модели "Экология и диалектика", перестроено с точки зрения экологического императива: человек - часть природы. Он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции.
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, В.И. Пановым разрабатывается концепция экопсихологии детства. По утверждению авторов, под "экологией детства" в самом общем виде следует понимать заботу о сохранении в детях творческой природы человека, его природной способности к развитию.
3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике.
Воспитанники младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья проявляют способность к осмыслению причинно-следственных связей и абстрактному мышлению, что необходимо для формирования экологических знаний. Содержание и методика опыта работы учитывает психологические и физиологические особенности детей с нарушением интеллекта. Весь материал преподносится учащимся в доступной, привлекательной и интересной форме. Перспективный план рассчитан на два года обучения. Вариативность плана позволяет педагогам самостоятельно выбирать и планировать работу, в зависимости от выделенного времени. Система внеклассных занятий построена с учётом учебного материала. Привлекаются элементы музыкальных занятий, рисования, исследования, игры, и др.. Воспитанники закрепляют материал во время наблюдений в отрядах, в живых уголках, на экскурсиях, на занятиях по ИЗО, музыке, труду, через чтение литературы, просмотров видеофильмов, театрализованных постановках.Особое внимание уделено проектной деятельности,как основоформирующему фактору при овладении экологическими знаниями. Формирование культурного потенциала и социальных компетенций детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью идет через четкое планирование деятельности.Для этого разработана система передачи знаний, умений и навыков по развитию бережного отношения к природе, готовности выбирать экологически целесообразные стратегии деятельности. Экспериментальное исследование показало, что экологические знания,,как важнейший фактор нравственного формирования личности позволяет детям преодолеть некоторые свои недостатки, которые отрицательно влияют на отношения с другими людьми и природой. Материалы работы можно использовать для педагогов ОУ VIII вида,так и для массовых общеобразовательных школ..В этом помогут разработки проектов,сценарии экологических сказок,игры-путешествия,и т.д.Предложен перспективный план работы на два года и анкетирование,направленное на выявление уровня экологических знаний.