Научно-исследовательская работа на тему: Духовное разложение общества посредством рекламных баннером (на примере плаката военного времени Родина-мать зовет!)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
в г.Алатыре
IX ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ "МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ"
Секция "Общественно-гуманитарные науки"
Духовное разложение общества посредством рекламных баннеров
(на примере плаката военного времени "Родина-мать зовет!")
Автор работы –Ховатов Игорь, группа Л-14-1
Научный руководитель - Матвеева Н.А.
филиал СамГУПС в г.АлатыреАлатырь - 2016

АННОТАЦИЯ
Тема исследовательской работы - "Духовное разложение общества посредством рекламных баннеров (на примере плаката военного времени "Родина-мать зовет!")".
В современном обществе реклама оказывает значительное влияние на потребителей, основную часть которых составляет молодежь. Рекламодатели используют различные (и далеко не всегда достойные) методы продвижения своих товаров и услуг.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило его цели, задачи и объект исследования.
Практическая значимость исследования: от отношения современных молодых людей к осквернению памяти своих предков зависит будущее нашей страны, сохранение моральных и нравственных ценностей молодого поколения.
Содержание
1. Введение...............................................................................................................................................4
2. Основная часть.....................................................................................................................................5
2.1.Из истории рекламного плаката……………………...................................................................5-6
2.2.Из истории создания плаката «Родина-мать зовет!».....................................................................7
2.3. Исследовательская часть............................................................................................................9-10
3. Заключение.........................................................................................................................................11
4. Список используемой литературы...................................................................................................12
5. Приложение...................................................................................................................................13-18
Введение
Ни для кого не секрет, что реклама оказывает значительное воздействие на умы и чувства широких масс людей. И главной целью современных рекламодателей становится увеличение уровня продаж определенного товара или прибыли от какого-либо бизнеса. Для этого пиар-агентствам необходимо следовать интересам потребителя. И порой в погоне за яркостью и креативностью рекламные деятели используют любые способы воздействия на потребителя, очень часто забывая о морально-этической стороне изображаемого.
Цель нашей исследовательской работы -выяснить отношение молодых людей к рекламным плакатам, использующим для достижения своих целей исторически значимые для русского человека ценности.
Методом нашего исследования является социологический опрос, проведенный среди студентов 1 и 2 курсов Филиала СамГУПС в г.Алатырес целью выявления определенной тенденции по данному вопросу.
В результате исследования составлены сравнительные диаграммы и приведены ответы респондентов.
2.1. Из истории рекламного плаката
Плакатом (нем. Plakat, от франц. - placard - объявление, афиша) называется листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования.
Наиболее интересной и своеобразной разновидностью плаката является изобразительный плакат - единичное произведение графического искусства, как правило, крупного формата, содержащее лаконичное, броское, обычно цветное изображение (рисунок, фотография, монтаж и пр.), сопровождаемое кратким текстом или без него, выпускаемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
В XX веке в плакате происходят изменения. Иллюстративный характер плаката заменяется декоративностью композиции. Художниками используются активные графические средства — работа цветового пятна. Активное пятно на гладком фоне, центровое расположение изображаемого объекта — вот характерные черты плакатов этого периода. В конце первой четверти XX века плакат приобретает коммерческий характер. Главное — психологическое воздействие на зрителя. Графический плакат тесно связан с процессом торговли. Плакат все больше приспосабливается к требованиям жизни и мышлению людей. Тексты плакатов сокращаются, усиливаются художественные средства. Динамичность жизни рождает динамику образов в рекламе. Увеличивается размеры плаката, расширяется круг идей плакатной графики.
Весь массив плакатной рекламы можно расслоить по трем ведущим направлениям: торгово-промышленное; социально-политическое и посвященное духовным запросам общества — зрелищам, выставкам, книгам.
2.2. Из истории создания плаката "Родина-мать зовет!"
«Портрет жены художника» – достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных – нежных, мечтательных, темпераментных, кокетливых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю.
Советский художник Ираклий Тоидзе – грузин по происхождению – был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней почтительно: Тамара Федоровна.
22 июня 1941 года. Из воспоминаний ИраклияТоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Тогда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» – только и вырвалось у нее". Ее трагическое выражение лица сразу переключило на создание плаката.

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.
      
"Известия", воскресенье 13 июля 1941года
Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.
2.3. Исследовательская часть
В последнее время плакат снова стал актуальным и часто используемым, но увы, не как историческая реликвия.
На улицах городов, в сети Интернет мы можем встретить такие рекламные плакаты (см. Приложение).
Мы решили узнать мнение молодежи по поводу подобного "креатива".
В процессе исследования был проведен социологический опрос среди студентов 1-2 курсов Филиала СамГУПС в г.Алатыре.
Всего в опросе приняло участие 155 человек.
Первый вопрос: Знаете ли вы, что за фрагмент здесь изображен?

80% написали название плаката,
20% ответили - "Не знаю".
Второй вопрос: Дайте оценку рекламным плакатам, сформулируйте ответ в одном слове.
78% опрошенных дали отрицательную оценку. Ответы были следующими:
- плохо
- несмешно
- издевательство
- неправильно
- позор
- уныние
- невесело
- нет слов
- бред
- глупость
- кощунство
- идиотизм
- глупо
- полный бред
- грустно
- непатриотично
- ужасно
- возмутительно
- гадко
- акт вандализма
- не нравится
- чушь
- не очень
Пояснения к ответам:
- Это оскорбление войны.
- Это насмешка над историей.
- Это неуважение к истории и культуре России.
- Это неправильно - переделывать плакаты военного времени.
- Плакат был историческим, ведь его делали людям, которые воевали.
- Это неуважение к участникам войны.
- Позор нашей стране. Расстрелять таких надо.
- Это осквернение истории.
- Злая насмешка над картиной.
- Это неправильно. это оскорбление истории.
- Это неуважение, этот плакат создавался для призыва людей защищать Родину.
- Мне не нравится, что из военного плаката сделали рекламный.
- Люди перестали ценить то, что затронуло целое человечество. Люди переводят эту память в смех, а все потому, что нынешнее поколение убито морально и мне жаль наших детей.
- Это осквернение нашей Родины.
- Это очень плохо, потому что плакат ассоциируется с войной, смертью, жертвами.
- Это издевательство над историей нашего народа.
- Испортили великую картину.
- Испортили картину, которая раньше поднимала боевой дух.
- Этот набор картин в совокупности с "дешевым" юмором не несет в себе никакой смысловой нагрузки.
22 % опрошенных оценили рекламные плакаты так:
- смешно
- супер
- очень весело
- забавно
- интересно
- прикольно
- классно
- весело
- оригинально
Пояснения ответов:
- Хороший маркетинг.
- Некоторые картины веселые, потому что вставлены смешные лица и слова.
- При просмотре этих картин было смешно, особенно на картине с названием "Долина-мать зовет".
- Мне понравились картинки, потому что они смешные, хорошо написаны. Если смотреть на эти картины, поднимается настроение.
- Прикольные рекламные плакаты, я бы повелась и пошла купила или посмотрела.
- Веселые плакаты с картинками, но плагиат.
- Присутствует юмор, и это мне нравится.
Отдельно отметим два ответа:
- Очень забавные картинки, хотя, может, кому-то это покажется оскорбительным, потому что этот плакат у многих вызывал другие эмоции и воспоминания.
- Вызывает смех, потому что действительно смешные переделки. Возможно, это неправильно, но моральные нормы исчерпались, сейчас на это вообще все равно.
Заключение
Современные рекламодатели не гнушаются никакими средствами и способами достижения своих целей. Их деятельность регламентируется Федеральным законом "О рекламе", N 38-ФЗ. Пункт 6 данного закона гласит: "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия".
К сожалению, плакат «Родина-мать зовет!» в этот перечень не входит, и нет в нашем законодательстве статьи, запрещающей осквернять память и чувства народа и каждого человека в частности.
В результате проведенной работы мы можем прийти к достаточно утешительному выводу, что бОльшая часть нашей молодежи относится резко негативно к такого рода "проектам". Однако настораживает тот факт, что для значительной части молодых людей (22%) неважны нравственные ценности своей страны, истории и даже близких людей (ведь нет ни одной семьи, которой бы не коснулся ужас Великой Отечественной войны). Такие потребители нужны рекламным агентствам и бизнесменам, но вот какое будущее ждет нашу страну, если молодое поколение не будет чтить память предков и одобрять подобные «оригинальные» рекламные идеи?
Хочется надеяться, что наше общество не будет позволять рекламе использовать в своих корыстных целях святые для русского человека понятия.
В этом важная роль принадлежит общественным организациям и представителям власти.
А задача семьи и образовательных организаций – воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма, чуткости и сострадания. Ведь от моральных ценностей современной молодежи зависит судьба нашей страны, которая обязана чтить память своих предков и передавать ее будущим поколениям. Ведь без прошлого нет будущего.
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Родина-мать_зовёт!
2. http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post54763686/
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
4. http://www.journal-nio.com/index.php?id=1182&Itemid=104&option=com_content&view=article
Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5
"Знаете ли вы, какой фрагмент здесь изображен?"


Приложение 6
"Как вы оцениваете увиденные рекламные плакаты?"