Творческий проект Король сказок- Г.Х. Андерсен подготовительная группа
Отдел образования администрации г. Зея, Амурской области
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад№15
Творческий проект
«Король сказок-
Г.Х. Андерсен»
Подготовительная группа
7143754080510
Воспитатели: Политыко Е.А.
г. Зея
2014 – 2015 г.
Тема: Андерсен - любимый писатель - сказочник Дании.
Проблема: Дома, детям читают очень мало. А сегодня без сказок немыслимо детство любого человека. Мы, считаем, что необходимо познакомить детей со сказками Г.Х. Андерсена. Так как, его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Цель: Расширить знания детей об авторских произведениях.
Задачи:
Развивать интерес детей к художественной литературе
Обобщить впечатления воспитанников о прочитанных сказках Г.Х. Андерсена
Формировать эстетический вкус
Развивать связную речи, творческие способности
Средствами художественной литературы воспитывать в детях чувства дружбы, любви, милосердия. Прививать любовь к чтению.
Наладить взаимосвязь с детской библиотекой, организовать для воспитанников занятия специалиста библиотеки «Библиотечные минутки».
Тип проекта: Информационный, творческий.
Сроки исполнения: Декабрь 2014 – Февраль 2015 г.
Масштаб проекта: Данный проект осуществляется в подготовительной группе «Васильки» (воспитатели, дети, родители) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детский сад№15
Этапы реализации:
Подготовительный
Работа над проектом
Заключительный
Виды деятельности: Непрерывная образовательная деятельность, досуг, изготовление поделок из бросового материала, консультация для родителей.
Ресурсы: Нормативно-правовые документы, художественная литература, видео фильмы.
Предполагаемый результат:
Проведенные мероприятия расширят кругозор детей о творчестве писателя. Сказки Г.Х. Андерсена наполнены наивностью и глубокой мудростью, реальностью и волшебством, в них забавное переплетается с печальным, обыденное с чудесным. Даже самые грустные и трагичные произведения обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу, поэтому, перечитывая сказки Г.Х. Андерсена, всегда открываешь что-то новое. Мы предполагаем, что окунувшись в радужный мир сказок Г. Х. Андерсена, дети совершат открытия на страницах его книг и попытаются раскрыть секрет признанного "Короля сказок".
План работы
№ Мероприятия Сроки
План работы с детьми
1. Чтение сказок Декабрь - Февраль
2. Рисование по сказке «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная королева» Декабрь
3. Лепка по сказке «Дюймовочка», «Гадкий утёнок» Январь
4. Аппликация Январь
5. Коллективное панно к сказке «Дюймовочка» Январь
6. Просмотр мультфильмов: «Стойкий оловянный солдатик», «Ёлка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева» Декабрь - Январь
7. Викторина по сказке Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Февраль
8. Экскурсия в библиотеку. Тема «Г.Х. Андерсен в жизни детей» Февраль
План работы с родителями
9. Консультация для родителей «Читаем детям» Февраль
10 Мастер - класс для родителей «Книга своими руками» Январь
План работы педагога
11. Составление плана Декабрь
12. Подбор литературы, мультфильмов Декабрь
13. Работа по плану Декабрь - Февраль
14. Оформление выставки книг в книжном уголке «Сказки Г.Х.Андерсена» Декабрь
15. Выпуск газеты Февраль
Результат проекта. Проект помог детям лучше узнать сказки Ханса Кристиана Андерсена. Дети увидели насколько он великий сказочник. За свою долгую жизнь он создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Из сказки «Стойкий оловянный солдатик», дети узнали о преданности, верности, любви, храбрости и благородстве. Он не испугался ни наглой крысы, требующей с него пошлины, ни зубастой, грязной рыбы, ни страшного путешествия в ее животе. Больше того: он с той же непоколебимой твердостью погибнет со своей любимой – бумажной балериной - в огнедышащей пасти пылающей печи. Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Детям стало понятно, что герои сказок «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» обычно добиваются счастья, и добиваются его благодаря присущей им мудрости, доброты и мужества, а не с помощью волшебных сил. До ребят было донесена мысль, не удивляйтесь, что в облике этих героев всегда проглядывается лицо простого человека, словно бы вышедшего из повседневной жизни. Недаром сам Андерсен вполне серьезно уверял, что «нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Родителям была предложена консультация, из которой они узнали, что необходимо читать детям сказки. Прочтите детям сказки, и тогда сами убедитесь, что обаятельным героям присущи лучшие человеческие качества, которые именуются благородством, любовью, настойчивостью, твердостью. В группе оформили стенгазету, используя детские рисунки. Дети в своих рисунках отображали своё видение в этих сказках. Они убедились, что добро всегда побеждает зло, каким бы сильным оно не было. Благодаря проекту у воспитанников расширился кругозор по сказкам. Была организованна выставка творческих работ детей и родителей. Организовала мастер-класс для родителей «Книга своими руками».
Результаты реализации проекта:
-с дошкольниками регулярно проводятся встречи со специалистом детской библиотеки;
-организована работа литературной гостиной для детей и родителей;
- составлены памятки, буклеты, налажен выпуск газет для родителей;
-повысился интерес детей к детской литературе, чтению, воспитанники стали проявлять инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы;
Приложение № 1
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Мир сказок Андерсена»
Цель: Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.
Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством сказочника Г.Х. Андерсена. Повторить знакомые детям сказки (сюжет, главные герои). Воспитывать у детей интерес к художественной литературе. Развивать творческие способности.
Оборудование: Книги и иллюстрации сказок Г.Х. Андерсена.
Подготовительная работа: Знакомство со сказками «Снежная королева», «Свинопас», «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик» (чтение, пересказ, просмотр).Ход занятия:
- Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Так начинается сказка Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди». А вы знаете еще какие-нибудь сказки этого замечательного сказочника? Кто же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных сказок? В бедной каморке проживала молодая семья башмачника. Как вы, думаете, кто такой башмачник? (Ответы детей.) В этой семье родился мальчик. В детстве малыш часто слушал сказки из уст бедных старух. Став взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал писать. Он писал для взрослых, для театра. Но не всегда у него получалось хорошо. А вот когда Андерсен начал писать сказки, о нем узнал весь мир. Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим сказки Андерсена: и отважную Герду, и смелого солдата с огнивом, и гадкого утенка, и маленькую Дюймовочку.
-Взгляните на эти иллюстрации к сказкам Андерсена и постарайтесь угадать эти сказки.
Дидактическая игра, «Из какой сказки»
- Маленькая разбойница, северный олень, лапландка, советник.
(Снежная королева.)
- Ведьма, собаки, принцесса, солдат.
(Огниво.)
- Тюфяки, пуховики, принцесса, горошина.
(Принцесса на горошине.)
- Жабы, жуки, полевая мышь, ласточка, крот.
(Дюймовочка.)
- Принц, морская ведьма, немая девушка, морская пена.
(Русалочка.)
- Король, двое обманщиков, придворные, маленький мальчик.
(Новое платье короля.)
- Тролль, рыба, мальчики, танцовщица, солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик.)
- Король, мачеха-колдунья, Элиза, двенадцать братьев.
(Дикие лебеди.)
- Бедный принц, горшочек, трещотка, фрейлины, принцесса, бубенцы.
(Свинопас.)
- Утки, лебеди, курица, кот.
(Гадкий утенок.)
А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы попробуйте вспомнить названия этих сказок.
- А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть.
(Огниво.)
- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
(Свинопас.)
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.
(Дюймовочка.)
- Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем, легкая, как пузырек воздуха.
(Русалочка.)
- Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было.
(Новое платье короля.)
- На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко, от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.
(Стойкий оловянный солдатик.)
- Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец ее испугался и сказал, что это не ее дочь.
(Дикие лебеди.)
- Придя на задний двор, император потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты подсчетом поцелуев.
(Свинопас.)
- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой! (Гадкий утенок.)
- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
(Снежная королева.)
Дети, расскажите, какие герои сказок вам нравятся, а какие нет? Объясните почему.
Физкультминутка «Герои сказок Андерсена»
Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,
(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)
От милой доброй ласточки привет вам принесла.
(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)
Русалка странное создание,
(Пожимания плечами вверх-вниз)
Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане
С волной и пеною дружна.
(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто «выныривают»)
Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)
Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.
(Складывают руки на груди, а затем опускают их «по швам»)
- Сейчас, вы нарисуете рисунки к любимой сказке Г.К.Андерсена.
На этом наше занятие закончено, а вот знакомство со сказками Андерсена продолжится. Вы узнаете еще немало его сказок.
Приложение № 2
Коллективное панно к сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Программное содержание: Совершенствовать умения детей при создании поделок. Развивать творчество и воображение. Учить создавать коллективное панно, объединяя части общей композиции. Уметь выбрать для своей поделки место на коллективном панно. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.
Материал к занятию. Портрет писателя, оформленная выставка книг писателя, предметы-рисунки (горошина, санки, бумажный корабль, крапива, утиное яйцо). Листы бумаги прямоугольной формы, клей, ножницы, бумага для дополнительных деталей.
Предварительная работа. Чтение сказок Андерсена.
Ход занятия
Ребята, давайте поприветствуем друг друга
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро» скажем мы вместе.
«Доброе утро! » взрослые и дети
Какие вы знаете сказки, которые написал этот писатель? Сможете ли вы узнать по предмету или рисунку сказку Андерсена и показать ее на нашей выставке.
• Горошина ("Принцесса на горошине").
• Санки (Кай, "Снежная королева").
• Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”).
• Крапива ("Дикие лебеди").
• Утиное яйцо ("Гадкий утенок").
Узнайте, про какую сказку говорится в этой загадке
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла
Почему девочку назвали Дюймовочкой? (её рост 2, 5 см – дюйм). Какая она была (малюсенькая, крохотная, небольшая). Давайте вспомним содержание этой сказки.
1. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка).
2. Что послужило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана? (Тарелка).
3. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба).
Что можно казать о жабе и ее сыночке. Какие они (ужасные, безобразные, некрасивые, отвратительные)
4. «У неё только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! » (жучки-барышни).
Не понравилась жукам Дюймовочка, посадили они ее на полянку и улетели. Вокруг Дюймовочки было много цветов. Закончите мое предложение, и вы узнаете, какие цветы росли на поляне.
Вокруг Дюймовочки синели… васильки.
Рядом звенели… колокольчики.
А вот, посмотрите, розовеет… клевер, кашка.
И вся поляна белеет от… ромашек.
5. Кто так говорил: "Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы? " (Мышь).
Вам понравилась полевая мышь. Какая она (добрая, отзывчивая, приветливая).
6. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки).
7. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка).
Почему не улетела ласточка?
Чем закончилась сказка? Кого встретила наша героиня. Что предложил ей эльф? Я предлагаю сделать для нашей сказочной героини цветок лилию, чтобы она остались немного погостить у нас. Дети подходят к столам. Выбирают схему цветка, квадраты бумаги для цветка. Приступают к работе. Звучит фонограмма музыки. Не забывайте помогать своим друзьям, если у них что-то не получается.
Давайте поместим наших героев на вашу работу. Как им здесь все нравится.
Вспомните, о сказках какого писателя мы сегодня говорили. Вы хорошо поработали. Молодцы. Спасибо
Приложение № 3
Викторина по сказке Ханса Кристиана Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик»
Программное содержание: Воспитывать любознательность, познавательный интерес к сказке. Развивать воображение, умение аналитического мышления, познавательные способности детей. Закреплять усвоенный материал, конкретизировать знания о сказке.
Предварительная работа: беседа о жизни и творчестве сказочника, чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик», рассматривание иллюстраций, рисунки детей.
Вопросы викторины:
1.Злодей, невзлюбивший Оловянного солдатика: колдун, людоед, тролль?
2.Водоем, в который мальчики спустили лодочку с Оловянным солдатиком: канава, приток, ручеек?
3.Предмет, в котором находились 25 солдатиков: корзина, коробка, чемодан?
4.Кто проглотил Оловянного солдатика: аист, мышь, рыба?
5.Мать оловянных солдатиков: лилия, ложка, спица?
6.Лучшая игрушка мальчика, хозяина Оловянного солдатика: дворец, машина, солдат?
7.Что осталось от танцовщицы: брошка, кольцо, серьги?
8.Кто потребовал у Оловянного солдатика паспорт: крыса, лакей, сыщик?
9.Кто проснулся, когда игрушки расшумелись: жаворонок, камышёвка, канарейка?
10.Предмет, из которого выскочил злодей: банка, сундук, табакерка?
Приложение № 4
Консультация для родителей «Читаем детям»
Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся, как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека. Умение читать сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике. Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, что чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интересов книги должно стать приоритетом в развитие образования дошкольников. В подготовительной группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в произведении, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности.
Сказки, которые мы читаем детям
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Так какие же сказки вы читаете детям?
Хотим обратиться к истории сказки. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так, в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству». XIX век тоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же XIX века на нее ополчились известные тогда педагоги. Они были уверенны в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали, что сказка задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же, аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время, после Октябрьской революции. Педагоги, считали, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует, - ко всяким царевичам, царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.
Однако уже в XIX веке появились люди, которые хотели собирать и устное народное творчество (И. М. Снегирев, П. В. Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И.А.Худяков, П.А.Бессонов), благодаря их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.
Но нам следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.
Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Как подобрать книгу по возрасту?
Прежде всего, нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы. Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карл сон – герой без возраста. А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. Поэтому, выбирая ребенку книгу, советую читателям «Mир Cоветов», пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга. Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна. Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании». После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев» Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милина, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого. В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое. Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.