Статья Привитие навыков оптимального чтения (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Ельца Липецкой области.


«Система работы по привитию навыков оптимального чтения
(из опыта работы)».
Учитель начальных классов Бутырина Г. Н.
2014 г.
Работа по привитию навыков быстрого или, вернее сказать, оптимального чтения является одной из важнейших проблем обучения учащихся в школе. Ребенок, который медленно читает, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий, ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, чтение книг для него станет не удовольствием, а мукой. Кроме того, скорость чтения является одним из важнейших факторов влияющим на успеваемость.
Насколько же быстро должен читать ученик, чтобы он мог освоить учебную программу? Как показывают исследования, темп чтения должен быть от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Этот темп является оптимальным, то есть соответствующим темпу разговорной речи, к которому в течение многих столетий приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.
Как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости, какие резервы обучения можно здесь использовать? Прочитав много методической литературы по этой проблеме, я отобрала для себя всего лишь девять рекомендаций, но зато они эффективны, просты и дают хорошие результаты при работе с детьми в начальных классах.
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше запоминаем нетто, что постоянно находится у нас перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому я стараюсь в своей работе ежедневно, через определенные промежутки времени (обычно в начале каждого урока)проводить с детьми небольшие по объему упражнения в чтении текстов.
2.Совершенствуя технику чтения учащихся, я на уроках применяю хорошо известный прием - жужжащее чтение. Считаю, что при обычной методике чтения за урок учитель может опросить не более десяти человек, так как в процессе жужжащего чтения работает каждый ученик. А если дети работают в парах, то они имеют возможность сравнить достигнутые ими результаты и самостоятельно оценить свое чтение.
З.На уроках я ежедневно провожу пятиминутки скоростного чтения. Каждый урок чтения начинается с того, что дети самостоятельно читают 5 минут, а затем идет обычный урок.
4 Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Я предлагаю в этом случае детям читать комиксы, где идет чередование картинок и текстов. При таком чтении дети не устают, им это нравится и помогает улучшить темп чтения. Кроме того, если на уроке мне необходимо применить диафильм, то подписи под кадрами я доверяю прочитать именно слабочитающим детям.
5. Установлено, что техника чтения часто тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из пяти - восьми слов. Дочитав до третьего - четвертого слова, он уже забыл первое. Поэтому он не может усвоить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае надо работать над оперативной памятью. Я делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т.Федоренко. Он предложил восемнадцать наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, например, «Тает снег» - восемь букв, то последнее предложение из восемнадцатого набора «Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом» состоит из сорока шести букв. Наращивание предложений происходит постепенно по одной - две буквы. Время работы с этими предложениями примерно два месяца. Это ежедневный кропотливый труд, но я считаю его необходимым. В результате этой работы оперативная память детей развивается настолько, что они в состоянии запомнить длинное предложение и понять его смысл сразу после первого прочтения. У детей повышается интерес к чтению, а поэтому процесс усвоения учебной программы становится более продуктивным.
6. Из системы работы по развитию быстроты чтения профессора И. Г. Пальченко я заимствовала и успешно применяю в своей работе три типа упражнений, которые считаю очень эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки и чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно. Методика проведения многократного чтения такова: учитель предлагает начать чтение текста всем одновременно и читать в течение одной минуты. По истечении минуты каждый ученик отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик видит, что второй раз он прочитал большее количество слов. Это вызывает у него положительные эмоции, ему хочется читать снова и снова.
7. Я считаю, что при чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляции и развития голосового аппарата. Но при выполнении упражнения повышены требования к четкости произношения слов и окончаний. В этом случае чтение должно
длиться не более тридцати секунд.
8. При переходе к упражнению на чтение незнакомого текста я предлагаю детям вначале в темпе скороговорки читать уже знакомый им отрывок, а так как я их не останавливаю, они переходят на незнакомый текст. И происходит маленькое чудо: дети, несколько раз прочитавшие один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомый текст, продолжают какое - то время читать его в том же темпе. Возможностей ребенка хватает ненадолго (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время чтение ребенка заметно улучшается.
9. Расширению поля зрения при чтении способстуют ежедневные упражнения с таблицами Шульте. Это действительно очень действенный способ улучшения качества чтения обучающихся.
Хотелось бы уточнить, что в процессе обучения оптимальному чтению необходимо прибегать к разнообразным приемам стимулирования учащихся. Например, я использую с успехом такой прием. В конце урока чтения оставляю одну минуту для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают незнакомый текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают количество прочитанных слов и отмечают результат в дневнике. Эту работу я провожу на каждом уроке чтения изо дня в день. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении детей к учебному труду.
Подводя итоги вышесказанному, мне хочется добавить, что первый шаг в улучшении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению и, если усиленно работать над этой проблемой, то количество хорошо читающих детей в классе будет заметно увеличиваться, а к концу обучения в начальной школе все учащиеся способны будут прочитать в быстром темпе незнакомый текст и при этом понять его смысл и пересказать прочитанное.















15